Стратегия и Управление.ru
Dec 8

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Особенности транспортировки Казахстанской нефти через территорию РФ

Еще в 1997 году Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев обратился к своему народу с посланием «Процветание, безопасность и улучшение благосо­стояния всех казахстанцев», которое определило стратегические приоритеты развития Казахстана на период до 2030 года. В соответствии с посланием одним из долгосрочных приоритетов Республики Казахстан в энергетической сфере должно было стать создание системы независимых маршрутов для экспорта нефти, способных предотвратить за­висимость Казахстана от одного «соседа». Такая по­литика Казахстана, как государства, не имеющего выхода к открытому морю, была оправдана тем, что подавляющая часть углеводородов транспортиро­валась на тот момент времени через российскую си­стему магистральных нефтепроводов.

По состоянию на 2010 год можно констатиро­вать, что Казахстан проделал огромную работу по диверсификации направлений экспорта нефти, и в настоящее время уже практически создана экспорт­ная система, дающая казахстанским грузоотправи­телям возможность выбора рынков сбыта.

В настоящее время Казахстану доступны три направления экспорта нефти через территорию России. Во-первых, это долгое время являющийся основным экспортным маршрутом для экспорта ка­захстанской нефти — трубопровод Атырау — Самара, в 2009 г. по которому было прокачено рекордные 17,5 млн. тонн нефти. Второй маршрут — это морские по­ставки из Актау в Махачкалу для дальнейшей транс­портировки по системе магистральных нефтепро­водов ОАО «АК «Транснефть» в порт Новороссийск. Третий маршрут — нефтепровод Каспийского трубо­проводного консорциума (КТК), по которому в 2009 г. было транспортировано 27,2 млн. тонн казахстан­ской нефти.

Нельзя не сказать, что в настоящее время увели­чение поставок нефти из Казахстана по российской территории ограничено фактической пропускной способностью указанных нефтепроводов.

Если говорить об альтернативных маршрутах, позволяющих Казахстану экспортировать нефть в обход территории России стоит отметить активно развивающиеся направление экспорта казахстан­ской нефти в Китай по нефтепроводу «Казахстан — Китай», который был создан на паритетных на­чалах между АО «КазТрансОйл» и Китайской на­циональной нефтегазовой корпорацией (КННК), первый этап которого ознаменовался в 2006 г. запу­ском нефтепровода Атасу — Алашенькоу, а в 2009 г. в рамках второго этапа был введен в эксплуатацию нефтепровод Кенкияк — Кумколь, что обеспечило соединение западной и восточной сети магистраль­ных нефтепроводов Казахстана, благодаря чему стало возможным осуществлять поставку нефти Актюбинской и Западно-Казахстанской областей в направлении Китая.

Транспортировка казахстанской нефти в обход территории России также осуществляется морским путем из порта Актау в направлении портов Нека (Иран) и Баку.

Рассматривая перспективы дальнейшего роста добычи нефти в Казахстане (по прогнозам добыча возрастет до 150 млн. тонн к 2020 году) встает за­кономерный вопрос о дальнейшем развитии экс­портных систем магистральных нефтепроводов, позволяющих доставлять казахстанскую нефть на мировые рынки.

Так, в настоящее время Казахстан участвует в проекте расширения нефтепровода КТК. В результа­те увеличения пропускной способности данного не­фтепровода его мощность должна составить к 2015г. 67 млн. тонн в год.

С российской стороной Казахстан также участву­ет в проработке проекта расширения нефтепровода Атырау — Самара, по которому уже долгое время не может быть принято решения.

Так, в 2008 году ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «КазТрансОйл» начали совместную работу по изуче­нию возможности увеличения пропускной способ­ности данного нефтепровода до 25 млн. тонн нефти в год с транспортировкой порядка 10,0 млн. тонн легкой нефти в направлении порта Новороссийск. В рамках совместной работы было разработано ТЭО проекта и проведена сравнительная оценка транс­портировки нефти по нефтепроводу по сравнению с альтернативными маршрутами, которая показала, что этот маршрут является для казахстанских гру­зоотправителей вторым по экономической привле­кательности после КТК.

Однако до сих пор казахстанские нефтедобываю­щие компании не представали информации о своих планах в отношении заполнения увеличенных мощ­ностей нефтепровода Атырау — Самара, на основа­нии которых могло было быть принято решение о дальнейших действиях по развитию этого проекта.

Казахстанская сторона не может принять ре­шение относительно проекта расширения не­фтепровода Атырау — Самара даже, несмотря на подписанный 20 ноября 2009 года Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о транзите нефти от 7 июня 2002 года, в соответствии с кото­рым тариф на транспортировку казахстанской неф­ти через территорию России нефти до конца 2014 года был зафиксирован на уровне 1 ноября 2009 года с последующей индексацией только один раз в год в соответствии с уровнем инфляции. В резуль­тате чего в настоящее время тарифы на транспор­тировку нефти по магистральным нефтепроводам ОАО «АК «Транснефть» устанавливаются дифферен­цированно для российских и казахстанских грузо­отправителей (в результате чего удельный тариф на транспортировку нефти для российских грузоот­правителей выше, чем для казахстанских).

Более того, по итогам 6 месяцев 2010 г. на­блюдается существенное снижение объемов про­качки казахстанской нефти по маршруту Атырау — Самара (7,29 млн. тонн по сравнению с 8,62 млн. тонн за аналогичный период 2009 г.). Такое значи­тельное снижение объемов транспортировки неф­ти через данный нефтепровод по информации АО «КазТрансОйл» объясняется переориентированием поставок углеводородного сырья одним из основ­ных грузоотправителей АО «СНПС-Актобемунайгаз» из нефтепровода Атырау — Самара в нефтепровод Кенкияк — Кумколь (для поставок в Китай). В этой связи под вопрос ставится не только будущее про­екта расширения нефтепровода Атырау — Самара, но и сохранение объемов прокачки, зафиксированных в межправительственном Соглашении о транзите нефти от 7 июня 2002 года (не менее 15 млн. тонн в год).

Как представляется, такая политика Казахстана по отношению к развитию маршрутов экспорта нефти по территории Российской Федерации мо­жет диктоваться сугубо политическими мотивами, которые основываются на желании уменьшить за­висимость от одного транзитера. В данном контек­сте Казахстан активно развивает новые маршруты экспорта собственной нефти в обход территории России.

Так, в настоящее время Казахстан совместно с азербайджанскими партнерами активно принима­ет участие в проекте Казахстанской каспийской си­стемы транспортировки (ККСТ), которая включает в себя строительство нефтепровода Ескене-Курык и создание Транскаспийской системы (Курык- Баку), что сможет обеспечить Казахстану выход на Средиземное море через территорию Азербайджана, Грузии и Турции по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан.

Такой проект требует вложения существенных материальных ресурсов: требуется строительство нефтесливных терминалов на казахстанском по­бережье Каспийского моря, танкеров и судов, не­фтеналивных терминалов на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительных со­оружений до нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Планируется, что ККСТ обеспечит на начальном эта­пе транспортировку 23 млн. тонн нефти в год с по­следующим увеличением до 35-56 млн. тонн в год.

Для реализации этого проекта Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики и АО «КазМунайГаз» уже создана совместная компа­ния и объявлен международный тендер на опреде­ление подрядчика на подготовку ТЭО проекта.

Более того Казахстан изучает возможности экс­порта своей нефти и по другим альтернативным маршрутам. Так, в рамках официальной встречи в марте 2010 г. Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и Президента Румынии Траяна Басеску обсуждались перспективы дальнейшего сотрудни­чества по развитию маршрутов транспортировки казахстанских энергоносителей в Румынию.

Нурсултан Назарбаев обратил внимание на то, что с вводом в эксплуатацию крупнейшего в мире месторождения «Кашаган» представляется пер­спективным создание нового маршрута транспор­тировки нефти из Казахстана через Каспийское море в Баку, далее через Грузию и Черное море тан­керами в Румынию.

Такая стратегия Астаны по диверсификации маршрутов экспорта нефти, как было отмечено выше, не всегда может основываться на чисто эко­номической выгоде,— определяющую роль в этом вопросе в последнее время начинает играет поли­тика.

В этой связи, возникает закономерный вопрос о дальнейших перспективах развития транзита ка­захстанской нефти через территорию Российской Федерации.

В данном случае «борьба» между странами- транзитерами казахстанской нефти может раз­вернуться за дополнительные 70 млн. тонн нефти в год2020 г.), которые смогли бы обеспечить для России увеличение тарифной выручки; опти­мальную загрузку систем магистральных нефте­проводов, а также усиление ведущей роли России в вопросах политической интеграции со странами Каспийского региона.

Таким образом, для сохранения и увеличения объемов транспортируемой через территорию Российской Федерации казахстанской нефти необ­ходимо предпринять попытки по разработке еди­ной стратегии России по обеспечению транспор­тировки казахстанской (каспийской) нефти через территорию Российской Федерации. Такого рода стратегия должна заключаться в разработке и реа­лизации мероприятий, направленных на усиление роли России, как транзитного коридора для транс­портировки нефти.

Для высокоэффективной работы современного предприятия, в какой бы сфере экономики оно ни работало, необходима хорошо налаженная система управленческого учета и отчетности для менедже­ров разных уровней. В системе управленческого учета формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых для це­лей управления аналитических разрезах. При этом руководство предприятия, исходя из особенностей деятельности и условий хозяйствования, самостоя­тельно решает, в каких разрезах классифицировать объекты управления и как осуществлять их учет.

Для предприятий, работающих в отрасли про­мышленности строительных материалов, основ­ным методом учета затрат является попередельно полуфабрикатный. Это обусловлено особенностью производства в данной отрасли, которая состоит в том, что результат каждого передела может быть реализован на сторону как самостоятельный про­дукт. Основные переделы: добыча сырья, техноло­гическая транспортировка сырья, подготовка сы­рья, производство (обжиг) клинкера, производство (помол) цемента.

Учет осуществляется с перечислением себестои­мости полуфабрикатов собственного производства при передаче их из передела (цеха) в передел (цех) в системе счетов бухгалтерского учета. Себестоимость определяется по выпуску продукции каждого пере­дела. При этом калькулируется себестоимость не только продукта по предприятию в целом, но и продукции отдельных переделов, передаваемой другим переделам для обработки или для сборки. Подобный вариант учета предполагает использова­ние бухгалтерского счета 21 «Полуфабрикаты соб­ственного производства». Калькуляция содержит комплексную статью такого же названия, которая в последующем расшифровывается и детализируется. Затраты на изготовление полуфабрикатов собствен­ного производства учитываются в каждом цехе ком­плексной статьей «Полуфабрикаты собственного производства» (счет 21). Передача полуфабрикатов собственного производства из одного цеха (пере­дела) в другой может отражаться на синтетических счетах по фактической себестоимости, а в текущем учете — по нормативной (плановой) себестоимости с последующим доведением ее до фактической се­бестоимости. По дебету счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» отражаются расходы, связанные с изготовлением полуфабрика­тов. По кредиту счета 21 «Полуфабрикаты собствен­ного производства» отражается стоимость полуфа­брикатов, переданных на дальнейшую переработку (в корреспонденции со счетом 20 «Основное произ­водство») или реализованных другим предприяти­ям (в корреспонденции со счетом 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»).

Необходимо отметить, что одной из предпосы­лок для выделения управленского учета в отдель­ную подсистему является тот факт, что основой управленческого учета является не учет затрат, а управление. Для этого учет ведется по единицам финансовой оргструктуры, т. е. по центрам финан­совой ответственности: затрат, доходов, прибыли и инвестиций, затраты распределяются по объектам калькулирования, а их оценка осуществляется на основе стандарт-коста и директ-коста с использова­нием операционного анализа.

Таблица 1. Элементы финансовой оргструктуры

Центры ответственности

Ответственность

Права

Центр затрат

За произведенные затраты и нефинансовые цели

Руководитель не может самостоятельно назначать цены и менять объем производства

Центр доходов

За доходы и нефинансовые цели, но не за произведенные затраты

Руководитель не может самостоятельно назначать пены и менять объем производства

Центр прибыли

За прибыль и как правило * за нефинансовые цели

Руководитель может самостоятельно назначать цены и менять объем производства

Центр инвестиций

За прибыль и эффективность капвложений

Руководитель может самостоятельно назначать цены, менять объем производства и инвестировать

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру