Стратегия и Управление.ru
Dec 9

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы

  • Микронаушники купить в Москве www.sdayka.ru
    sdayka.ru


Некоторые особенности образовательных программ по развитию предпринимательских навыков в сфере подготовки кадров для инновационного процесса

Потенциал и сила современной экономики развитых стран опираются на высоко техноло­гичную продукцию. Инновационный уровень технологий задействованных в производстве пре­допределяет производительность труда, себестоимость продукции и фактически обеспечивает конкурентоспособность экономики.

В настоящее время в России сложилась парадоксальная ситуация, когда научный потен­циал не используется в экономике. Это происходит из-за того, что инфраструктура становления новых технологий была разрушена во время переходного периода 90-х годов.

Эта проблема осознана, и проявлена политическая воля, направленная на развитие науч­ной деятельности (инноваций) и высокотехнологического предпринимательства. Выделены большие средства и поставлена задача: восстановить инновационную инфраструктуру — инст­румент по отбору и финансированию перспективных технологий и созданию команд разработ­чиков с целью их коммерциализации.

При построении новой инновационной инфраструктуры достигнут ряд успехов. Удалось наполнить инвестициями инновационный бизнес. Благодаря работе Роснано, Российской вен­чурной компании, «Фонда Бортника» предложение инвестиций для инновационных проектов достаточно велико.

Прошли крупные пиар-программы, направленные на повышение заинтересованности и активности студенчества, например, «Год молодежи». Тем не менее, представители венчурной индустрии заявляют, что «Инновационных проектов много, а вот хороших инновационных проектов — практически нет». В чём же причина?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно внимательно изучить «посевную стадию» иннова­ционного проекта, то есть стадию формирования идеи. Инновационная идея зарождает благо­даря двум основным факторам — научного потенциала и предпринимательской активности. В настоящий момент 100% государственных программ направлены на развитие какого-то одного из этих двух факторов, но задачу «смешивания» этих факторов не решают.

Носители научного потенциала — сложившиеся учёные. Среднестатистический результа­тивный ученый — человек средних лет, с широким кругозором и … полным отсутствием пред­принимательской активности.

Носителями предпринимательской активности является молодежь, в нашем случае — сту­денты и аспиранты, начинающие научные сотрудники. Именно они, обладают энергией для инициации и реализации предпринимательских и инновационных проектов. Однако, требуе­мый уровень кругозора и профессиональная уверенность у молодого поколения низки. Други­ми словами — благодаря постоянному вниманию СМИ к теме инноваций, каждый третий моло­дой человек хочет быть высокотехнологическим предпринимателем, но по указанным объек­тивным основаниям не может им стать. Рассмотрим ситуацию подробнее.

В настоящее время всё сделано для того, чтобы максимально отделить молодое поколе­ние от научного потенциала. Действительно, ученые и их разработки находятся за формальным барьером — часть информации носит закрытый характер, в НИИ сложно попасть и сложно най­ти результативную лабораторию. В этом плане и сложившиеся ученые крайне пассивны и не имеют социальных и организационных каналов для выхода из-за потенциального барьера НИИ для развития своих идей. Они в большинстве своем не приемлют той идеи, что им необходим молодой и амбициозный партнер, да и вообще склонны считать коммерциализацию разработок недостойной деятельностью.

Пока эти противоречия не будет разрешены (автору они видятся принципиально не разреши­мыми), для зарождения сотрудничества между 60-летним ученым и 25-летним молодым пред­принимателем очень мало оснований, ведь доверие, просто так не возникает. Это подтвержда­ется практикой — факт, что большая часть команд технологических инновационных проектов базируется на паре отец-сын, реже на паре научный руководитель-студент.

Важную роль сыграло то, что при проектировании инновационной инфраструктуры был скопирован опыт США, которые по праву считаются лидерами инновационного развития. Но дело в том, что системы построения научной школы в РФ и США разные: в Америке научные и образовательные учреждения совмещены, в РФ — разделены (программа создания Научно- исследовательских университетов, где образовательная и научная деятельности будут совме­щены, как раз и является попыткой перенять сторонний опыт). И, конечно же, важную роль играет социально экономическая ситуация в стране — став ученым молодой человек рискует остаться со скудными средствами к существованию.

Принимая во внимания все указанные сложности, можно заключить, в России мировой опыт применим ограниченно. России нужно найти своё уникальное решение «проблемы сме­шивания и связывания научного потенциала и предпринимательской активности». Несколько лет назад была популярна идея — пусть-де молодые люди общаются с учеными и вместе с ними начнут делать проекты. Ученые принесут-де научный потенциал, а молодые люди — привнесут предпринимательскую активность.

Приведенные проблемы убедительно доказывают несостоятельность этой идеи, из чего следует важный вывод: «Инновационный предприниматель — это один человек, который со­вмещает в себе одновременно и ученого и предпринимателя». Важно, что это полностью согла­суется с мировым опытом — все истории успеха инновационного бизнеса (Google, Intel, Microsoft, Apple, Yandex, AMD, ABBYY и так далее) характерны тем, что их основатель — это одновременно и разработчик технологии, и предприниматель в одном лице. Редкий паллиатив,— когда их двое, но они — родственники.

Значит, под подготовкой кадров для инновационного процесса, нужно понимать создание но­вого социального класса — молодых ученых-предпринимателей. А объектом подготовки, ко­нечно же, должны стать студенты технологических вузов. При разработке образовательных программ по этому направлению, необходимо предусмотреть два ключевых направления: раз­витие научного потенциала и развитие предпринимательских качеств. Первое направление ус­пешно реализуется в традиционных образовательных программах, таким образом, остается лишь дополнить существующий учебный процесс технических вузов специальными програм­мами по развитию предпринимательских навыков. При этом необходимо учитывать, что пред­принимательская активность — это не только желание стать предпринимателем, но и реальная возможность это сделать.

Особенности менталитета постсоветского пространства требуют особого отношения и внимания к методической разработке и проектированию программ обучения предприниматель­ским навыкам. В данной статье далее сформулированы основные принципы и идеи организа­ции подобных образовательных программ.

Предпринимательство — это самостоятельная практическая деятельность. Поэтому для развития предпринимательских навыков нужно применять подход, подразумевающий много реальной и самостоятельной практической работы студента. Это делает невозможным приме­нение традиционного подхода в обучении, где предполагается постановка и выполнение кон­кретных заданий и, из года в год, одних и тех же стандартных лабораторных и курсовых работ. В настоящее время большая часть образовательных мероприятий по подготовке или обучению предпринимателей, равно как и по вовлечению молодых людей в предпринимательскую дея­тельность, носят лишь умозрительный характер, с минимальными элементами практического обучения. Такими минимальными элементами практического обучения являются деловые иг­ры, виртуальные фирмы и прочие эмуляторы деятельности, которые, в конечном счете, дают лишь отдаленное представление о реальном бизнесе (особенно его начальных стадий: посевной и предпосевной, которые являются наиболее проблемными стадиями инновационного процесса в РФ).

Среди главных качеств высокотехнологического предпринимателя часто упоминают умение генерировать идеи, умение видеть и реализовывать возможности, инициативность, це­леустремленность, умение работать в команде и другие качества. Этим качествам можно нау­чить, создав специальную обучающую среду, где будут созданы лишь возможности, условия для работ, но не будет четких инструкций, что и как делать.

Это приведет к тому, что потенциальный предприниматель начнет развиваться самостоя­тельно! Такой подход кардинально отличается от традиционного подхода в обучении, где предполагается постановка и выполнение конкретных заданий конкретными методами.

В процессе обучения, студентам создают возможности, условия для реализации собст­венных реальных проектов нарастающей сложности. На каждом этапе обучения, студент полу­чает задания, в которых отражены минимальные требования, к учебному проекту, который он должен выполнить, а суть и содержание проекта, студент разрабатывает самостоятельно. Важ­но, что задания выбирают такие, что их можно решить огромным количеством способов.

По мере прохождения фаз обучения сложность проектов возрастает, а мотивация к работе изменяется от общественной (престиж, известность) на стремление к извлечению прибыли. Та­ким образом, студент плавно и постепенно подходит к созданию собственного бизнеса. Фазы обучения:

  1. Проекты для своего круга общения (аудитория 10–50 человек) — организовать неболь­шие общественные мероприятия.
  2. Проекты для социальной группы (аудитория 50–1000 человек) — организовать различ­ные социальные акции, городские игры, праздники для студентов вуза.
  3. Проекты с механизмом извлечения прибыли (аудитория 50–1000 человек).
  4. Работа над инновационным проектов в своей научной тематике.

Особенностями такой среды обучения являются:

  • Высокая степень самостоятельности учащихся.
  • Самостоятельность и профессиональная уверенность учащихся растет с каждым этапом обучения. Учащиеся реализуют собственные идеи и проекты.
  • Каскадная система наставничества.
  • У каждого студента есть наставник из числа учащихся на более позднем этапе обучения.
  • Командная работа.
  • Учащиеся по собственной инициативе объединяются в команды для реализации проек­тов.
 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру