Стратегия и Управление.ru
Dec 5

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Теория открытых систем как основа инновационных технологий сферы сервиса и подготовки кадров для этой сферы

В статье предлагается рассматривать теорию открытых систем (ТОС) как научную основу инновационных технологий сферы сервиса и подготовки кадров для этой сферы, а в особенности как важнейший фактор развития и применения информационных технологий и систем (ИТ и ИС) в этих сферах.

Открытыми системами называют системы, разработанные в соответствии с принципами ТОС. Открытыми системами могут быть, например, техническое обеспечение (ТО), программное обеспечение (ПО), стандарты, спецификации, учебные пособия, курсы, программы и т. п. ТОС позволяет экономить материальные и интеллектуальные ресурсы при разработке и эксплуатации информационных систем в условиях исключительной динамичности современного научно-технического прогресса. Она достаточно просто распространяется на область материального производства, значительно сложнее — на гуманитарные области, область науки, искусства. Существуют педагогические исследования (Р. Р. Фокин, Г. В. Абрамян, М. А. Абиссова и др.) по ее адаптации к методике обучения в высшей школе.

В современных условиях информационного взрыва исключительно быстро стареют техническое и программное обеспечение (ТО и ПО), материалы учебных курсов, пособий, программ, государственных образовательных стандартов (ГОС). Важнейший источник проблем в инновационном развитии университетского комплекса в целом и образовательного процесса в частности состоит в исключительно высокой скорости, исключительной динамичности современного научно-технического прогресса, процессов информатизации общества, в быстрой смене приоритетов. В особенности это относится к применению информационных технологий (ИТ) в сфере высшего профессионального образования (ВПО).

В указанных выше условиях существование опробованных годами учебных курсов весьма проблематично, большую часть умственных усилий и времени преподаватель тратит на выполнение функций «живого магнитофона» — запоминать и воспроизводить. Такую умственную деятельность (воспроизведение действий по заданным методам, способам, алгоритмам) в психологии и педагогике (О. Зельц, В. И. Загвязинский) называют репродуктивной. А продуктивная и творческая деятельность — это поиск пути достижения поставленной цели путем внесения изменений в известные и создания новых методов, способов, алгоритмов. Дидактика как наука предполагает в процессе обучения постепенный переход обучаемого от репродуктивных действий к продуктивным, творческим. Если для преподавателя становятся невозможными никакие другие умственные действия в данной области науки, кроме репродуктивных, то и для студента становятся невозможными никакие другие умственные действия в этой области. Если, конечно, цели, касающиеся данной области науки и требующие продуктивных, творческих действий не будут появляться для студента из какого-то другого источника.

Указанный выше источник проблем, состоящий в исключительной динамичности современного научно-технического прогресса и процессов информатизации общества, ставит в процессе развития университетского комплекса следующие вопросы:

1) Не будет ли при частых сменах ТО, ПО, учебных материалов периодически пропадать интеллектуальный и физический труд педагога?

2) Сможет ли педагог в этих условиях оперативно корректировать содержание обучения, чтобы оно не так сильно отставало от развития науки и современных технологий?

3) Как разгрузить педагога при подготовке к занятиям от репродуктивной деятельности в пользу продуктивной?

4) Как разгрузить студента от репродуктивной деятельности при обучении в пользу продуктивной?

Похожие вопросы возникают, например, при разработке проекта информатизации некоторого предприятия. Не пропадут ли даром в очень недалеком будущем средства, вложенные сегодня в компьютеры, коммуникационные сети, программы, обучение сотрудников? Не придется ли в очень недалеком будущем сотрудникам вновь вручную вводить все данные уже в другие компьютеры? Станет ли труд сотрудников более продуктивным в результате реализации этого проекта?

Опора на теорию открытых систем (ТОС) при разработке и реализации таких проектов позволяет с большой вероятностью дать положительные ответы на эти и подобные им вопросы.

Открытые системы — это продукция, разработанная на основе открытых спецификаций. Таблица 1 показывает наглядно разработку открытых систем в области ИТ. Производитель разрабатывает модель будущего продукта, а затем производит продукт для потребителя. Если моделировать модель, то получится модель более высокого уровня абстракции, называемая метамоделью или метамоделью уровня 1. При моделировании метамодели уровня 1 получается еще более абстрактная метамодель уровня 2 и т. д. Совокупность таких моделей различных уровней абстракции называют многоуровневой или стратифицированной моделью. Открытые спецификации представляют собой многоуровневые модели, состоящие из метамодели уровня 1, метамодели уровня 2, …, метамодели уровня N.

Таблица 1. Открытые системы в области ИТ

метамодели уровня N

открытые рабочие группы

разрабатывают

открытые спецификации

…………

метамодели уровня 1

модели

производители

продукция

потребители

Открытые рабочие группы включают в себя компетентных в некотором направлении представителей научного мира, производителей, потребителей, эти группы называются открытыми, поскольку их деятельность полностью открыта для общества. Открытые спецификации называются открытыми, поскольку они открыты для внесения изменений в результате дискуссий внутри рабочей группы.

Разработанные таким образом продукты (открытые системы) должны без существенных изменений иметь возможность взаимодействия с другими системами (интероперабельность); добавления и изменения функций (расширяемость / масштабируемость); переноса в другую среду функционирования (мобильность / переносимость); должны быть легко осваиваемы людьми (дружественность). В скобках здесь указаны основные свойства открытых систем. Все указанные выше положения ТОС легко переносятся с ИТ на методику обучения, чего в принципе нельзя сказать, например, про методику обучения филологии.

Рискнем высказать здесь свое мнение по поводу реальной применимости ТОС. В современном мире открытых систем в чистом виде мало, часто в специальной литературе за открытые выдают похожие на них так называемые собственные системы. В них роль открытых рабочих групп и открытых спецификаций играют крупные корпорации или организации и спецификации, которые они выдают более мелким производителям, чтобы последние могли выполнить часть необходимой для некоторого крупного проекта работы. Естественно, о полной открытости для общества здесь говорить не приходится.

Например, широко известную собственную систему Microsoft Windows (семейство ОС) использует около 80% пользователей компьютеров, а аналогичную открытую систему Linux — лишь около 10%. Причем Linux как открытая система существует благодаря энтузиазму ее автора — Линуса Торвальдса (он как держатель авторских прав запрещает некоторые коммерческие операции с Linux), энтузиазму открытых сообществ любителей Linux, благодаря поддержке конкурентов Microsoft и скрытой поддержке самой Microsoft, которая заинтересована в существовании Linux, чтобы отклонить обвинения в монополизации рынка ОС.

Открытыми являются крупные международные организации: ISO (International Standarts Organization — Международная организация стандартов), IEC (International Electrical Committee — Международный электротехнический комитет), ITU (International Telecommunication Union — Международный телекоммуникационный союз), OMG (Object Model Group — группа моделирования объектов в составе более 800 компаний-членов, включая Microsoft, Sun, IBM, Inprise, Adobe, Corel), IETF (Internet Engineering Task Force — Тематическая группа по технологии Internet) и ее подразделение — рабочая группа по безопасности. Выпущенные ими стандарты можно считать открытыми.

Нельзя считать открытыми организациями Министерство обороны США, Гостехкомиссию РФ (ГТК), Федеральную службу безопасности РФ (ФСБ), Агентство национальной безопасности США (NSA — U. S. National Security Agency), национальные институты — Британский институт стандартов (BSI), Национальный институт стандартов и технологий США (NIST). Выпущенные ими многочисленные стандарты формально можно считать лишь собственными. Среди них «Оранжевая книга» и ее российский аналог «Гостехкомиссия России. Руководящий документ. Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации.», стандарты и руководства NIST и т. п.

Разработки, связанные с развитием университетского комплекса обычно разрабатывается конкретными преподавателями или сотрудниками университета для решения конкретной задачи. Формально, такие продукты, даже разработанные в соответствии с принципами ТОС, можно считать лишь собственными системами. Таким образом, при развитии университетского комплекса в соответствии с принципами ТОС методологической основой соответствующих проектов следует считать именно собственные системы.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру