Стратегия и Управление.ru
Dec 9

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Помощь Правительства РФ в развитии малого и среднего предпринимательства в условиях мирового финансового кризиса

«Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться»

(Из концепции «Государственная политика и развитие малого предпринимательства в России»)

Мировой опыт подтверждает — предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Практически все страны мира пришли к выводу, что залог их экономической стабильности – это малые формы предпринимательской деятельности. И это относится к любому типу экономики – будь то рыночная или же плановая. Европа и США пережили страшную депрессию, тяжелейшую инфляцию и глобальную безработицу. В итоге пришли к выводу, что кризис способны преодолевать только небольшие компании. В условиях всеобщей стагнации и застоя малые предприятия способны развиваться и расти.

Развитие российского малого и среднего предпринимательства разделилось на два этапа: до НЭПа и после СССР. После гражданской войны значительная часть малых и средних предприятий оказалась разрушенной и разоренной. После того, как было позволено поднимать промышленность частникам, все, кто хоть что-то понимал в товарно-денежных отношениях, брали в аренду промышленные и торговые предприятия, открывали собственные магазины и небольшие цеха. Через 5–6 лет на их долю приходилось более 25% промышленности, 83% мелкорозничной и 15% оптовой торговли. Можно говорить о том, что мелкий бизнес поднят экономику СССР. Но к началу 30-х годов прошлого века частный капитал вытеснили из всех отраслей экономики. Возвращение предпринимателей произошло спустя 57 лет.

1992–1995 годы характеризуются экономистами как период шоковой терапии. Тысячи людей остались без работы, галопирующая инфляция уничтожала все накопления. Спасением для сотен тысяч семей стал малый бизнес. В 1992 году в стране было зарегистрировано 268 тысяч малых предприятий, а в 1994-м их было уже 862 тысячи. Однако высокие темпы роста инфляции и дефицит денежных ресурсов сделали производство крайне рискованным и убыточным, поэтому предприниматели осваивали розничную и оптовую торговлю.

Кризис 1998 года унес тысячи малых и средних предприятий. В целом хоть с потерями, но малый и средний бизнес пережил это тяжёлое время. Пост кризисный период дал возможность развития малой российской промышленности. Согласно опросам крупнейших мониторинговых компаний, большая часть руководителей малых и средних российских предприятий удовлетворены результатами 2007 года. 70% опрошенных отметили, что объем рынка, на котором они работают, за последний год значительно вырос. Более половины сообщили об улучшении состояния своих дел, и более 60% намерены значительно расшириться.

2008 год стал стартовым для мирового финансово-экономического кризиса. В России кризис развивается существенно быстрее, чем на Западе, он быстро и жестко перекинулся на реальный сектор, поэтому выходить из него будет тяжелее, чем в целом в мировой экономике. Границы кризиса еще не определены, и многие проявления кризиса вызваны именно неопределенностью. Тем не менее, кризис уже отражается на малых и средних предприятиях – у них высокая зависимость от оборотных средств, ниже устойчивость по отношению к рискам неплатежей со стороны заказчиков, снижается потребление продукции, в которой традиционно велика доля субконтрактных поставок комплектующих от малых предприятий, снижается объем заказов. В этих условиях требует решения ряд вопросов по поддержке и развитию малого предпринимательства:

—  Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства с учетом изменений действующей нормативно-правовой базы и изменений в экономической ситуации;

— Выявление проблем и выработка механизмов их устранения;

— Обобщение накопленного опыта и выбор наиболее эффективных подходов;

— Определение мер, наиболее необходимых для развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере и другие.

Многие из направлений антикризисной поддержки малых предприятий стали уже законами, но многие еще остаются предложениями и по которым решения предстоит принимать.

Федеральный Закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на совершенствование налогового администрирования, порядка исчисления и уплаты НДС, НДФЛ, налога на прибыль организаций и УСН:

—  В части уплаты налога на прибыль вводятся следующие основные изменения: ставка налога снижена с 24% до 20% за счет уменьшения суммы налога, зачисляемой в федеральный бюджет (с 6,5% до 2,5%);

— Увеличен размер амортизационной премии с 10% до 30% для определенных групп оборудования;

К положительным мерам поддержки малых и средних предприятий можно отнести изменения в таможенной политике, направленные на снижение доли импорта на потребительском рынке, планируемое субсидирование производства и экспорта промышленной продукции, анонсированное совершенствование нормативной базы в финансовой сфере.

Учитывая последствия мирового финансового кризиса, в течение 2010 года будет действовать льготная тарифная ставка на аренду для предприятий малого бизнеса.

Одним из приоритетов развития экономики является переход к инновационной модели экономики – высоконаучной, технологичной, производственной. В связи с этим к малым предприятиям уделяется не только особое внимание, но и предъявляются новые требования. Во-первых, малый бизнес должен стать источником новой прослойки российского общества – среднего класса. Во-вторых, малые предприятия должны взять на себя роль основного локомотива инновационного бизнеса. Мировая практика доказала, что в сфере НИОКР гораздо эффективнее, гибче, предприимчивее и доходнее именно организации малого и среднего размера. В то же время развитие инновационного предпринимательства требует наличия активных, высокообразованных кадров, формирования действующей эффективной модели инновационной системы, охватывающей все этапы реализации инновационного процесса.

Появление предприятий в инновационной сфере диктует новые требования к нежилым помещениям. Помещения должны отвечать современным качественным, технологическим и функциональным требованиям инновационного бизнеса, а также иметь необходимую для осуществления соответствующего вида деятельности площадь, поскольку для организации даже мелкосерийного производства инновационной продукции зачастую необходимы значительные производственные площади.

Правительством Российской Федерации принимаются определенные меры по кредитованию малого предпринимательства в условиях кризиса: коммерческим банкам выданы кредиты в объеме 950 млрд. руб. (500 млрд. руб. получит Сбербанк, 200 млрд. руб. – ВТБ, 250 млрд. руб. – остальные коммерческие банки), которые должны стабилизировать ситуацию в банковском секторе.

В последнее время предприниматели обеспокоены создавшейся ситуацией, их волнуют вопросы финансовой поддержки и проблемы получения кредитов в банках. В связи с этим, был проведен мониторинг кредитования за 9 месяцев.

Полученная информация от тринадцати банков констатирует следующие факты. Объем кредитных средств, выданных коммерческими банками субъектам малого предпринимательства, составил 7 млрд. 888 млн. рублей. Для сравнения – показатель за аналогичный период 2007 года составил 3 млрд. 595 млн. рублей. В процентном соотношении по объемам кредитования, доля кредитов, полученных малыми предприятиями, составила 64,7%, индивидуальными предпринимателями – 35,3%. Кредитами пользуются в основном предприниматели, занятые в сфере торговли, услугах, строительстве, производстве, сельском хозяйстве.

Практически все банки готовы работать с предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность не менее 6 месяцев (только Сбербанк кредитует предпринимателей, осуществляющих деятельность не менее 3-х месяцев). Перечень предлагаемых кредитных продуктов для малых предприятий включает в себя краткосрочные кредиты, кредитные линии (возобновляемые и невозобновляемые), овердрафт, микрокредитование. По итогам 9 месяцев процентная ставка по кредитам по сравнению с 1-м кварталом 2009 года выросла. Если в начале года банки озвучивали ставку от 14% годовых, сейчас банковская ставка колеблется от 17 до 27% годовых. При этом в банках, кроме процентной ставки по кредиту предусмотрены ежемесячные комиссии за банковское обслуживание в пределах 0,2–0,4% и единовременная комиссия за открытие счета 1-2%. Сроки кредитования составляют от 1 до 5 лет (средний срок 3 года), виды обеспечения по кредиту – залог имущества, поручительство третьих лиц.

Казалось бы в целом, ситуация на рынке банковского кредитования в условиях финансового кризиса не вызывает тревоги. Тем не менее, как отмечают сами предприниматели, финансовый кризис привел к росту процентных ставок, ужесточению требований банков к заемщикам, сокращению сроков кредитования, увеличению сроков рассмотрения заявок и выдачи кредитов. Все это делает банковские кредиты менее доступными для малого и среднего предпринимательства.

Малый бизнес не знает себе равных по приспособляемости и способности оживить экономику, вывести ее из кризиса и обеспечить индивидуальный подход к потребителю товаров и услуг.

Развитие малого и среднего предпринимательства необходимо только  потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру