Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Партнерство частного и государственного сектора как направление развития экономики регионов

Настоящий период развития России, обусловленный финансовым кризисом и надви­гающейся рецессией национальной экономики, можно охарактеризовать как «антикризис­ный сценарий управления страной». Важнейшим направлением такого сценария является не только минимизация угрозы, надвигающейся на отечественную экономику, но и придание импульса к модернизации последней.

Одним из главных механизмов такого пути развития страны на сегодняшний момент является взаимодействие между органами государственной власти и бизнесом. Безусловно, оно является необходимым условием эффективного функцио­нирования рыночной экономики в силу объединения социальных и общенациональных функций государства и функций бизнеса как движущей силы развития и приращения общест­венного богатства. Такое партнерство государства и частных предпринимателей в мировой практике получило название государственно-частного партнерства (ГЧП).

Как известно, в экономической теории выделяют 3 основных субъекта хозяйственных отношений. Это государство, общество и бизнес. Ключевыми институтами взаимодействия государства и частного сектора являются:

1. государственно-частное партнерство;

2. лоббирующие и саморегулируемые организации бизнеса.

Существует множество трактовок понятия ГЧП, проанализировав их, можно выделить основные характеристики этого явления:

1. временной период: средне- и долгосрочное сотрудничество;

2. форма: взаимное участие государственного и частного секторов в выполнении со­циально-экономических функций и решении общественно значимых задач на на­циональном, региональном и местном уровнях;

3. мотивация: объединяющий общий интерес: государство заинтересовано в финан­сировании затрат в сфере развития страны (расходная заинтересованность), бизнес — в увеличении и стабильности получения прибыли (доходная заинтересован­ность);

4. обеспечение: обмен ресурсами между государственным и частным сектором;

5.сферы взаимодействия: инфраструктурный капитал (ЖКХ, транспорт, связь, энер­гетика, научные технологии, культура и др.);

6. характер иерархии: паритет (равенство прав и ответственности) между государст­вом и бизнесом;

Специфика взаимоотношений между государством и частным бизнесом в рамках ГЧП состоит в реализации партнерских отношений путем перераспределения правомочий собст­венности и функций управления. Государство благодаря партнерству с бизнесом решает сис­темные проблемы развития, экономя бюджетные затраты, разделяя риски, а также повышая качество работ и услуг. Интерес для частного сектора в ГЧП составляет: доступ к традиционно государственным сферам хозяйственной деятельности, прямая поддержка со стороны властей и долговременное размещение инвестиций под государственные гарантии. Эффективность ГЧП подтверждена мировым опытом, а, применяя данный механизм в российских условиях, отдача существенна: так, по оценке руководителя Внешэкономбанка, на каждый рубль от госу­дарства можно привлечь 3–5 рублей от частных инвесторов.

Формы государственно-частного партнерства можно классифицировать по разным ос­нованиям. В мировой практике традиционно выделяют ГЧП:

—  по количеству обязательств, которые берут на себя стороны соглашения (это контракт, договор аренды (лизинга), соглашение о разделе продукции, инвестиционный контракт, концессии, акционирование, долевое участие частного капитала в госпредприятиях); S в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, ответственности за проведение различных видов работ (это BOT, BOOT, BTO, BOO, BOMT, DBOOT, DBFO).

Говоря о формах государственно-частного партнерства в России, следует отметить, что на региональном уровне распространены такие как:

1) налоговые льготы (на конец 2006 г. данные преференции предоставил 73 субъект РФ);

2) гарантии по займам (61 регион предоставил в 2006 году частным предприятиям);

3) соинвестирование коммерческих проектов (60 субъектов использовали такую форму сотрудничества);

4) инвестиционный налоговый кредит (использовали 50 регионов);

5) субсидирование процентных ставок (на конец 2006 года применили 43 региона).

На федеральном уровне в дополнение к старым инструментам федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП) сформировалась линия новых:

-  Инвестиционный фонд;

-  особые экономические зоны;

-  концессии;

— венчурный фонд;

-  технопарки и бизнес-инкубаторы.

В зависимости от развития конкретного региона, от потребностей и возможностей ча­стного сектора в каждом субъекте РФ применяется разный набор форм государственно- частного партнерства.

Проанализируем разные модели государственно-частного партнерства в регионах.

1. Алтайский край, обладающий высоким экономическим потенциалом и стабильно раз­вивающейся экономикой, использует следующие преференции государства для пред­приятий:

A) за счет средств регионального бюджета субсидируется ⅔ банковской про­центной ставки по кредитам, привлекаемым организациями края или индивидуаль­ными предпринимателями в российских кредитных организациях (Благодаря этой ме­ре за 2006–2007 гг. в экономику края было привлечено более 5 млрд.рублей инвести­ционных средств).

Б) предоставляются субсидии по налогу на имущество и налогу на прибыль орга­низациям (За 2006–2007 гг. при поддержке краевого бюджета в виде субсидирования налога на имущества было проведено обновление промышленного капитала на 1,4 млрд. руб.).

B) Администрация края использует соглашения о социально-экономическом партнерстве с крупнейшими отечественными компаниями, работающими на территории региона (соглашение с ОАО «РЖД» в районе г. Камень-на-Оби о продолжении строи­тельства нового железнодорожного моста через Обь; соглашение с Уральской горноме­таллургической компанией и ОАО «Сибирь-Полиметаллы» о ремонте моста и финан­сированию социальных программ).

2. Татарстанская модель заключается в реализации таких форм ГЧП как особые эконо­мические зоны (ОЭЗ) и технопарки. Наиболее распространенная схема выглядит сле­дующим образом: государство за свой счет оснащает инфраструктурой площадку и поддерживает налоговыми льготами приходящий на нее частный бизнес. Самыми эф­фективными считаются ОЭЗ «Алабуга» и инновационно-производственный техно­парк (ИПТ) «Идея». Эти структуры расположены на территории Республики Татар­стан. Именно в этом субъекте РФ власть и бизнес — не просто партнеры, они взаимно инкорпорированы; на этом основывается доверие между ними. По такому подобию сформировано много площадок в разных городах страны.

3. В Кировской области востребованными формами государственной поддержки частно­го сектора являются:

A) субсидирование %-ной ставки по кредитам; Б) льгота по налогу на прибыль;

B) предоставление грантов для коммерциализации инвестиционных инициатив (правительство предоставляет гранты для подготовки бизнес-планов, участия в вы­ставках, организации мероприятий, связанных с рыночным продвижением техноло­гий, продуктов и услуг области).

Г) налоговый кредит — получают предприятия, инвестирующие в производство продуктов питания и развития местных сырьевых баз, что отнесено к приоритетах ре- гиональной экономики.

Д) введение патронажного сертификата губернатора (это является нормативной новацией области). Его получатель может претендовать на получение господдержки в нескольких формах. Но при этом объем инвестиций должен составлять не менее 1 млрд.рублей — в промышленном и 400 млн.руб.— в аграрном секторе. Такая преферен­ция стимулирует приход крупных инвесторов в капиталоемкие отрасли, где местного потенциала недостаточно.

4. Саратовская модель государственно-частного партнерства основана на внедрении концессии. По концессионному соглашению инвестор обязуется создать (реконструи­ровать) недвижимое имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, затем получать прибыль от эксплуатации этого имущества. Благодаря этой форме ГЧП планируется привлечь частный капитал в ЖКХ, культуру, спорт, от­дых и туризм, дорожное строительство, тепло- и электросетевое строительство, а также решить проблему недостроенных объектов основных средств. В этой связи возникают проблемы правового регулирования и законодательного учета интересов всех сторон.

5. Самарская модель. В этом субъекте РФ создано открытое акционерное общество «Корпорация развития Самарской области». Эта компания признана стать интегра­тором региональных институтов развития, таких как технопарков, областных целевых программ, инновационных и ипотечных фондов. В рамках ее компетенции находится реализация инвестиционных проектов — «точек роста» региональной экономики, связанных с высокими рисками и предполагающие срок окупаемости более 5 лет. Кон­трольный пакет (50,2% от уставного капитала) поделила Самарская область и Внеш­экономбанк, остальные 49,8% от уставного капитала предоставлены на рынке для целе­вых инвесторов-учредителей.

Формы сотрудничества государства и частного бизнеса весьма разнообразны. В сего­дняшних условиях партнерство рассматривается как основной фактор дальнейшего прогрес­сивного инновационного развития регионов и страны в целом. Отношения между государст­венным и частным сектором должны строиться на равноответственном партнерстве участни­ков каждого конкретного проекта. В этом случае государственно-частное партнерство обеспе­чит развитие местных рынков капитала, товаров и услуг, выход на мировые рынки капиталов, активизирует привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, что, в конечном счете, станет главным оружием в борьбе с экономическим кризисом.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру