Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Основы методики формирования и оценки уровня качества продукции

Любой бизнес требует определения альтернативных путей развития (уровня качества и ассортимента продукции) и соответствующего обоснования целесообразности инвестирования мероприятий по достижению целей, при этом, между микро- и макроэкономикой нет никакого противоречия, а их значимость принципиально равнозначна при формировании заданного уровня качества.

Особую важность имеет потребительская ценность, определяющая спрос на продукцию, и соответственно, целесообразность вложения инвестиций в повышение уровня качества. Качество продукции, понятие комплексное, характеризующее эффективность предпринимательской деятельности и факторы его конкурентоспособности. В связи с повышением неценовых форм конкурентной борьбы, вопросы управления качеством продукции приобретают особую актуальность.

Систему управления качеством продукции необходимо рассматривать, как совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально–технических и информационных  средств.

Управление качеством продукции, как и всякое управление, заключается в выработке управляющих решений и их реализация в виде тех или иных воздействий на объект управления и включает анализ внешних  и внутренних факторов, формирующих уровень качества производимой продукции.

По результатам анализа всех факторов, составляется план  обеспечения заданного уровня качества, как составная часть стратегического плана, устанавливаются критерии, в соответствии с которыми осуществляется организация и контроль производства. Многообразия процессов организации и производства любой продукции, обусловило потребность организовывать не только управление качеством продукции, но и управление всем процессом ее создания, реализации, потребления и утилизации.

Продукцию необходимо рассматривать как  комплексное понятие, т. е. результат деятельности производителя  (поставщика) и потребителя. Концептуально, для управления качеством необходимо ориентироваться на процессный подход. Определив основные этапы, выбирают методы, используемые при выполнении каждого этапа (методологию) и соответственно формулируют концепцию управления качеством.

Повышения качества продукции, как правило, способствуют повышению прибыли и соответственно конкурентоспособности предприятия.  Обеспечение эффективности таких программ тесно связано с выбором базовых показателей качества, методик их определения, корреляционной зависимости между инвестициями в качество и ценой.

Соответствие фактического уровня качества  (Рф) продукции базовому уровню (Рб), предусмотренному нормативно-технической документацией (НТД), оценивается их разницей /P/, которая должна быть не более величины а, установленной НТД.

Большое значение, при оценке уровня качества продукции имеют альтернативные признаки, которые могут иметь только два взаимоисключающих вида (варианта), например наличие или отсутствие определенного компонента в данной продукции. В отличие от альтернативных многовариантные признаки могут иметь более двух видов, например форма упаковки продукции при  условии, что его форма  возможна более чем в два вариантах и т. д.

Многие показатели качества продукции находятся в функциональной или корреляционной зависимости от ее параметров. Качественный признак может оказывать влияние на вид функциональной или корреляционной зависимости показателей качества продукции от ее параметров. Сопоставление качественных признаков дает возможность обнаружить только сам факт отклонения фактического состояния от желаемого. Сопоставление же количественных показателей качества позволяет оценить, насколько велико это отклонение, и принять управляющее решение, отвечающее его величине.

Современной научной основой, на которой осуществляется выработка наилучших управляющих решений в системе управления качеством продукции, служит количественная оценка ее качества. Альтернативные и многовариантные качественные признаки продукции могут быть переведены в категорию количественных характеристик ее качества.

— в соответствии с целью оценки качества продукции анализируются соответствующие показатели качества;

— выбор и  обоснование номенклатуры показателей качества;

— выбор  методов для  определения значений показателей качества;

— обоснование базовых показателей качества и их исходных данных;

— определение фактических значений показателей качества и сопоставление их с базовыми показателями;

-  анализ причин отклонений фактических и базовых показателей качества;

— оценка возможностей устранения отклонений;

— анализ альтернативных решений устранения отклонений;

— выбор рационального решения;

— принятие управленческого решения.

Содержание перечисленных этапов и объем работ на каждом из них существенно зависят от цели оценки уровня качества продукции.

Необходимо учитывать, что не всякий экономический показатель является показателем качества продукции. К экономическим показателям качества продукции необходимо относить те из них, которые характеризуют затраты на производство, хранение и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость.

В целях достижения конкурентных преимуществ продукции, производители должны думать не только о своей собственной цепочке ценностей, но и о системе предоставления потребительской ценности в целом.

Систему предоставления ценностей, необходимо рассматривать как сеть, состоящую из производителя, его поставщиков, дистрибьюторов и, в конечном итоге, потребителей, которые сотрудничают друг с другом на условиях «партнерства» с целью повышения эффективности всей системы в целом.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру