Стратегия и Управление.ru
Jul 22

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Проблемы налогообложения юридических лиц в условиях кризиса

Основные направления налоговой политики России на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов формировались в условиях стабильно растущей экономики и предполагали ряд мер, направленных на совершенствование налоговой системы страны. Был продекларирован отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Пересмотр бюджета в условиях мирового финансового кризиса предопределил необходимость корректировки налоговой политики государства в сложившихся условиях, поэтому Минфин России и Минэкономразвития России разрабатывают новый документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», учитывающий ряд мер, касающихся всех участников налоговых отношений на среднесрочный период. Рассмотрим этот документ по состоянию на конец марта 2009 г., так как он будет основанием для внесения в течение трех лет необходимых корректировок в законодательство по налогам и сборам.

Меньше всего изменилось обложение косвенными налогами — это касается и ставок, и налогового механизма в целом, поэтому в перспективе намечен ряд мер по его совершенствованию.

Предполагаемого снижения ставки НДС в 2009 г. не произошло и в ближайшей перспективе не предвидится, однако некоторые изменения все-таки будут введены.

Сложная ситуация, связанная с применением нулевой ставки НДС, которая в настоящее время зачастую используется недобросовестными налогоплательщиками для ухода от уплаты НДС и получения необоснованных налоговых вычетов, предполагает необходимость уточнения перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки налога. В настоящее время разработана и в ближайшей перспективе будет введена Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров, которая уже одобрена Распоряжением Правительства РФ от 07.03.2008 N 288-р.

Одновременно для добросовестных налогоплательщиков предполагается внести в НК РФ изменения, направленные на сокращение сроков и упрощение процедуры возмещения НДС при использовании нулевой ставки налога.

Предполагаются также внесение изменений в порядок оформления счетов-фактур и решение проблемы оформления счетов-фактур с отрицательными показателями для уточнения порядка предоставления налоговых вычетов по таким счетам-фактурам.

Совершение акцизного налогообложения в перспективе связывается прежде всего с механизмом предотвращения ухода от их уплаты. Эту проблему предполагается устранить следующим образом: в действующий порядок будут внесены изменения, которые продекларируют возможность получения налоговых вычетов только в том случае, если использованное для производства алкогольной продукции исходное сырье будет соответствовать ГОСТу и другой нормативной документации, регулирующей процесс производства конкретной алкогольной продукции. Кроме того, чтобы предотвратить существующие злоупотребления, связанные с возвратом алкогольной продукции производителю, предполагается предусмотреть восстановление полученных налоговых вычетов и уплату соответствующих сумм в бюджет в этом случае, а также и в случае утраты (недостачи) алкогольной продукции и в случае уничтожения налогоплательщиком произведенной им алкогольной продукции.

Предполагается, что в ближайшей перспективе будут четко установлены границы ответственности банков за неправомерное применение налогоплательщиками освобождения от уплаты акцизов, что, несомненно, должно привести к более взвешенному подходу банков к предоставлению данной гарантии.

Что касается ставок акцизов, то за последние годы налогоплательщики привыкли к механизму их индексации,— он отменен не будет. В то же время сложная ситуация с ценообразованием в сфере реализации нефтепродуктов вынуждает внести существенные коррективы. Предполагается, что ставки акцизов на нефтепродукты на 2009 — 2010 гг. индексироваться не будут, а в дальнейшей перспективе они будут снижаться, но только для тех производителей, которые реализуют бензин и дизельное топливо более высокого класса, нежели остальные. Прогноз для остальных ставок подакцизных товаров сделать пока невозможно, поскольку все будет зависеть от прогнозируемого индекса потребительских цен.

Наиболее существенные преимущества с 2009 г. предоставлены налогоплательщикам по уплате налога на прибыль. Главное, что ставка налога снижена до 20%, причем за счет части, зачисляемой в федеральный бюджет, поэтому налогоплательщики могут также рассчитывать и на снижение региональной ставки на 4%, как было ранее. В то же время по налогу на прибыль остается еще масса нерешенных вопросов, провоцирующих налогоплательщиков на получение необоснованной налоговой выгоды и затрудняющих процесс налоговой проверки.

Решение крайне сложной проблемы налогообложения прибыли от операций с ценными бумагами в ближайшие три года выходит на первый план. Ввиду нестабильности финансовых рынков будет уточняться редакция ст. 280 «Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами» НК РФ в части определения рыночных цен ценных бумаг для расчета налога на прибыль организаций. В первую очередь намечается сократить — с 12 месяцев до 90 дней — срок, в течение которого цена на ценную бумагу будет считаться рыночной, относительно цены, сложившейся на торгах в прошлом.

С 2010 г. планируется внесение в налоговое законодательство изменения, которое касается переноса убытков на будущее при реорганизации или приобретении компаний. Проведение реорганизации широко используется как механизм минимизации налога на прибыль, причем не только у нас в стране, но и за рубежом. При действующем порядке возможность за счет присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытка всю полученную прибыль является стимулом, направленным на приобретение убыточного бизнеса. Предполагается установление ограничений как по возможности использования прибыли на погашение убытка, так и по срокам, в течение которых этот убыток можно списывать на финансовый результат последующих налоговых периодов (в настоящее время этот срок составляет 10 лет).

Важное перспективное направление совершенствования налогового законодательства по налогу на прибыль связано с тем, что начиная с 2010 г. предполагается установление отчетного периода по налогу равным налоговому периоду, то есть календарному году (вместо I квартала, полугодия, девяти месяцев). Эта мера значительно упростит расчет авансовых платежей по налогу на прибыль, поскольку он будет рассчитываться в соответствии с показателями предыдущего года и не потребует ежемесячного или ежеквартального определения налоговой базы; естественно, что в конце налогового периода платежи будут скорректированы в соответствии с реальным финансовым результатом.

В отличие от предыдущих лет, изменения упрощенной системы налогообложения в перспективе несколько ограничат круг потенциальных налогоплательщиков за счет организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, и некоммерческих организаций, поскольку именно в этих сферах деятельности чаще всего отмечались злоупотребления полученными преимуществами при помощи различных налоговых схем.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) получил широкое распространение за счет обязательного его применения на территории субъектов Российской Федерации, где приняты соответствующие законы,— а это практически все субъекты Российской Федерации. Такой налоговый режим не просто упрощает процедуру расчета и уплаты налогов, но и дает существенную материальную выгоду. Справедливым является то, что с 2009 г. принято решение ограничить сферу применения ЕНВД теми налогоплательщиками, среднесписочная численность работников у которых за предшествующий календарный год не превысила 100 человек. В то же время организация с численностью работников около 100 человек далеко не всегда является микробизнесом — все зависит от объема ее деятельности. Поэтому в ближайшей перспективе намечается еще одно ограничение для перехода на уплату ЕНВД — выручка от реализации товаров (работ, услуг) не должна будет превышать 60 млн руб., установленных законодательством о развитии малого и среднего предпринимательства для микропредприятий. Предполагается также внести изменения в порядок расчета базовой доходности по видам деятельности, с тем чтобы указанные показатели базировались на отраслевых расчетах базовой доходности, проводимых в порядке, установленном Правительством РФ; кроме того, указанные показатели предполагается индексировать не реже, чем раз в три года.

Минфин России предлагает также ряд мер, направленных на совершенствование налогового администрирования, в том числе и уточняющих положения, касающиеся ответственности за нарушение налогового законодательства, совершение налогового правонарушения, несоблюдение сроков уплаты налогов.

В целом можно сделать вывод о том, что, в отличие от ранее введенных изменений в налоговое законодательство, предлагаемые изменения нацелены на перспективу и в большей степени ориентированы на устранение тех пробелов, которые способствуют уклонению от уплаты налогов, наносят экономический ущерб государству, что вполне логично при сохранении достаточно низкого уровня налогового бремени.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру