Стратегия и Управление.ru
Nov 24

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Развитие караванинга в России

Уровень развития караванинга в Европе пока­зывает, что при должном подходе это направление автотуризма способно стать одним из ключевых в туристской индустрии. Вместе с этим становление отрасли караванинга в Европе проходило в несколь­ко этапов. В общей сложности для достижения со­временного уровня потребовалось не менее 30 лет.

В России караванинг развивается около 10 лет. За это время достигнуты определенные результаты: появился рынок автодомов и караванов, ведущие производители отрасли начали работу в России. Однако в последний год рост отрасли караванинга замедлился.

Для определения причин негативных тенденций, перспектив и возможностей развития отрасли был проведен анализ отрасли, представлен­ный в таблице 1.

Таблица 1. Анализ индустрии караванинга.

Предпосылки / преимущества:

-  мобильность автодома, вариативность путешествия;

-  большой потенциал въездного туристского потока (только в Европе насчитывается 5400000 караванеров);

-  значительный природно-экологический, историко-культурный и рекреационный потенциал;

-  реализация региональных программ по развитию дорожной и придорожной инфраструктуры;

-  тенденции к переориентации туристических операторов на внутренний рынок;

-  рост объема в России внутреннего туристского потока (около 10% в год);

-    положительные тенденции развития «туризма выходного дня», «агро туризма», «экологического туризма», «событийного туризма»;

-  факт перенасыщения европейской отрасли караванинга — ожидаемая экспансия в Россию;

-  наличие в стране крупных консалтинговых и венчурных компаний, способных стимулировать привлечение компаний из малого и среднего бизнеса;

-  наличие особых экономических зон, на территориях которых действует особый режим предпринимательской деятельности;

-  развитие информационных ресурсов.

Слабые стороны (недостатки):

-  низкий уровень развития придорожной инфраструктуры, нехватка мест размещения (мини отелей, кемпингов, мотелей, отелей, организованных мест отдыха, стоянок);

-  низкое качество придорожного сервиса и высокие цены на размещение;

-  неоправданно высокие цены на автодома и караваны;

-  высокие цены на аренду автодомов и караванов (до 50% выше, чем в Европе);

-  отсутствие поддержки со стороны государства, слабая поддержка на региональном уровне;

-  высокие цены на аренду земельных участков в регионах с высокой туристской привлекательностью;

-  низкое качество и плотность дорог во многих регионах;

-  низкая информированность о существовании караванинга в России, как внутри страны, так и за ее пределами;

-  недостаточный уровень маркетингового продвижения (как на внутреннем, так и на внешнем рынках) туристского потенциала России и субъектов;

-  отсутствие сильных отраслевых структур (союзов, ассоциаций, клубов, федераций по караванингу и автотуризму);

-  пробелы в нормативно-правовом обеспечении;

-  отсутствие отечественных производителей автодомов и караванов;

-  высокие таможенные пошлины на импортируемые автодома и караваны;

-  отсутствие единых норм и стандартов по созданию кемпинговой инфраструктуры;

-  низкий уровень конкуренции на рынке караванинга, недостаточное число торговых компаний в сфере караванинга;

-  отсутствие авторизованных сервисных станций для автодомов и караванов;

-  сложившийся имидж России в Европе, как страны непривлекательной для туризма;

-  низкий уровень безопасности

Возможности / потенциал:

-  привлечение инвесторов и развитие инфраструктуры для караванинга;

-  развитие аренды и лизинга;

-  поддержка отрасли на государственном и региональном уровне;

-  рост внутреннего и въездного туризма;

-  развитие национальных парков; освоение территорий с запретами на стационарное строительство;

-  развитие информационных ресурсов;

-  появление отраслевых объединений;

-  развитие российского производства автодомов;

— увеличение числа торговых компаний по продаже и аренде автодомов.

Угрозы:

-  стихийное нерегулируемое развитие отрасли;

-  сохранение диспропорции между ценой и качеством услуг;

-  отсутствие внимания к отрасли со стороны федеральной и региональных власти;

-  сохранение заградительных ввозных таможенных пошлин;

-  снижение уровня жизни населения.

Среди ключевых вопросов требующих решения для преодоления «застоя» в отрасли караванинга в России, по нашему мнению, следует отметить:

1.Снижение ввозных таможенных пошлин. 35% конечной стоимости автодома и каравана состав­ляет ввозная таможенная пошлина. Указанная по­шлина введена для поддержки отечественного авто производителя, однако в России производство кара­ванов и автодомов отсутствует. Аналогичная техни­ка в Европе стоит в 1,6–2 раза дешевле, чем в России.

2. Отсутствие российских производителей авто­домов и караванов. По экспертным оценкам евро­пейских производителей, экономическая целесоо­бразность организации производства достигается при гарантированном сбыте \ производстве мини­мум 2500 тыс. единиц техники ежегодно.

3.  Низкий уровень маркетингового продвиже­ния внутреннего туристского продукта, потенциала России. Как показывает европейский опыт, важную роль в популяризации отраслей автотуризма и кара- ванинга играет наличие в Европе отраслевых объе­динений (федераций, ассоциаций, союзов и клубов), отраслевых выставок, выпуск специализированной справочно-информационной литературы (карты, справочники и т. д.), отраслевых интернет-порталов, международных информационных систем брониро­вания автодомов и караванов и мест размещения.

4. Отсутствие системы классификации кемпинг- площадок на территории Российской Федерации, при разработке которой представляется целесоо­бразным ориентация на основные параметры си­стем классификации принятых и действующих в Европе, при их обязательной адаптации российским условиям.

5. Пробелы в нормативной правовой базе. Отсутствие караванинга в российском законодатель­стве, увеличение в России разрешенной максималь­ной массы автодомов и автомобилей с жилым при­цепом, относящихся к категории «B» до 4250 тонн (принятая Европейским Парламентом директива).

6.  Отсутствие специализированных сервисных станций по обслуживанию автодомов и караванов в России. Основная доля ввозимых в Россию авто­домов и караванов базируется на шасси следующих производителей: Me^edes Sprinter, Ford Transit, Fiat Ducato. Как показал опрос торговых компаний дей­ствующих на территории России, проблемы гаран­тийного и сервисного обслуживания ввозимой на территорию России техники, они вынуждены ре­шать собственными силами.

В современной ситуации усилия компаний- производителей техники караванинга, дилерских центров явно недостаточны для преодоления «за­стоя» отрасли. Перспективы развития во многом зависят от координации бизнеса и органов власти. Положительными моментами является организация в 2009 г. Национальной Ассоциации Караванинга — некоммерческого объединения отрасли, а так­же проведение первой в России специализирован­ной выставки отрасли караванинга «Караванинг- Автодом».

Потребность в эффективном государственном финансовом контроле (ГФК) вызывается тем обстоятельством, что контроль обеспечивает не­обходимую в экономике обратную связь, система­тическую сверку планов и фактических результа­тов.

Обобщая большинство высказываний ведущих экономистов в этой области (И. А. Белобжецкого, Ю. А. Данилевского, Л. Н. Овсянникова, Н. Д. Погосяна, Ю. В. Петровой, В. В. Бурцева, В. А. Жукова, В. Ф. Палия и др.), можно отметить крайнюю оза­боченность по поводу отсутствия полноценной системы государственного контроля в России. Выделим главные проблемы и недостат­ки, стоящие перед ГФК в настоящее время:

— отсутствие четкой и полной нормативной и правовой базы. Государственный финансовый контроль не стандартизирован, отсутствуют об­щие для всех контрольных органов правила кон­троля, не регламентирована его периодичность;

— контрольная деятельность государственных органов не отвечает предъявленным требовани­ям сегодняшнего дня, существующая система от­четности в некоторых контрольных органах не позволяет судить о реальном исполнении ими своих функций;

— имеет место нерациональное разделение обя­занностей между субъектами контроля;

— неэффективность системы ГФК.

В рамках выделенных недостатков организа­ции ГФК в России необходимо произвести более детальное их описание.

Так, говоря об отсутствии четкой нормативно- правовой базы, необходимо отметить, что основ­ные идеи заключаются в создании единой концепции, правовой базы и системы органов го­сударственного контроля.

Нынешнее состояние института государствен­ного финансового контроля, когда отсутствует единое понимание самого понятия «государствен­ный финансовый контроль», когда существует си­стема контролирующих органов, объединенных одной целью, но тем не менее имеющих разную правовую основу и пересекающихся и порой ду­блирующих направления деятельности, не может удовлетворить потребности общества в эффек­тивной реализации задач хозяйственной деятель­ности.

Вместе с тем распространено мнение, что основ­ные проблемы нормативно-правового регулиро­вания государственного финансового контроля решены Бюджетным кодексом РФ. На самом деле положения Кодекса в отношении контроля далеко не совершенны. К тому же текст Кодекса излишне часто изменяется и дополняется, что приводит к появлению новых неясностей и упущений.

Главный же недостаток контрольной состав­ляющей Бюджетного кодекса РФ в том, что до­кумент фактически ставит знак равенства между бюджетным контролем и ГФК. Бюджетный кон­троль — основная, но не исчерпывающая и не ис­ключительная сфера деятельности органов фи­нансового контроля. Между тем в Бюджетном кодексе РФ нет содержательного определения ни государственного, ни бюджетного контроля, не сформулированы их задачи. Уже только поэтому контроль должен регламентироваться самостоя­тельным законодательным актом. Также следует учесть, что интересы государства в области фи­нансов не ограничиваются лишь бюджетом, кон­трольная деятельность касается также налоговой, таможенной, банковской сферы.

В рамках второго выделенного недостатка ор­ганизации ГФК (не соответствие на сегодняшний день предъявленным требованиям) можно выде­лить следующие проблемы — не приведены к еди­нообразию отчеты отдельно взятых контрольных органов, не упорядочены правила оценки их эф­фективности, нет сводной отчетности ГФК.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру