Стратегия и Управление.ru
Dec 8

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Развитие отношений власти и потребительских обществ в условиях современных реформ

Снижение жизненного уровня населения России, характерное для 90-х годов, предопределило не­обходимость возвращения к кооперативным фор­мам организации в разных секторах экономики. Благоприятные условия для оздоровления соци­альных отношений создают кооперативные фор­мы хозяйствования.

Исключительное значение в развитии аграрного сектора, а, следовательно, в жизнеобеспечении сельского населения, имеет по­требительская кооперация, обслуживающая в на­стоящее время 35 миллионов сельских жителей. К началу современных экономических реформ доля потребительской кооперации в розничном то­варообороте страны составляла около 30% с охва­том торговым обслуживанием 40% населения, в том числе 90% жителей села. Однако в период реформ в России потребкооперация оказалась в наиболее трудном положении по сравнению с другими фор­мами кооперации.

Разгосударствление и приватизация собствен­ности расширили самостоятельность отечествен­ных предприятий и организаций, видоизменили их социально-экономические отношения с региональ­ными и местными органами власти и управления. Развернувшаяся в стране в 1991–1995 годы компа­ния коммерциализации и акционирования государ­ственных предприятий повлияла на деятельность многих организаций потребительской кооперации. Некоторые коллективы кооперативных магазинов, столовых, кафе, автобаз, получив статус юридиче­ских лиц, начали выходить из сельских и районных потребительских обществ. Возникла реальная угро­за утраты кооперативной собственности многими организациями потребительской кооперации. Еще большую угрозу кооперации представ­ляли попытки акционирования потребительских обществ. Определенное негативное влияние на со­стояние потребительской кооперации наложила заявленная правительством антимонопольная по­литика. Некоторые властные структуры относи­ли потребительскую кооперацию к монопольным организациям. В конечном итоге это выразилось в ограничениях организационно-распорядительных и контрольных функций Центросоюза. Центросоюз РФ является высшим органом потребительской кооперации, ее организационным, экономическим и идейно-методическим центром, защитником прав и интересов пайщиков, представителем системы потребительской кооперации в государственных структурах и международных организациях.

Кардинальное изменение условий хозяйство­вания, переход от системы, основанной на госу­дарственной собственности, к системе частнохо­зяйственного предпринимательства определили необходимость институционализации потребитель­ской кооперации в новой социально-экономической среде. То, что потребительская кооперация сохра­нилась вообще можно рассматривать как «резуль­тат естественного отбора институтов, обладающих наибольшим набором «социально целесообразных» признаков, помогающих выживанию социальных общностей, ведущих в итоге к росту благополучия и свободы общества». Финансовый и экономиче­ский кризис, который переживала потребительская кооперация в середине 90-х годов в рамках общеси­стемного кризиса, послужил благоприятствующим фактором для институциональных изменений, на­правленных на восстановление присущих коопера­ции принципов хозяйственной деятельности, ори­ентированных на рыночные условия и реализацию социальной миссии. Возрождение коопера­тивных принципов деятельности потребительской кооперации способствует возвращению ей статуса кооперативной организации в рамках реального об­щественного института — кооперации, который по­зволяет соединить преимущества рыночной эконо­мики как системы, основанной на индивидуализме, предприимчивости и риске, с социальной экономи­кой, базирующейся на коллективизме, общинности и взаимопомощи — признаках нерыночного мента­литета российского населения.

Период с 1991 по 1997 гг. был довольно сложным в истории отечественной потребительской коопера­ции. Потребительская кооперация лишилась части собственности, половины пайщиков, многих работ­ников. Хозяйственная деятельность стала убыточ­ной. Кризис охватил большинство потребсоюзов и в той или иной степени проявлялся во всех отраслях и видах деятельности. Однако этот период характе­ризовался и положительными тенденциями: нака­пливался опыт работы в условиях рынка, жесткой конкуренции, проверялась жизнеспособность орга­низационных структур, изменялась роль пайщиков и формы их экономического участия, совершен­ствовались отношения органов власти и потреби­тельской кооперации.

В 1992 году, когда политика шоковой терапии об­рушила многие сферы экономики, стали раздавать­ся призывы к ликвидации кооперативных союзов, в особенности со стороны Верховного Совета РФ. Возникла необходимость в законодательном акте, который бы восстановил легальный статус потре­бительской кооперации и ее союзную вертикаль. Таким актом стал принятый Верховным Советом РФ при непосредственных усилиях Центросоюза РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992 года. Он оказал боль­шое влияние на развитие потребительской коопе­рации в течение 1992–1997 годов, но главное, этот закон, а также ряд постановлений Правительства России, обеспечив правовую защиту, позволили со­хранить потребительскую кооперацию как систему от развала и акционирования, помогли решить мно­гие спорные вопросы, которые возникли в отноше­ниях между кооперацией и органами государствен­ной власти.

Важным правовым условием дальнейшего раз­вития потребительской кооперации явился Указ Президента РФ «О мерах по стабилизации обеспе­чения сельского населения товарами и услугами» № 795 от 31 мая 1996 года, провозгласивший госу­дарственную поддержку организаций потребитель­ской кооперации и обязавший восстановить до 1 сентября 1996 года имущественные права граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991­1996 гг., обеспечить их информирование и широкое участие в деятельности своих обществ.

Следующим условием правового обеспечения по­требительской кооперации и возрождения ее основ стал вступивший в силу 11 июля 1997 года Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Он признал организационную структуру потребитель­ских обществ и их союзов как систему потребитель­ской кооперации в Российской Федерации, наделил союзы распорядительными и контрольными функ­циями, определил потребительские общества и их союзы субъектами собственности, утвердил новые органы управления — Советы, обозначил распреде­ление функций между общими собраниями, совета­ми и правлениями потребительских обществ и их союзов. Закон восстановил роль пайщиков в управ­лении и хозяйственной деятельности всех органи­заций потребительской кооперации, возвратил им хозяйственные права.

Последующая хозяйственная и социальная дея­тельность потребительских обществ и их союзов показала необходимость дальнейшего совершен­ствования законодательной базы. В этой связи 29 марта 2000 года Государственной думой был при­нят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской Кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Новый закон определял функции, состав и порядок образования советов и правлений потребитель­ских обществ и их союзов, обязательность выпол­нения решений Центросоюза для потребительских обществ, их районных, областных, краевых и ре­спубликанских союзов, процедуры отстранения от должности выборных должностных лиц и другие нормы. Закон «О потребительской кооперации (по­требительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определяет потребительскую коопе­рацию как систему потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения матери­альных и иных потребностей их членов.

Законы (1997, 2000 и 2001 гг.), принятые по инициативе Центросоюза РФ, положили начало возрождению потребительской кооперации как де­мократической, подлинно народной организации. Возобладали демократические принципы в струк­туре управления потребкооперации, были упоря­дочены взаимоотношения кооперативных органи­заций с органами государственной власти — с 1994 года они стали строиться на основе соглашений, предусматривающих обязательства сторон по обе­спечению обслуживания сельского населения, а с 1997 года заключение таких соглашений закрепле­но законом. Постоянные контакты и работа Центросоюза с властными структурами обеспечива­ют государственную поддержку потребкооперации, понимание ее социальной значимости.

В соответствии с принятым законодательством и правовыми нормативами налоговой полити­ки, региональные органы власти получили право корректировать эти отношения, разрабатывая и предоставляя льготы отдельным предприятиям в зависимости от их роли и участия в формировании пропорций регионального воспроизводственного процесса и сводного баланса региона.

В России с декабря 1995 года действует Закон о сельскохозяйственной кооперации, согласно кото­рому к потребительским кооперативам отнесены перерабатывающие, сбытовые (торговые), снаб­женческие, обслуживающие, кредитные, страховые и другие кооперативы. Все они являются некоммер­ческими организациями, что соответствует приро­де кооперации. Законом предусмотрено, что госу­дарство стимулирует и поддерживает деятельность кооперации путем выделения средств из бюджетов для приобретения и строительства кооперативных предприятий, для создания кредитных и страхо­вых кооперативов. Предусмотрено также преиму­щественное право кооперативов на приобретение приватизируемых государственных предприятий. Принятие Закона о сельскохозяйственной коопера­ции дало толчок интенсивному созданию коопера­тивов снизу.

В новых условиях для потребительской коопера­ции актуальными стали проблема выживания и по­иск направлений стратегии устойчивого развития.

Решение данных проблем связывалось с мобилиза­цией потенциала потребительской кооперации, ее внутренних возможностей для выхода из кризиса; адаптацией, приспособлением ее деятельности к условиям рынка; укреплением единства системы на основе кооперативных принципов и ценностей.

1998–2000 гг. стали переломными в истории рос­сийской потребительской кооперации. Ее возрожде­ние началось с выработки концепции и Программы развития и стабилизации потребительской коо­перации Российской Федерации на 1998–2002 гг. В концепции были определены основные направле­ния стабилизации финансово-хозяйственной дея­тельности и перехода организаций потребитель­ской кооперации к стадии устойчивого роста. Она включает также пути решения наиболее важных проблем: укрепление социальной базы системы; ре­формирование организационной структуры управ­ления, создание правового обеспечения; эффектив­ная кадровая политика, образование, социальная защищенность работников; достижение безубыточ­ной деятельности и преодоление финансового кри­зиса; сохранение социальной природы кооперации, целостности системы, демократических принципов управления.

Вторым документом, определившим совре­менные направления развития системы, стала Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года, при­нятие которой было определено расширением пра­вового контроля кооперации, усилением интеграци­онных процессов, формированием кооперативной философии, культуры идеологии, консолидацией сил в реализации социальных программ.

Принятие в качестве стратегической, приоритет­ной — социальной миссии потребительской коопе­рации стало важным моментом, определившим со­временное развитие потребительской кооперации и характер ее дальнейших отношений с властью, о чем было заявлено на научно-практических конфе­ренциях. Обеспечение занятости населения, оказа­ние помощи людям в благоустройстве своей жизни, предоставление им возможности зарабатывать на жизнь — это и есть предметное воплощение борьбы с бедностью.

В условиях перехода от патерналистской модели к социальной, рыночной, от всесторонней ответствен­ности государства за социально-экономическое по­ложение своих граждан, от массовой социальной защиты и поддержки, разветвленной сети бесплат­ных учреждений социальной сферы к рыночным методам в нашей стране резко обострились соци­альные проблемы. Современное состояние социальной сферы, особенно в сельской местности, характеризуется как критическое. Поэтому то, что потребительская кооперация в качестве главной цели своего развития определила решение ряда со­циальных проблем на селе, обусловило интерес к ней со стороны органов власти разных уровней, от Правительства до муниципалитетов. Органы вла­сти во многих регионах увидели в потребительской кооперации партнера, который при определенном взаимодействии способствовал бы решению как со­циальных, так и экономических проблем. Особенно актуальным вопрос об упрочнении партнерских отношений между кооперацией и исполнительной властью является для органов власти и управления сельских районных администраций и муниципали­тетов, которые наиболее приближены к сельскому населению и не всегда имеют достаточно средств для решения его проблем. Данная ситуация опреде­лила характер развития отношений между потре­бительской кооперацией и органами власти разных уровней как партнерских во многих регионах и тер­риториях страны.

Государство и органы местного самоуправления выступают по отношению к потребительской коопе­рации как группы, заинтересованные в ее деятель­ности, наряду с другими таким группами. Эта заинте­ресованность обусловлена тем, что потребительская кооперация осуществляя хозяйственно-финансовую деятельность, создает благоприятные условия для развития сельских рынков товаров, услуг, труда, стабилизирует социально-экономическую обста­новку в регионе, создавая рабочие места на своих предприятиях и обеспечивая занятость сельского населения на основе самозанятости. Она вы­ступает как один из стабилизаторов современной переходной экономики, как доходообразующая си­стема, обеспечивая значительную часть местных бюджетов, участвует в обустройстве села, создавая производственную и социальную инфраструктуру. Выполняя функции, свойственные государству, коо­перация выступает таким институтом, который по­зволяет поддерживать социальное равновесие всего общества.

Реализация во всех структурах потребительской кооперации Программы стабилизации и развития до 2002 года, поддержка государства, обсуждение проблем повышения эффективности и активизации участия пайщиков в работе кооперативов на много­численных семинарах руководителей и специали­стов, научно-практических конференциях позво­лили остановить продолжавшийся на протяжении ряда лет спад и добиться устойчивого роста в тор­говле, заготовках, производстве, других отраслях. Потребительская кооперация перешла от стратегии выживания и стабилизации к стратегии сбаланси­рованного развития, устойчивого экономического роста.

Приоритетными направлениями развития по­требительской кооперации, поддерживаемыми го­сударством, на ближайшую перспективу являются:

— сохранение существующих и развитие новых отраслей и видов деятельности;

— создание в каждом сельском районе с учетом экономической целесообразности маломасштабных производств (хлеба, хлебобулочных изделий, безал­когольных напитков и пива, колбасных изделий, пе­реработки молока), развитие народных промыслов;

— расширение сфер деятельности (банки и стра­ховые компании, оптовые и продовольственные рынки, подсобные сельские хозяйства, бригады по ремонту и расчистке дорог, мастерские по ремонту обуви, парикмахерские, фотографии, ритуальные услуги, мельничное производство, гостиничное хо­зяйство и туристическая деятельность, торговля медикаментами и др.).

Во многих республиках, краях и областях коопе­раторы более чем на треть обеспечивают потреб­ности обслуживаемого населения в основных про­дуктах питания. Кооперативными предприятиями вырабатывается более 400 наименований продо­вольственных товаров, около 70 наименований пиво-безалкогольной продукции.

Современная потребительская кооперация выступает как многоотраслевая социально- экономическая система, основной целью функ­ционирования которой является удовлетворение в основном личных потребностей своих членов- пайщиков в товарах, услугах. Характерной особен­ностью деятельности потребительской кооперации является сочетание хозяйственных и обществен­ных, социальных функций. В этой связи потреби­тельскую кооперацию отличает кооперативная са­мобытность, т. е. статус некоммерческой, социально ориентированной общественной системы, коопера­тивная идеология, культура, принципы и ценности: взаимопомощь, демократия, равенство, справедли­вость и солидарность, что определяет ее потенциал и преимущества по сравнению с другими рыночны­ми субъектами.

Для сельского населения кооперация представ­ляет возможность покупки качественных и отно­сительно дешевых товаров, разнообразных услуг, возможность трудоустройства. Для органов мест­ного самоуправления — получение реальной воз­можности увеличения налоговых поступлений от предприятий потребительской кооперации с гаран­тией прозрачности учета и отсутствия сокрытия налогооблагаемой базы, приобретение в лице по­требкооперации помощника, партнера в реализа­ции социальных программ. Основными функциями потребкооперации остались хозяйственные (за­купочная, торговая, производственная и др.) и со­циальная. Однако в настоящее время, в отличие от советского периода, в связи с кризисной ситуацией в экономике и социальной сфере на селе, приори­тет отдается именно социальной функции, а хозяй­ственные функции рассматриваются как эконо­мическая база для реализации социальной миссии потребкооперации.

В советский период развития потребительская кооперация рассматривалась как организация, выполняющая преимущественно хозяйственные функции, а социальная миссия в большей степени декларировалась, и в ее реализации не было особой необходимости, поскольку основные социальные функции выполняло государство. Потребительская кооперация занималась торговлей, заготовками сельскохозяйственной продукции и сырья, произ­водством, решением других хозяйственных задач, что делало ее функционально сходной с министер­ством или любой другой хозяйственной структурой.

Однако в современных условиях потребитель­ская кооперация как хозяйственная организация не составляет пока конкуренции частным предприя­тиям, но способна выполнять социальные функции, что становится важным, поскольку государство ока­залось не в состоянии решать многие социальные проблемы жителей села. Это позволит повысить жизнеспособность потребительской кооперации в условиях кризиса за счет поддержки со стороны пайщиков, населения и государства.

Прошедшие в 2005–2009 годах научно- практические конференции и выработанные ими рекомендации нацеливают усилия каждой коопера­тивной организации и потребкооперации в целом на выполнение ею социальной миссии в первую очередь — на борьбу с бедностью.

Главными направлениями в решении этой про­блемы являются поддержка уровня жизни сельско­го населения, обеспечение занятости, сохранение семейных хозяйств. Широкое развитие получают сейчас хозяйства населения по выращиванию ого­родных, зерновых и кормовых культур, откорму скота и птицы, возрождаются народные промыслы, открываются малые производства — мельницы, кру­порушки, зернодробилки, маслобойни, пункты сбо­ра и сепарирования молока, мини-пекарни, пекарни и лавки на дому, расширяется использование труда надомников, особенно инвалидов, пенсионеров, до­мохозяек. Меры по увеличению закупок сельхозпро­дукции, лекарственно-технического сырья, дикора­стущих плодов и ягод, грибов также направлены на обеспечение людям дополнительного заработка.

Потребкооперация развивает на селе сферу услуг — открывает мастерские по ремонту обуви, одежды, бытовой техники, пошивочные мастерские, парик­махерские, налаживает аптечную торговлю, про­дажу препаратов для лечения животных, предо­ставляет населению различные производственные, ритуальные услуги, осваивает придорожный, тури­стический, гостиничный и другие виды сервиса.

Потребительская кооперация, как и прежде, яв­ляется лидирующей кооперативной системой и в своей основе продолжает оставаться социально ориентированной системой, которая направлена на борьбу с бедностью, с безработицей максимально используя свои ресурсы. Также упорядочены взаи­моотношения кооперации с органами государствен­ной власти, законодательно закреплены основные кооперативные принципы. Современная потреби­тельская кооперация проникает во все сферы от­расли экономики, формирует оптимальное соот­ношение крупных, средних и малых предприятий, организаций.

В настоящее время по дороге рыночной эконо­мики движется вся Россия. Но у потребительской кооперации возникает немало серьезных трудно­стей в процессе адаптации к рыночным отношени­ям и достижении устойчивого социально экономи­ческого развития. Это характеризуется тем, что в условиях рынка на сегодняшний день социально- экономическая деятельность потребительской кооперации развивается в конкурентной среде, где разворачивается соперничество между хозяйству­ющими субъектами за потребителей, за доступ к ресурсам и их размещение. Для обеспечения долго­временной конкурентоспособности недостаточно только обладание преимуществ на основе факторов. Важен не только запас факторов, сколько скорость, с которой они создаются, совершенствуются, приспо­сабливаются в нужном предприятии. Иными слова­ми инновации определяют сегодня конкурентное преимущество и конкурентоспособность хозяйству­ющего субъекта.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру