Стратегия и Управление.ru
Dec 6

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Методические основы построения системы планирования издержек производства, затрат, поступлений и бюджетирования инвестиционно-строительной организации

Прежде чем определять принципы построения, структуру и составляющие системы планирования из­держек производства, затрат, поступлений и бюдже­тирования инвестиционно-строительной организации необходимо определить объекты планирования и уче­та финансовых затрат, а также состав и структуру вну­трифирменных бюджетов.

Основной целью и содержанием бюджетирования, как процесса управления инвестиционно-строительной организацией с ориентацией на достижение конечных финансовых результатов, является создание целост­ной системы сквозного планирования, учета, контроля и управления затратами и поступлениями на соответ­ствующих уровнях управления, участках производства и хозяйствования, определения их вклада в итоговый общий финансовый результат.

Объекты планирования издержек производственно- хозяйственной деятельности предприятий и организа­ций, в принципе, определяются принятой ими их про­изводственной и организационной структурой управ­ления. Производственная структура, как известно,— это состав производственных и других подразделений предприятий и организаций, а организационная струк­тура — органы управления этими подразделениями и предприятиями и организациями в целом, а также их функциональные связи в процессе управления.

В указанном ракурсе следует рассматривать по­строение всей комплексной системы планирования, учета, контроля затрат, поступлений и оценки резуль­татов деятельности на всех участках производства, хо­зяйствования и уровнях управления инвестиционно- строительных организаций.

Инвестиционно-строительные организации осу­ществляют весь комплекс управленческих и производ­ственных функций по оформлению прав распоряжения или владения земельными участками, по их отводу под застройку, по оформлению различных согласований и получению разрешительной документации, по прове­дению геологических, гидрогеологических и других ин­женерных изысканий, по разработке проектно-сметной документации, по организации строительства и строи­тельных площадок, по выполнению строительно- монтажных работ на строительных объектах собствен­ными силами и силами привлекаемых сторонних орга­низаций, по материально-техническому обеспечению строительных объектов, по организации и оформле­нию сдачи выполненных работ и сдачи объектов в экс­плуатацию и т. д. В своем составе они могут иметь также подсобные строительные хозяйства по приготовлению бетонных и растворных смесей, изготовлению строи­тельных изделий, конструкций, полуфабрикатов, пред­варительному раскрою и частичной подработке строи­тельных материалов, ремонту технологической оснаст­ки и т. п.

В зависимости от своих размеров, объемов строи­тельства, характера возводимых объектов и др. инвестиционно-строительные организации в своем со­ставе могут организовывать строительные подразделе­ния (строительные и монтажные участки, управления), подразделение производственно-технологической комплектации, подразделение механизации строитель­ства, различные подсобные производства и т. д., а в ор­ганизационной структуре управления — предусматри­вать соответствующие службы, отделы.

Если исходить из того, как было сказано выше, что целью создания системы бюджетирования инвестиционно-строительной компании является це­лостное системное управление затратами и результа­тами производствненно-хозяйственной деятельностью, то объектами планирования, учета издержек производ­ства и хозяйствования, и, следовательно, определения локальных финансовых результатов производственно- хозяйственной деятельности, должны быть все строи­тельные производственные подразделения, подсобные производства, производственные обслуживающие участки, а также соответствующие службы подготовки к строительству объектов (подготовки проектной доку­ментации) и другие службы аппарата управления.

Первым принципом и требованием отнесения про­изводственного подразделения, подразделения про­изводственного и другого обслуживания, службы аппа­рата управления к категории, по которым планируются издержки производства и хозяйствования, представ­ляется наличие зависимости и возможности опреде­ления последних от действий и принимаемых решений на указанных участках производства и хозяйствования и службами аппарата управления. Но к указанному выше требованию должно быть добавлено требование возможности учета и отнесения фактических затрат на «счет объекта планирования».

Но одного указанного требования недостаточно для отнесения соответствующего производственного или обслуживающего участка, звена, соответствующей службы управления к объекту планирования и учета затрат. Другим необходимым требованием указанного отнесения предлагается признать возможность опреде­ления финансового результата деятельности на соответ­ствующем участке производства, производственного обслуживания, хозяйствования, у соответствующей службы аппарата управления, возможность определе­ния профицита или дефицита бюджета их деятельности.

В связи с последним предложением представляется необходимым высказать следующее по поводу толко­вания понятий смета и бюджет различными авторами. Авторы трудов по бюджетированию и планированию в строительных организациях практически отождест­вляют указанные понятия. К бюджетам они правомерно относят «Бюджет доходов и расходов», что правомерно и не вызывает возражений. Здесь есть профицит или де­фицит бюджета (прибыль или убыток). В какой-то мере можно отнести к бюджету «Бюджет накладных расхо­дов», поскольку в цене строительной продукции содер­жится их сумма согласно нормативу и потому сумму фак­тических, а также и планируемых накладных расходов можно сравнить с суммой согласно нормативу и опре­делить их превышение или снижение по сравнению с их долей в цене строительной продукции. Но с «Бюджетом продаж», целью которого является «расчет объема про­даж в целом и по всем видам продукции», с «Бюджетом производства», целью которого является «определение объемов производства различных видов продукции» и т. п. согласиться нельзя. В первом случае это опреде­ление объема выручки от реализации продукции или услуг, а во втором — объем производства продукции, услуг. Они представляют собой даже не сметы, а лишь исходные данные для расчета финансовых результатов.

Аналогично нельзя согласиться с « Бюджетом продаж строящегося жилья (для жилищного строительства)», с «Бюджетом запасов материалов, комплектующих и полуфабрикатов», с «Бюджетом управленческих расхо­дов», «Бюджетом коммерческих расходов», потому что в первом случае это сумма авансовых платежей покупате­лей жилья, во втором — сумма оборотных средств в за­пасах строительных материалов, конструкций, изделий, в третьем и четвертом — соответственно сметы затрат на управление и коммерческую деятельность. Никаких выходов указанных затрат на определение вклада соот­ветствующих служб и подразделений строительных ор­ганизаций в размер полученной ими прибыли нет.

Рассматривая взаимосвязь и зависимость объектов планирования издержек производства и хозяйствова­ния от производственной и организационной структу­ры управления инвестиционно-строительной органи­зации следует иметь в виду, что эта взаимосвязь и за­висимость не односторонняя. Во-первых,— может иметь место такое построение структуры организации и ее ап­парата управления, когда часть издержек производства и хозяйствования может оказаться не прикрепленной, и, следовательно, не контролируемой. Во-вторых,— сама система планирования и учета издержек производства и хозяйствования должна быть надежной в функцио­нальном отношении, т. е. в ней должны быть четко опре­делены и разграничены обязанности и ответственность всех функциональных служб аппарата управления и производственных участков по планированию, контро­лю и учету производственных и других затрат. А из этого следует, что при определении объектов планирования издержек производства и хозяйствования и состава бюджетов возможна корректировка производствен­ной и организационной структуры инвестиционно- строительной организации.

В целом по инвестиционно-строительной органи­зации должны составляться сводная смета (сводный план) издержек производства и хозяйствования и ге­неральный бюджет доходов и расходов ивестиционно- строительной организации в целом и затем осущест­вляться контроль их исполнения в процессе управления производственно-хозяйственной деятельностью. По существу и целям планирование и контроль издержек производства и хозяйствования и контроль планового бюджета инвестиционно-строительной организации — это планирование и контроль исполнения ее плана по прибыли.

Инвестиционно-строительные организации осущест­вляют мероприятия по своему производственному раз­витию и повышению технического уровня строительно­го производства. Капитальные вложения в развитие и совершенствование производства по своему содержа­нию и назначению не являются издержками производ­ства и хозяйствования. Целью капитальных вложений является не непосредственное получение прибыли, а прирост производственного капитала. Поэтому свод­ный план издержек производства и хозяйствования и сводный бюджет доходов и расходов по организации должен быть дополнен самостоятельным бюджетом ка­питальных вложений и роста ее капитализации. Плани­рование и контроль капитальных вложений — это плани­рование и контроль стоимости активов организации.

Основным объектом планирования и учета издер­жек производства в инвестициионно-строительной организации предлагается принять отдельные строи­тельные объекты. Данное предложение не является альтернативой современным принципам и методологии управления строительным производством, основу кото­рой составляет управление контрактами (договорами подряда) вместо ранее существовавшего при планово- централизованной экономике принципа и методологии управления сформированной производственной про­граммой. На основе планов и материалов учета издер­жек производства по объектам должны формироваться и можно сформировать такие же планы и учетные ма­териалы по группе объектов, составляющих контракт (договор подряда на строительство), по строительному (строительно-монтажному) производственному подраз­делению компании (участку, управлению и т. п.).

Локальный финансовый результат по отдельному строительному объекту (профицит или дефицит бюдже­та) определится как разность между выручкой от реа­лизации строительной продукции и всеми суммарны­ми фактическим затратами на его возведение, включая затраты на получение разрешений на строительство, по оплате аренды земельного участка в период строи­тельства, на изыскательские работы, на проектирова­ние, производство строительно-монтажных работ соб­ственными силами и привлеченными субподрядными организациями, расходы, связанные со сдачей объекта в эксплуатацию (радиологический анализ конструкций, биохимический анализ воды и др.).

Финансовый результат производственной деятельно­сти по группе объектов определится как сумма локаль­ных финансовых результатов по отдельным объектам.

Центральное место в бюджетах отдельных строи­тельных объектов занимает планирование издержек производства и затрат по работам, выполняемых соб­ственными силами. По прямым затратам на выполнение строительно-монтажных работ их плановую стоимость предлагается принять равной сметным прямым за­тратам согласно действующим сметным нормам и рас­ценкам. Накладные расходы, определяемые в сметной документации по нормам и порядку, установленному Госстроем РФ предлагается принять равной их полной сумме по смете за вычетом суммы накладных расходов в цене работ, передаваемых на выполнение субподряд­ным организациям. Указанную сумму накладных рас­ходов субподрядных организаций предлагается опре­делять по нормам Госстроя РФ за вычетом той их части, которые они не несут. К таковым расходам и затратам относится организация и содержание строительных площадок, охрана объектов и др.

В результате по строительному производству на строительных объектах профицит или дефицит их бюд­жета определится как разница между скорректирован­ной сметной стоимостью строительно-монтажных ра­бот и фактическими затратами по объекту.

Если у инвестиционно-строительной организации есть не в составе строительных участков, а самостоя­тельные подсобные производства (цеха) по изготовле­нию строительных конструкций, изделий, производству строительных материалов полуфабрикатов, то необхо­димо планирование по ним объема производства, их издержек производства и соответственно баланса за­трат и условных поступлений. За расчетную величину их выручки (денежных поступлений) предлагается при­нять стоимость произведенной в подсобных производ­ствах продукции в ценах согласно «Ценнику сметных цен на местные строительные материалы и конструк­ции», которые являются средними рыночными ценами на территории, где функционирует инвестиционно- строительная организация.

Для организации обеспечения строительных объек­тов материалами, конструкциями и деталями необходи­ма соответствующая служба, в качестве которой могут быть участки производственно-технологической ком­плектации, другие подразделения или службы матери­ального обеспечения. Задачами указанных подразделе­ний и служб является обеспечение закупки и доставки на приобъектные склады строительных конструкций и материалов согласно ведомостям потребности и графи­кам поставки, составляемым службой подготовки стро­ительного производства.

Плановые издержки производства по указанному организационно-технологическому звену управления строительным производством предлагается опреде­лять прямым счетом путем умножения потребных кон­струкций и материалов в физическом выражении на цены согласно «Ценнику сметных цен на строительные конструкции, изделия и материалы». В фактические ука­занные издержки предлагается отнести: фактическую стоимость закупки строительных конструкций, изде­лий и материалов, фактические затраты на их погрузку, транспортирование и разгрузку и экспедиционные за­траты, включающие заработную плату работников под­разделения или службы материального обеспечения.

Результатом деятельности рассматриваемых подраз­делений и служб явится разница между сметной стои­мостью приобретенных и поставленных строительных конструкций, изделий и материалов и фактическими из­держками на эти цели. Если баланс между сметной стои­мостью приобретенных и доставленных на приобъект­ные склады и фактическими издержками положитель­ный, то подразделение или служба материального снаб­жения обеспечили получение прибыли на своем участке деятельности. При отрицательном значении указанного баланса имеет место убыток. Нулевое значение баланса означает, что подразделение или служба материального снабжения уложилась в лимит сметных цен.

В настоящее время строительные и инвестиционно- строительные организации стараются все в большей степени стать проектно-строительными, т. е. иметь в своем составе проектно-конструкторскую группу, что обусловлено следующим.

Задача снижения ресурсоемкости строительной про­дукции и издержек производства решается не только на строительной площадке посредством совершенство­вания технологии и методов производства, экономии строительных материалов и в сфере их приобретения и доставки. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке строительной продукции, необходимо совершенство­вать проектно-конструктивные решения зданий, соо­ружений, разрабатывать эффективные строительные конструкции, проектно-конструктивные решения зда­ний и сооружений и на этой основе снижать издержки производства на единицу потребительских параметров возводимых зданий и сооружений.

Кроме того, более актуальным становится решение задачи сокращения продолжительности строительства объектов, так как любое увеличение продолжительно­сти строительства ведет к увеличению финансовых из­держек инвестора вследствие «омертвления» капиталь­ных вложений. Большой резерв сокращения продол­жительности строительства заключается в сокращении продолжительности проектного цикла и совмещении его во времени с циклом производства строительно- монтажных работ. В связи с этим все в большей степени проектным организациям поручают разработку техни­ческих проектов на строительство, а разработку рабо­чих чертежей осуществляют сами строительные или инвестиционно-строительные организации, используя свои новые технические разработки, обеспечивающие снижение ресурсоемкости строительной продукции. Поэтому, если инвестиционно-строительная организа­ция имеет в своем составе проектное подразделение (группу), то объектом планирования издержек хозяйст­венной деятельности должна стать и сфера осуществле­ния проектных работ.

Плановыми и фактическими издержками производ­ства и хозяйствования проектных подразделений или групп являются плановые или фактические затраты на разработку проектной документации. В качестве плано­вых затрат предлагается принять стоимость разработки проектной документации согласно нормам Госстроя РФ. Разница между плановыми и фактическими затратами на разработку проектной документации — это есть вклад проектной группы в увеличение прибыли компании.

Но указанный вклад не основной. Главный вклад про­ектного подразделения, группы в увеличение прибыли инвестиционно-строительной компании — это снижение потребных затрат производственных ресурсов на воз­ведение зданий и сооружений. Указанное увеличение предлагается определять как разницу между сметной стоимостью строительства по традиционным решени­ям, применяемым другими организациями, а точнее по ранее применяемым решениям в организации, и сметной стоимостью по разработанным и применен­ным проектным решениям. Естественно, что указанную разницу сметной стоимости необходимо уменьшить на затраты, связанные с разработкой новых конструкций и проектно-конструктивных решений зданий и соору­жений, которые могут быть и значительными, если про­водились инженерные испытания и другие затратные процедуры.

Задачи сметно-договорной службы состоят в под­готовке и участии в заключении договоров с проект­ными организациями на проектные работы, в прием­ке сметной документации от проектных организаций, в совместном с плановой службой определении за­трат по строительным объектам, в заключении до­говоров подряда с привлекаемыми к строительству объектов сторонними организациями. В ее обязанно­сти также должно входить определение цены выпол­нения строительно-монтажных работ собственными строительно-монтажными подразделениями.

Инвестиционно-строительные организации, в прин­ципе, могут и не заказывать проектным организациям составление объектных смет на строительство объек­тов, ограничиваясь составлением укрупненных сметных расчетов в рамках разработки технических проектов и составлять указанные объектные сметы силами своих сметно-договорных служб.

В качестве вклада сметно-договорной службы в итоговый финансовый результат инвестиционно- строительной компании выступают:

— разница между стоимостью строительно- монтажных работ, передаваемых на внутренний подряд и субподряд по сметным расценкам с учетом накладных расходов и плановых накопления по действующим нор­мам и договорной стоимостью согласно заключенным договорам;

— разница между стоимостью составления сметной документации по нормам Госстроя РФ и фактическими затратами.

Если инвестиционно-строительная компания осу­ществляет строительство офисных, торговых и других площадей, а затем эксплуатирует и сдает их в аренду, а также организует эксплуатацию построенного ею жи­лых домов, для чего создает соответствующее подраз­деление (службу), то объектом планирования издержек хозяйствования и бюджетирования должно стать и ука­занное подразделение (служба). Для этого подразделе­ния (службы) должны составляться план и бюджет по­ступлений и издержек хозяйствования.

Таким образом:

— основным положением и требованием, которое должно учитываться при построении системы плани­рования издержек производства и бюджетирования инвестиционно-строительных организаций является возможность определения стоимости выполненных ра­бот или услуг и фактических издержек производства и затрат по объектам внутреннего планирования и расче­та профицита или дефицита;

— основными объектами внутреннего планирования поступлений и затрат и бюджетирования результатов производственной и хозяйственной деятельности яв­ляются строительные объекты и их группы, строитель­ные участки, подсобные производства, служба мате­риального обеспечения, подразделение механизации, сметно-договорная служба, проектная группа.

Объектами бюджетирования в зависимости от раз­мера инвестиционно-строительной организации могут быть также служба главного технолога (определение прибыли за счет поиска и внедрения новых ресурсос­берегающих технологий), главного механика (опреде­ление прибыли за счет приобретения более эффек­тивных строительных машин, технологической и ор­ганизационной оснастки) и другие участки производ­ственного и хозяйственного обслуживания. Основным требованием принятия объекта планирования должно быть возможность определения финансового результа­та деятельности и фактических издержек производства и затрат. Это важно не только в плане повышения уров­ня контроля за результатами и затратами и повышения ответственности соответствующих руководителей и исполнителей, но и в плане построения объективной системы вознаграждения их за эффективность работы.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру