Стратегия и Управление.ru
Dec 8

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Сервисы обучения информационными технологиям как форма инновационного развития образовательных учреждений университетского комплекса

В состав университетского комплекса СПбГУСЭ входят помимо университета также и средние специальные учебные заведения (ССУЗы). В статье рассматривается применение в рамках университетского комплекса ряда новых методик обучения информационным технологиям (ИТ). Эти методики базируются на использовании сервисов обучения (СО). СО – это педагогический термин, введенный нами и нашими коллегами (Абрамян Г. В., Фокин Р. Р.) в научных работах, исследующих компетентностный подход в обучении ИТ. Рассматриваемые методики приложимы как к высшим, так и средним специальным заведениям.

Часто перед педагогом ставится некоторая нетривиальная задача, причем ее решение ему не известно, но его необходимо оперативно найти и реализовать, тогда педагог фактически строит СО. Под СО мы будем понимать набор из некоторой возникающей именно в процессе обучения задачи и непустого множества ее решений. Решением задачи мы будем считать механизм ее реализации в учебном процессе. СО направлены главным образом на оперативное решение возникающих в процессе обучения нетривиальных задач. Фиксация в рамках СО и задачи, и найденных ее решений позволяет использовать СО неоднократно в анологичных ситуациях. Фактически педагог строит СО, если использовать данную терминологию. Таким образом, СО — это независимая от нас объективная педагогическая реальность. СО как объективная педагогическая реальность позволяет исследовать поставленную перед нами задачу.

В педагогической деятельности в процессе развития университетского комплекса такие нетривиальные задачи возникают довольно часто. Особенно характерны они в связи с обучением ИТ, а также в связи с использованием ИТ для обучения. В этой связи в наших исследованиях было выделено четыре источника проблем. Первый источник проблем в обучении ИТ в системе высшего профессионального образования (ВПО) по нашему мнению состоит в неоправданно большой доле лабораторных и практических занятий в ущерб лекционным. Второй источник проблем состоит в исключительно высокой скорости, исключительной динамичности современного научно-технического прогресса, процессов информатизации общества, в быстрой смене приоритетов. Третий источник проблем состоит в недостаточном учете психологических особенностей студентов при проведении занятия. Четвертый источник проблем состоит в том, что во многих вузах практически не внедряются методические новации, предлагаемые для обучения ИТ отдельными учеными-педагогами и даже НИИ, выполнявшими соответствующие научные работы. Причина в чрезмерной сложности практической реализации соответствующих методик. Как показывает наш педагогический опыт, использование СО позволяет существенно снизить остроту отмеченных проблем.

Приведем два примера разработанных нами сервисов обучения ИБ, которые могут быть использованы в рамках инновационного развития университетского образовательного комплекса. Технологии ИБ – это частный случай ИТ. Сервис параллельной компьютерной сети решает задачу обеспечения безопасности компьютерной сети вуза при изучении студентами сетевой ИБ. Решение предлагает создать для проведения таких занятий параллельную компьютерную сеть, не связанную с основной компьютерной сетью вуза. Для этого можно, например, отключить два учебных компьютера от сети вуза. Сервис разработки планов и программ методом обзора решает задачу разработки планов и программ обзорных курсов. Решение предлагает обязательно затронуть (хотя бы немного) все составные части тематики соответствующего курса, а не ограничиваться так называемыми основными моментами, поскольку выделение последних субъективно.

Учитывая важность информационной безопасности в современном мире нами был разработан и внедрен в учебный процесс ряда вузов спецкурс «Информационная безопасность в современном мире» для студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей. Он является обзорным. Тематический план нашего спецкурса — это список научных дисциплин в составе ИБ:

1) Организационно-правовое обеспечение ИБ

2) Стандарты ИБ

3) Криптология (криптография, криптоанализ, стеганография)

4) Вирусология

5) Сетевая ИБ

6) Инженерно-техническая защита информации

7) Управление рисками ИБ

8) Политика ИБ

Сейчас, в период становления обучения непрофессионалов ИБ, весьма актуальна следующая проблема. Часто педагог пишет тематический план такого курса, не имея большого опыта его преподавания. Он не может выделить его основные для данной аудитории моменты, а список научных дисциплин в составе ИБ он может взять из книг, Интернета и т. п.

Даже материалы государственных образовательных стандартов (ГОС) по обучению непрофессионалов ИБ, по-видимому, были написаны исходя именно из принципа выделения основных моментов. На наш взгляд, они выделены не лучшим образом. В наших работах, посвященных СО, мы применили к этим материалам этот наш сервис и выдвинули конкретные предложения по их корректировке.

Дадим развернутое определение понятия СО. Предположим, что в процессе обучения возникает некоторая задача P, являющаяся следствием именно обучения. Здесь мы намеренно не конкретизируем о каком именно обучении идет речь (обучение чему?, обучение кого?), мы имеем в виду собирательное понятие обучения. Под сервисом обучения S мы будем понимать набор из такой задачи P и непустого множества M ее решений Ri — см. формулу (1), где непустое множество M состоит из одного или нескольких элементов.

S=(P,M)                                           (1)

Где M={R1} или M={R1,R2…}

Решение возникающей в процессе обучения задачи мы будем называть механизмом реализации этой задачи. Заметим также, что в определении СО рассматриваются лишь задачи и механизмы, не входящие в противоречие с нормами и правилами, принятыми в системе образования. В принципе, для реализации P достаточно одного механизма, но если преподаватель располагает несколькими механизмами, то возрастает надежность реализации P. Если при проведении занятия не сработает один механизм, то преподаватель сможет применить другой.

Если говорить об обучении в рамках университетского комплекса студентов, то задачей P, упомянутой выше в определении СО, может быть, например, подготовка к чтению курса «Информационная безопасность», подготовка к проведению занятия по какой-нибудь посвященной информационной безопасности (ИБ) теме, например, подготовка к проведению занятия по теме «Структура политики ИБ предприятия», подготовка к проведению какого-нибудь посвященного ИБ фрагмента занятия, например, подготовка к проведению в рамках курса фрагмента занятия, посвященного шифру Цезаря-Цицерона.

Если бы мы стремились лишь к однократной реализации задачи P, то нас бы интересовало лишь множество M найденных механизмов ее реализации. Но мы хотим, как правило, использовать эти механизмы многократно и на протяжении длительного времени, поэтому мы должны зафиксировать P и M. Так мы приходим к понятию СО как набора (P,M).

Английское слово «service» переводится на русский язык как «служба». А служба означает, как правило, многократную реализацию на протяжении длительного времени некоторой задачи. Например, пожарная служба имеет задачу тушение пожаров и набор механизмов для ее многократной реализации с высокой надежностью на протяжении длительного времени.

В формуле (1) каждый механизм Ri — это набор из нескольких необходимых для реализации P компонент ri,kсм. формулу (2).

Ri=(ri, 1,ri, 2…)                                              (2)

Эти компоненты ri,k могут быть как материальными, так и интеллектуальными, в том числе теориями, методами, алгоритмами и т. п. Механизмы могут быть междисциплинарными, т. е. они помимо педагогических компонент могут при необходимости включать психологические, информационные, математические, технические и другие компоненты.

Введенное нами понятие СО близко по значению понятию сервиса из области ИТ. Например, говорят о пользовательских сервисах Internet. Среди них почтовый сервис, www-сервис, ftp-сервис, другие сервисы. Каждый из этих сервисов (служб) предоставляет пользователю возможность многократной реализации некоторой задачи на протяжении длительного времени. Например, почтовый сервис (почтовая служба) предоставляет пользователю возможность многократно и на протяжении длительного времени обмениваться письмами с другими пользователями, www-сервис (www-служба) — многократно и на протяжении длительного времени просматривать www-страницы, ftp-сервис (ftp-служба) — многократно и на протяжении длительного времени обмениваться файлами с ftp-серверами.

Предположим, что преподаватель многократно и на протяжении длительного времени в процессе обучения сталкивается с некоторой проблемой. У него есть задача — разрешить проблему, а механизма реализации этой задачи он изначально не знает. То, что он при этом реально делает, в системе введенных нами понятий формулируется как разработка и использование СО.

Описанные выше проблемы обучения ИТ в системе ВПО постоянно, с высокой частотой и в большом количестве ставят перед преподавателем разнообразные задачи, механизмы реализации которых ему неизвестны, но оперативная реализация которых необходима. Следовательно, особенностью труда преподавателей ИТ в системе ВПО фактически является постоянная деятельность по оперативной разработке и применению большого количества разнообразных СО.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру