Стратегия и Управление.ru
Dec 6

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Обеспечение экономической безопасности личности как многоуровневый интегрированный процесс

В зарубежных публикациях экономическую безопасность личности принято толковать как «отсутствие острой угрозы минимально прием­лемому уровню основных ценностей, которые в стране считаются жизненно необходимыми. Эта фраза возникает в том случае, когда внешние эко­номические параметры изменяются настолько, что появляются условия, способные разрушить существующую социально-политическую си­стему.

При этом кто-то или что-то угрожает нам отторжением от наших первостепенных ценно­стей». В трактовке экономической безопасности на Западе принято рассматривать в качестве ее важнейших характеристик самостоятельность и независимость принятия экономических реше­ний.

Другие авторы рассматривают экономическую безопасность личности, главным образом, в кон­тексте проблем бедности и углубления диффе­ренциации доходов населения.

В данной связи возникает вопрос, следует ли экономическую безопасность личности рассма­тривать лишь в отношении бедствующих слоев населения и тех, кому угрожает бедность, или в качестве универсального аспекта жизнедеятель­ности любого человека без исключения, в том числе и прекрасно обеспеченного.

Автор придерживается позиции, согласно ко­торой экономическая безопасность личности является важнейшей составной частью жизне­деятельности любого человека без исключения, несмотря на уровень его личного благосостояния или даже богатства и места в обществе и госу­дарстве. При этом экономическая безопасность личности выступает как антипод угроз экономи­ческому положению личности или ее развитию в экономической сфере. У людей, в зависимости от их уровня образования и профессиональной подготовки, места и роли в системе обществен­ного разделения труда, накопленного личного капитала возникают свои, особенные угрозы их экономическому положению и экономической перспективе, соответственно и экономическая безопасность в отношении разных людей приоб­ретает разное содержание и значение, формы ее выражения далеко не одинаковы. Одно дело эко­номическая безопасность работника, не имеюще­го значительных сбережений и живущего исклю­чительно на свою зарплату и совсем другое дело экономическая безопасность рантье, скопившего миллионы долларов США и озабоченного тем, как обезопасить свой капитал от инфляции и других угроз.

Несмотря на индивидуально- конкретные раз­личия в характере экономической безопасности личностей, все же существует ее общие характер­ные черты, которые могут быть сведены к двум основным типам:

— тип экономической безопасности личности основан на самоактивности личности, ее усилиях, целеустремленной деятельности в области само­совершенствования и самообразования, профес­сионального и карьерного роста и т. д.;

— тип экономической безопасности личности основан на ее социальной поддержке со стороны семьи, общества и государства, а также, в ряде случаев, со стороны бывших работодателей.

Очевидно, что общество и государство должны создавать благоприятные условия для осущест­вления обоих типов экономической безопасности личности, а также действенно способствовать их ресурсному обеспечению; во-вторых, активно влиять на формирование оптимального соотно­шения обоих типов экономической безопасности.

Автор разработала модель обеспечения эконо­мической безопасности личности в современном обществе, учтя оба ее типа (рис. 1).

Соотношение основополагающих видов экономической безопасности - личности, общества и государства

Рис. 1. Соотношение основополагающих видов экономической безопасности — личности, общества и государства

В основу этой модели положены следующие положения:

1. Экономическая безопасность личности структурирована по ее жизненному циклу, в кото­ром выделены следующие фазы (стадии):

а) условия здорового образа жизни в физи­ческом и психическом отношении, который за­кладывается в детстве и молодости, но в ряде случаев люди могут переходить на него в любом возрасте; это первая, исходная фаза жизненного цикла личности, в идеале она должна начинаться с рождения и продолжаться на протяжении всей жизни человека; здесь мы наблюдаем явления, когда одна из фаз жизненного цикла, будучи на­чатой, продолжается и в дальнейшем, наклады- ваясь на другие фазы жизненного цикла (анало­гичная ситуация имеет место с самовоспитанием и самообразованием личности — раз начавшись они продолжаются всю дальнейшую жизнь; в обеспечении этой фазы жизнедеятельности, в том числе и ее экономической безопасности, ак­тивно участвует: сама личность; семья; общество и государство; воспитательно-образовательные учреждения;

б) воспитание, самовоспитание, общее обра­зование, включая самообразование, личности; данная фаза жизнедеятельности личности, в том числе ив аспекте ее экономической безопасно­сти обеспечивается: самой личностью; семьей, обществом и государством, воспитательно- образовательными учреждениями;

в) профессиональная ориентация личности (иначе говоря — выбор его профессии в соответ­ствии со своими способностями, склонностями, жизненными притязаниями и др.; в обеспече­нии этой фазы жизненного цикла, включая и ее экономическую безопасность, задействованы: сама личность; семья; общество и государство; воспитательно-образовательные учреждения; учреждения высшего и среднего специального образования;

г) фаза профессионального образования в оч­ной или заочной форме; на этой фазе задейство­ваны: личность; семья; общество; государство; субъекты хозяйствования;

д)  наиболее длительной фазой цикла жизне­деятельности личности является работа в со­ответствии с профессиональным потенциалом, включая и обеспечение в связи с ней экономиче­ской безопасности, что выражается как в предо­ставлении реальных возможностей получения личностью такой работы, так и обеспечение ста­бильной занятости на ней; Здесь задействован такой круг: личность; семья (в смысле оказания протекции при приеме на работу); общество и государство; субъекты хозяйствования (а также учреждения непроизводственной сферы, сферы информационно-интеллектуальной деятельно­сти);

е) на предыдущую (5-ю по счету) фазу накла­дывается 6-я фаза, взаимопереплетаясь с ней; речь идет о фазе карьерного и профессионально­го роста и накопления личного благосостояния; протекание этой фазы дифференцировано между работниками в весьма сильной степени — внизу остаются люди, достигшие очень малого профес­сионального роста, практически не делающие карьеру, а наверх попадает лишь явное меньшин­ство, достигающие вершин профессионализма и карьерного роста, а между этими двумя край­ними полюсами располагается основная масса работников, расставленная по ступеням лестниц профессионализма и карьеры (эти две лестницы не совпадают, хотя в ряде случаев их отдельные ступени могут соприкасаться друг с другом, когда одна и та же личность сочетает высокий профес­сионализм с высокой должностью; здесь задей­ствована, главным образом, личность, но могут быть подключены разные частные и государ­ственные структуры;

ж)  на 7-ю по счету фазу переходит лишь часть работников, достигшая достаточных высот про­фессионализма, чтобы стать наставниками (ин­структорами) молодежи, передавая им свое ма­стерство; здесь задействованы, прежде всего, личность, а также государственные или частные структуры, использующие профессиональный опыт ветеранов труда;

з) заключительной фазой цикла жизнедея­тельности личности является ее социальное обе­спечение в случае болезни, приведшей к инвалид­ности, или старости; здесь в отношении разных индивидов, в далеко не одинаковом сочетании, задействованы следующие источники: сам инди­вид, скопивший определенный личный капитал (если это ему удалось); семья, социально обеспе­чивающая его; общество и государство; субъект хозяйствования в случае выплаты им пенсии или пособия.

Фазы жизненного цикла охватывают граждан, адаптировавшихся к социально- экономической системе общества и нашедших свое место в системе общественного разделе­ния труда, дающее им источник жизненного су­ществования. При этом экономическая безопас­ность личности обеспечивается, с одной стороны, ее участием в этом цикле, а с другой — содействи­ем семьи, общества, государства, субъектов хо­зяйствования. В то же время определенная часть личностей не может быть задействована в рас­смотренном цикле по причине, как недостатков социально-экономической системы общества, так и факторов, лежащих на стороне личности, начиная от ее болезни и кончая ее неспособно­стью быть участником общественного воспроиз­водственного процесса из-за тех или иных своих недостатков.

Все эти лица нуждаются в особом социальном обеспечении, источниками которого являются: семья; общество и государство; субъекты хозяй­ствования.

Помимо всего изложенного выше, со сторо­ны общества и государства должна быть обеспе­чена защита от разного рода преступных пося­гательств на личность, что является важнейшей предпосылкой ее экономической безопасности.

На схеме (рис. 1) выделен также комплекс условий обеспечения экономической безопасно­сти личности, к которым относятся:

— во-первых, формирование и развитие обще­ства, здорового в духовно-нравственном и демо­графическом отношении, что создает предпосыл­ки для распространения экологического образа жизни, расширенного воспроизводства народона­селения на фундаменте его совершенствования и развития, а также проведения эффективной со­циальной политики, которая помимо ресурсного обеспечения, требует от общества гуманности, ориентации на духовные и нравственные ценно­сти;

— во-вторых, обладание ресурсами, необходимы­ми для устойчивого и эффективного развития эко­номики (одни страны, например, Россия, такими ресурсами обладают, другие — например, Япония обладают лишь высококачественным трудовым потенциалом при крайней скудности природных ресурсов, но при героических усилиях народа она приобрела мощнейший научно-технический по­тенциал, экспортируя продукцию которого она импортирует недостающие природные ресурсы; ряд стран, не обладающих должным ресурсным обеспечением, могут подняться только благодаря экономической, научно-технической, кадровой помощи извне);

— в-третьих, наличие хозяев-собственников и управленцев, способных организовать на вы­соком уровне производственно-хозяйственную деятельность и эффективно управлять ею (такие собственники и управленцы формируются на про­тяжении длительного периода времени, создать их методом «наскока» всего за несколько лет, как это провозглашалось в связи с формированной приватизацией государственных предприятий в России, не представляется возможным);

— в-четвертых, правовое обеспечение на вы­соком уровне производственно-хозяйственной деятельности (предполагает простые, ясные и недвусмысленные законы, уровень и качество которых позволяет обойтись их малым количе­ством, при обязательном и неотвратимом наказа­нии за их нарушение, с разумным балансом между оговоренными в законе действиями и условиями, осуществляемыми исполнительной властью по своему усмотрению с обязательной личной ответ­ственностью за их результат; следует отказаться от либеральной иллюзии, будто законами можно прописать буквально каждый шаг, лишить чинов­ников какой-либо инициативы и тем самым, яко­бы предотвратить саму возможность получения взяток — при осуществлении такой иллюзии на практике, как в современной России, вырастает частокол взаимопротиворечивых законодатель­ных норм, пробиться через которые без взяток не представляется возможным, но зато общественно полезная деятельность госслужащих становится парализованной в корне);

— в-пятых, развития сфера социального обеспе­чения личности (она должна отличаться стабиль­ностью на долгие годы и базироваться на устой­чивом ресурсном обеспечении в достаточном количестве);

— в-шестых, мощная система национальной без­опасности государства, начиная от армии и спец­служб и кончая правоохранительной системой, включая суды, прокуратуру, следственные орга­ны и т. д.;

— в-седьмых, проведение государством социально-экономической политики в национально-государственных интересах, с охватом этой политикой внутренней и внешней экономической безопасности, формирования прогрессивной структуры народного хозяйства, поддержки национальных производителей, раз­вития научно-технического прогресса, обеспече­ния высокого уровня жизни населения и соци­альных защит, стратегического планирования и программирования, государственного регулиро­вания экономики с применением всего спектра его мер и т. д.

Все названные выше условия обеспечивают устойчивое и эффективное общественное воспро­изводство в его основных ресурсах, включающих в себя: воспроизводство народонаселения; воспро­изводство экономического, научно-технического, культурного, образовательного, материально- технического потенциалов развития; вос­производство благ, обеспечивающих жизне­деятельность общества; воспроизводство социально-экономических отношений.

При этом общественное воспроизводство слу­жит фундаментом и источником воспроизводства личности, предопределяет условия экономиче­ской безопасности личности. С другой стороны, лишь воспроизводство здоровых духовно и фи­зически, всесторонне развитых личностей, обла­дающих высокой профессиональной подготовкой способно обеспечить устойчивость и эффектив­ность общественного воспроизводства, гаранти­ровать его экономическую безопасность изну­три.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру