Стратегия и Управление.ru
Dec 6

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Механизм использования привлеченных финансовых ресурсов банков для развития малого бизнеса

В условиях финансового кризиса посткризис­ное развитие экономики видится лишь на основе формирования благоприятного правового и инве­стиционного климата для развития предпринима­тельской деятельности. Для нашей страны именно малый бизнес следует рассматривать в качестве катализатора экономического развития и антикри­зисного инструмента поддержки отечественной экономики.

Поэтому в настоящее время вопросам стимулирования малого предпринимательства, оказания ему различных форм поддержки прида­ется большое значение, как на федеральном, так и на региональных уровнях. Для значительной части регионов решение проблем малого предпринима­тельства — одна из важнейших задач на современ­ном этапе. Главный вопрос, который необходимо решить в ближайшее время, заключается в «про­блеме доступа малых предприятий к финансовым ресурсам».

Успешное развитие малого бизнеса в значитель­ной степени зависит от обеспеченности предприни­мателей финансовыми ресурсами, как долгосрочно­го, так и краткосрочного характера и организации бесперебойного финансирования малого предпри­нимательства. Эти вопросы могут быть решены с помощью финансово-кредитной поддержки мало­го предпринимательства в регионах. Проблема до­ступности кредитных ресурсов для малого и сред­него предпринимательства в регионах решается с помощью более активного развития механизмов поддержки данного сегмента экономики в рамках различных государственных, региональных и му­ниципальных программ. В основном в настоящее время финансово-кредитная поддержка предпри­нимательства в рамках данных программ осущест­вляется по следующим направлениям:

— развитие системы гарантированного обеспе­чения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства;

— создание системы поддержки деятельности ре­гиональных (местных) кредитных организаций;

— формирование региональной сети кредитных потребительских кооперативов (в основном сель­скохозяйственных);

— субсидирования процентных ставок по кре­дитам получаемых субъектами малого и среднего предпринимательства в коммерческих банках;

— развитие системы микрокредитования в про­граммах муниципальных образований.

Следует отметить, что в значительной мере пер­спективы обеспечения малого предприниматель­ства финансовыми ресурсами зависят от степени развития банковской системы в регионах, пред­ставленной как сетью региональных кредитных организаций, так и присутствием инорегиональ- ных коммерческих банков. В большинстве регионах в программах развития малого и среднего бизнеса активно участвуют как региональные банки, так и филиалы «иногородних» банков. Однако, степень участия региональных коммерческих бан­ков в практической реализации Федерального за­кона от 24 июня 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии ма­лого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» гораздо выше. По утверждению на­чальника Главного управления Банка России по краснодарскому краю А. А. Митягина «в посткизис- ной экономике банки регионального уровня могут занять гораздо большее место, чем ранее». Это объясняется определенными преимуществами региональных кредитных организаций в ведении банковского бизнеса и взаимосвязи с субъектами региональной экономики. По нашему мению, ре­гиональные коммерческие банки обладают рядом преимуществ по сравнению с крупными российски­ми инорегиональными и иностранными банками, поскольку они:

— больше заботятся об улучшении своей деловой репутации, не надеются на помощь извне и более взвешенно выстраивают свой бизнес;

— менее амбициозны в части получения финан­сового результата, а поэтому проводят менее ри­скованные операции и не завышают ставки по сво­им услугам;

— лучше владеют информацией о деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих на данной территории, а также проживающих физиче­ских лицах;

— имеют более тесные связи с представителями местной власти и бизнеса;

— в большей степени заинтересованы в развитии данного региона и, следовательно, готовы креди­товать приоритетные отрасли и сферы деятельно­сти, в том числе на долгосрочной основе;

— оперативно принимают управленческие реше­ния;

— обладают большей свободой в установлении правил и порядков осуществления деятельности, в том числе условий предоставления кредитов и при­влечения финансовых ресурсов предприятий и на­селения;

— имеют более низкие операционные расходы;

— более прозрачны для клиентов, имеющих пред­ставление о направлениях использования финансо­вых ресурсов, о финансовых результатах деятельно­сти, о благосостоянии менеджеров и собственников «местных» кредитных организаций и прочее.

Безусловно, большинство региональных бан­ков имеют макроэкономические недостатки, свя­занные с меньшей возможностью по привлечению клиентской базы, с ограничениями предоставления отдельных банковских услуг, внедрения новых бан­ковских технологий и продуктов, с невозможностью привлечения дополнительных финансовых ресур­сов за счет зарубежных кредитов и эмиссии ценных бумаг, а также на рынке межбанковского кредито­вания. То есть значительная часть региональных кредитных организаций, как правило, имеют суще­ственные ограничения по развития собственного бизнеса. В результате капитал и активы региональ­ных банков значительно меньше, чем крупных «сто­личных» и иностранных банков, вследствие, чего «в силу ограничений по величине кредитного риска региональные банки зачастую не имеют возможно­сти кредитовать крупных клиентов и вынуждены концентрироваться на обслуживании организаций малого и среднего бизнеса». Однако этот недостаток можно трактовать и как достоинство региональных банков, в значительной мере диф­ференцирующих свой кредитный портфель и не подверженных зависимости от финансового состо­яния одного-двух клиентов. Определенный «кон­серватизм» региональных банков в использовании передовых банковских технологий делает их менее уязвимыми в период финансовых потрясений. Так, например, в кризисных условиях 1998 и 2004 годов большинство региональных банков проявили боль­шую устойчивость, чем столичные «передовики банковского бизнеса». Следует отметить, что тепе­решний финансовый кризис региональные банки преодолевают хоть и без ощутимой помощи со сто­роны государства, но довольно успешно.

Обновление, которое неизбежно последует вслед за кризисом, потребует изменения приоритетов в кредитовании реального сектора экономики, в том числе и малого и среднего бизнеса. Коммерческие банки начнут более пристально изучать своих за­емщиков, стараясь вникнуть в их бизнес и реально прогнозировать сопутствующие ему риски. В этих условиях резко возрастет цена оперативности при­нимаемых управленческих решений на всех стади­ях кредитного процесса, особенно: изучении креди­тоспособности потенциальных заемщиков; выдачи кредита; сопровождении кредита и принятии мер по снижению кредитных рисков; обеспечении за­щиты интересов кредитной организации; взыска­нии задолженности и реализации залогового иму­щества. Логичным развитием этого подхода станет локализация рынков банковских услуг, в том числе и кредитных рынков, отказ банков от кредитова­ния территориально удаленных клиентов, а, следо­вательно, и усиление позиций региональных ком­мерческих банков. Не следует забывать, что Россия представляет собой пример страны с ярко выра­женным локальным характером банковских рын­ков. Локальные рынки банковских услуг в настоя­щее время трудно представить без деятельности на них региональных банков, во многом гораздо лучше учитывающих специфику регионов, их экономики, особенностей финансового поведения населения, национальный характер сберегателей и выстраи­вающих свою кредитно-депозитную политику с учетом этих и многих других особенностей той или иной местности. По нашему убеждению, проблемы финансирования малого и среднего бизнеса будут решаться именно на региональных рынках банков­ских услуг и в первую очередь за счет финансовых ресурсов мобилизованных региональными кредит­ными организациями.

Несмотря на явную недостаточность финансо­вых средств, которыми располагают коммерческие банки России, для модернизации отечественной экономики и удовлетворения потребностей в бан­ковских услугах населения, объемы финансовых ре­сурсов привлеченных кредитными организациями составляют значительные суммы. Следует конста­тировать тот факт, что в 2000-х гг. банковская си­стема стала одним из самых быстро развивающихся секторов российской экономики. Высокими темпа­ми в последнее десятилетие увеличивался ее ре­сурсный потенциал. За период с 1.01.2000 г. по 1.01. 2010 г. доля активов банков в ВВП возросла с 32, 9 до 75,3% (совокупные активы (пассивы) банков­ского сектора достигли 29 430, 0 млрд. руб.), а ка­питала — с 3,5 до 11,8% (собственные средства (ка­питал) банковского сектора вырос до 4620,6 млрд. руб., достигнув уровня 15,7% к активам банковско­го сектора). Вклады физических лиц за этот период возросли с 297,1 до 7485,0 млрд. руб., а в процентах к ВВП с 6,2 до 25,4%, причем доля направляемых во вклады в денежных доходов возросла более чем в два раза — с 10,2 до 26,4%. Средства, привлеченные от предприятий и организаций возросли с 468,4 до 9557,2 млрд. руб. (в % к ВВП — с 9,7 до 24,5%). При этом кредиты и прочие размещенные средства, пре­доставленные организациям и физическим лицам только с 1.01.2006 г. по 1.01.2010 г. увеличились с 5452,9 до 16115,5 млрд. руб. (более чем в три раза), их доля в ВВП возросла с 25,2 до 41,3%. В основном рост был достигнут за счет выдачи кредитов ре­альному сектору экономики, так как объемы кре­дитования населения в этот период хоть и росли более быстрыми темпами — увеличились с 1055,8 до 3573,8 млрд. руб. В целом рост привлеченных финансовых ресурсов коммерческих банков наблю­дался и в период пика финансового кризиса, так за 2009 год объем средств размещенных на депозит­ных счетах в кредитных организациях увеличился на 1 триллион рублей.

Следовательно, для развития малого и средне­го предпринимательства финансовые ресурсы в банковской системе могут быть изысканы. Причем, необходимы ресурсы надлежащего качества и, пре­жде всего, среднесрочные и долгосрочные. Среди причин, которые сдерживают расширение креди­тования малого и среднего бизнеса можно назвать следующие:

— недостаточное развитие механизмов поддерж­ки малого бизнеса;

— низкое качество (или отсутствие) обеспечения возвратности кредитов, в том числе залога, страхо­вания и гарантий;

— «непрозрачность» заемщика, выражающаяся в: особенностях бухгалтерского учета и налогообло­жения малого бизнеса; высокой доле «теневых», не- декларируемых доходов и неотражаемых расходов; недостаточности достоверных источников для объ­ективной оценки финансового состояния заемщи­ка, его кредитоспособности, состояния имущества (в том числе и заложенного); отсутствии оборотов по банковским счетам при преимущественности расчетов наличными деньгами и взаиморасчетов;

— недостаточная экономическая грамотность предпринимателей, проявляющаяся в: низком качестве бизнес-планов; отсутствии четкого пони­мания целей и характера кредитования, сути бан­ковских продуктов, опыта работы с кредитными организациями; наличии некорректного ведения бухгалтерского учета («двойная», «тройная» бух­галтерия); отсутствии финансовой дисциплины; правовом нигилизме;

— низкое качество ресурсной базы коммерческих банков, недостаток долгосрочных и недорогих фи­нансовых источников, практически полное отсут­ствие инвестиционной направленности в кредито­вании малого бизнеса;

— несовершенство законодательства в части за­щиты прав кредиторов и банковского надзора в части определения рискованности ссуд, что не позволяет коммерческим банкам финансировать сделки с повышенными рисками (а к таким отно­сятся большинство банковских сделок в кредитных взаимоотношениях с малым бизнесом).

В этих условиях представляется целесообраз­ным разработать и обеспечить практическую реализацию механизма региональной кредитно- финансовой поддержки малого бизнеса, который позволил бы обеспечить формирование привле­ченных финансовых ресурсов коммерческих бан­ков, их трансформацию в кредитные ресурсы и ин­вестиции для данного сегмента кредитного рынка, способствовал устранению имеющихся недостат­ков в финансировании банковских операций и, в конечном итоге,— обеспечил бы высокие темпы экономического роста.

По нашему мнению, концептуальную основу механизма привлечения кредитных ресурсов в эко­номику в целом и в малый бизнес в частности со­ставляют механизмы мобилизации и размещения привлеченных финансовых ресурсов коммерческих банков.

Для функционирования коммерческого банка, как финансового института и финансового посред­ника необходимо наличие определенных спосо­бов, методов, инструментов, при помощи которых денежные средства вовлекаются в банковский бизнес. Содержание финансирования банковской деятельности предполагает наличие соответствую­щего механизма, посредством которого источники финансирования трансформируются в банковские финансовые ресурсы. Такой механизм финансиро­вания должен обеспечивать функционирование технологической трансформационной цепочки: «источники финансирования» — «финансовые ре­сурсы банка» — «капитал банка». Причем в данной зависимости финансовые ресурсы банка служат источником финансирования для превращения ресурсов в капитал, а банковский капитал служит источником финансирования затрат хозяйствую­щих субъектов и населения. Механизм финансиро­вания составляют две его взаимосвязанные и взаи­мообусловленные части: механизм формирования банковских финансовых ресурсов и механизм их использования.

Под механизмом формирования банковских ре­сурсов следует понимать способы обеспечения фи­нансовой деятельности банка из соответствующих источников финансирования, которые представ­ляют собой совокупность процедур образования собственного капитала банка и формирования при­влеченных финансовых ресурсов, выражающихся в методах и инструментах реализации финансовых отношений с собственниками, кредиторами и кли­ентами банка.

Все встречающиеся в экономической литера­туре способы (иногда как синоним обсуждаемого понятия используется термин «методы») финан­сирования требуют адаптации применительно к финансовой деятельности коммерческого банка. Данная адаптация должна производиться с учетом роли банка как основного финансового посредника в финансовой системе общества, а также в связи с тем, что банк в отличие от других хозяйствующих субъектов имеет доступ к рынку капиталов и сам является его непосредственным участником, наде­лен исключительным правом по аккумулированию средств физических и юридических лиц. Банк как специфический участник рынка заинтересован в том, чтобы как можно дольше удержать собранные средства и чтобы проданный им товар (денежные средства) вновь вернулся в банк с условием его при­роста. Следует отметить, что применительно к бан­ковской деятельности товарное финансирование (взаимное финансирование хозяйствующих субъек­тов в форме поставки продукции с отсрочкой плате­жа — коммерческое кредитование) практически не применимо. Лизинговое финансирование в банков­ской деятельности имеет свои особенности и свя­зано в основном с лизингом банковского оборудо­вания и специального автотранспорта. Бюджетное финансирование (за счет бюджета и внебюджетных средств) банковской деятельности не осуществля­ется. А хранение средств бюджетных организаций на банковских счетах (за исключением депозитных счетов) финансированием коммерческих банков назвать нельзя. Самофинансирование как самосто­ятельный способ финансирования банковской дея­тельности, как уже отмечалось, весьма ограничено в средствах и имеет место лишь на стадии начала деятельности банка, затем собственный капитал используется в основном в смешанном финансиро­вании.

По нашему мнению, способ финансирования представляет собой способ привлечения денежных средств. Исходя из этого применительно к банков­ской деятельности можно выделить три основных способа финансирования:

— кредитное финансирование;

— долговое финансирование;

— депозитное финансирование.

Кредитное финансирование осуществляется за счет ресурсов привлекаемых на межбанковском кре­дитном рынке и кредитных ресурсов Центрального Банка.

Долговое финансирование это способ привлече­ния финансовых ресурсов путем выпуска собствен­ных долговых ценных бумаг коммерческих банков.

Депозитное финансирование представляет со­бой процесс обеспечения необходимыми финансо­выми ресурсами коммерческих банков за счет при­влечения депозитов (вкладов).

Механизм формирования банковских ресурсов составной своей частью включает в себя методы финансирования. Метод финансирования отража­ет характер движения финансовых ресурсов. Метод финансирования, по нашему мнению, можно опре­делить как технологию привлечения денежных средств, связанную с оказанием соответствующих банковских услуг (банковских продуктов) и совер­шением банковских операций.

Важным этапом процесса финансирования явля­ется предложение и выбор финансовых инструмен­тов и использование их совокупности для осущест­вления самого вовлечения ресурсов в банковский бизнес. Финансовые инструменты составляют важ­ную часть механизма формирования банковских ресурсов. Реализация способов и методов осущест­вляется посредством соответствующих им инстру­ментам.

В своей деятельности коммерческие банки ис­пользуют достаточно большой арсенал финансовых инструментов. В наиболее общем виде (в трактовке международных стандартов финансовой отчет­ности (МСФО) под финансовым инструментом по­нимается любой договор (контракт) в результате которого происходит увеличение финансовых ак­тивов у одного субъекта финансовых отношений и финансовое обязательство или долевой инстру­мент — у другого. Исходя из данного определения при привлечении финансовых ресурсов в банков­ский бизнес коммерческие банки используют сле­дующие основные виды финансовых инструмен­тов: договора и ценные бумаги. Формирование привлеченных ресурсов коммерческих банков про­исходит с использованием договоров банковского счета, банковского вклада (депозита), доверитель­ного управления, договора о выдаче пластиковой карты и расчетно-кассовом обслуживании ее вла­дельца и кредитных договоров (по межбанковско­му кредитованию). Экономическая природа данных финансовых инструментов заключается в том, что с их помощью происходят изменения в финансовых активах, обязательствах или капитале. Однако, сле­дует отметить, что по договору банковского счета и договору банковского вклада у собственников не происходит увеличения финансовых активов, меняется лишь форма хранения денежных средств и их ликвидность, хотя у кредитных организаций увеличиваются финансовые ресурсы и возникают финансовые обязательства вытекающие из дого­воров. Из многообразия ценных бумаг российские коммерческие банки для мобилизации финансовых средств в настоящее время используют облигации, векселя, сберегательные и депозитные сертифика­ты. Осуществляется также продажа ценных бумаг с обратным выкупом (операции РЕПО) и банковских акцептов.

Система финансового обеспечения деятельно­сти банков представляет собой единство источни­ков и механизма формирования ресурсной базы. По мере развития банковской системы кардинально меняется роль источников финансирования (пре­жде всего это связано с изменением состава и зна­чения персональных финансов) и совершенству­ется инструментарий формирования источников финансирования и механизмы их вовлечения в бан­ковский бизнес. Отлаженный механизм формирова­ния банковских ресурсов (как привлеченных, так и собственных) является важным показателем состо­яния банковского финансового менеджмента, так как с помощью данного механизма решается основ­ная задача — обеспечение банковской деятельности финансовыми ресурсами, необходимого качества, способными трансформироваться в банковский ка­питал, приносящий необходимую прибыль.

Схематически механизм формирования привле­ченных банковских ресурсов можно представить в следующем виде (таблица.1):

Выбор источников, способов, методов и инстру­ментов финансирования оказывает существенное воздействие не только на процесс формирования привлеченных ресурсов, но и на эффективность всей финансовой деятельности коммерческого бан­ка. В основе оценки эффективности банковской дея­тельности лежит сопоставление будущих доходов и затрат в процессе привлечения финансовых ресур­сов и их использования. Поэтому при прочих равных условиях эффективность финансовой деятельности будет тем выше, чем ниже средневзвешенная стои­мость привлеченных ресурсов и чем ниже их доля в ресурсной базе коммерческого банка.

Механизм размещения привлеченных финансо­вых ресурсов коммерческих банков представляет собой способы использования банковских ресурсов, их трансформации в банковский капитал, в кредит­ные и инвестиционные вложения, выражающихся, прежде всего, в методах и инструментах реализа­ции финансовых отношений банка с заемщиками. Применительно к банковской практике можно вы­делить два основных способа размещения ресур­сов:

-  кредитование;

-  инвестирование.

Хотя данное деление весьма условно, так как кредитование можно вполне обоснованно считать инвестированием, или вести речь о кредитном ин­вестировании. Банковское инвестирование предпо­лагает размещение финансовых ресурсов с целью извлечения прибыли по различным направлениям, это: кредитование субъектов экономики и населе­ния; участие кредитных организаций в инвестици­онных проектах в форме прямого финансирования; приобретение ценных бумаг и долей; покупка ва­люты и драгоценных металлов. Однако в настоящее время, основу банковского бизнеса по размещению привлеченных финансовых ресурсов составляет кредитная деятельность. В большей части банков­ские ресурсы направляются для кредитования раз­личных хозяйствующих субъектов.

Механизм преобразования (трансформации) фи­нансовых ресурсов, находящихся в распоряжении кредитных организаций во вложения, в финансо­вый капитал, способный приносить прибыль, пред­ставляет собой довольно сложное и мало изученное финансовое явление. Следует отметить, что в на­стоящее время не существует единого, общепри­нятого критериального механизма управления привлеченными ресурсами коммерческих банков. До недавнего времени традиционным для боль­шинства российских банков способом управления финансовыми ресурсами являлся способ, который обеспечивал объединение всех привлеченных и собственных ресурсов в общий финансовый пул с распределением его в те виды активных операций, которые определялись относительно благоприят­ной для банков конъюнктурой финансового рынка вне зависимости от источников формирования фи­нансовых ресурсов и сроков их привлечения.

Таблица.1. Элементы механизма формирования привлеченных ресурсов коммерческого банка.

Механизм формирования привлеченных банковских ресурсов

Способы

Методы

Инструменты

1. Кредитное финансирование

Привлечение межбанковских кредитов

Привлечение кредитов Банка России

Кредитный договор

2. Долговое финансирование

Выпуск собственных ценных бу­маг

Сертификаты (депозитные и сбе­регательные) Облигации Векселя

3. Депозитное финансирование

Привлечение депозитов (вкла­дов)

Привлечение средств на расчет­ные (текущие) счета

Депозитный договор (Договор банковского вклада (депозита) Договор банковского счета Договор о выдаче пластиковой карты и расчетно-кассового об­служивания ее владельца Договор доверительного управ­ления

В настоящее время в российском банковском сообществе происходит переосмысление роли пас­сивных операций, способов и возможностей преоб­разования пассивов в активы. Вопросы формиро­вания ресурсной базы коммерческих банков в их взаимосвязи с активными банковскими операция­ми все чаще становятся предметом серьезных ис­следований. Целью данных исследований являет­ся создания эффективных механизмов вовлечения финансовых ресурсов в банковский бизнес, разра­ботка комплекса форм и методов финансирования коммерческих банков, обеспечивающих создание современной ресурсной базы кредитных органи­заций. Усилия банков по совершенствованию фи­нансового менеджмента в последнее время все больше направлены на увеличение ресурсной базы, обеспечение стабильности банковских ресурсов, до­стижение оптимального соотношения структуры привлеченных ресурсов, улучшение качественных характеристик внутренних и внешних источников банковских ресурсов, что позволит проводить более взвешенную политику по проведению активных операций.

Система управления формированием привлечен­ных ресурсов коммерческих банков призвана обе­спечить решение следующих основополагающих задач:

— мобилизацию финансовых ресурсов для созда­ния ресурсной базы требующейся банку для удо­влетворения потребностей клиентов в банковских услугах связанных с проведением активных опера­ций;

— обеспечение стабильности финансирования банковских кредитных программ и инвестицион­ных проектов;

— получение банком намеченной планом прибы­ли;

— сокращение средств, не приносящих дохода и финансовых ресурсов ограниченного использова­ния.

Однако, в банковской практики в настоящее вре­мя превалирует политика преобразования краткос­рочных источников кредитных ресурсов в долго­срочные кредитные вложения, «пирамидальные» расчеты кредитного потенциала и кредитных воз­можностей банков в надежде на приток ресурсов и нереальность их одновременного оттока. Такая политика как раз и является основной причиной кризиса банковской ликвидности и слабости отече­ственной банковской системы.

Очевидно, что для развития кредитования ре­ального сектора экономики необходимо изменить подходы, как при привлечении финансовых ресур­сов, так и их размещении. Прежде всего, необходи­мо принять меры по предотвращению смешения всех привлеченных ресурсов в общую ресурсную базу и разделению финансовых ресурсов банков ис­ходя из качественных характеристик, особенно по срокам размещения и возможности использования. Привлеченные банковские ресурсы далеко не одно­родны по своим качественным особенностям и это необходимо учитывать при разработке механизмов размещения мобилизованных в банковский бизнес денежных средств. Так в частности, для кредитно- финансовой поддержки малого бизнеса не могут быть использованы средства приобретенные ком­мерческими банками на межбанковском кредит­ном рынке (межбанковские кредиты), в первую очередь в силу их дороговизны и небольших сроков кредитования. Межбанковские кредиты чаще все­го имеют своей целью улучшение ликвидности у банка-заемщика, а не решение задач кредитования реального сектора экономики или же населения. Также для решения проблем кредитования малого бизнеса, на наш взгляд, весьма проблематичным яв­ляется использование денежных средств размещен­ных хозяйствующими субъектами на расчетных и текущих банковских счетах. Весьма ограниченными являются и возможности формирования кредитно­го портфеля банков за счет депозитных средств до востребования и средств, находящихся на «карточ­ных» (особенно «зарплатных») счетах.

По нашему мнению, концептуальную основу раз­работки механизма кредитно-финансовой поддерж­ки малого бизнеса в регионах России составляет системный подход, предполагающий рассмотрение всей совокупности задействованных элементов с учетом их взаимосвязей и взаимозависимостей. Таким образом, предполагается формирование многоуровневой системы, ядром которой будут вы­ступать субъекты малого бизнеса и коммерческие банки. В настоящее время взаимодействие этих двух ядер несбалансированно: «кредитование мало­го бизнеса представляет собой не свободно конку­рентный рынок, где цена формируется под воздей­ствием спроса и предложения, а рынок продавца, которому одна категория клиентов представляется менее привлекательной ввиду объективных при­чин» [7, с. 59]. И этот продавец (коммерческие банки) зачастую не располагает кредитными продуктами (финансовыми ресурсами), отвечающим потреб­ностям субъектов малого предпринимательства. Коммерческие банки в своих взаимоотношениях с субъектами малого бизнеса часто рассматривают последних как нежелательных заемщиков с множе­ством проблем и ограничений, поэтому при обра­щении в кредитные организации данные субъекты экономики часто сталкиваются с отказом в предо­ставлении кредита. Зачастую стратегия банков в ча­сти формирования ресурсной базы адаптирована к требованиям доминирующих кредитных продуктов, что также накладывает отпечаток на общую орга­низацию банковского бизнеса: банки готовы допу­скать трансформацию значительной части краткос­рочных пассивов в среднесрочные и долгосрочные активы при условии компенсации рисков высокими процентными ставками по потребительским кре­дитам населению и компенсации значительных не­возвратов по данной категории заемщиков за счет массовости добропорядочных плательщиков по кредитам; либо при условии обеспечения значи­тельных оборотов по текущим счетам кредитуемых крупных предприятий и системы «перекредитовки» данных заемщиков в различных банках или дочер­них предприятий.

Субъекты малого предпринимательства испы­тывают потребности в различных банковских кре­дитных продуктах, соответственно и коммерческие банки располагают различными возможностями в предоставлении кредитных продуктов, имеющих принципиальные отличия. Можно выделить три основных кредитных сегмента, потребность в кото­рых существует субъектов малого и среднего бизне­са:

— микрокредитование;

— кредитование оборотного капитала;

— кредитование основного капитала.

Микрокредитование предполагает предоставле­ние кредитов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в минимальном размере по рыночным ставкам и имеет значительное сходство с текущим потребительским кредитованием физиче­ских лиц. Для данных целей у коммерческих банков есть достаточно финансовых ресурсов и разработан механизм предоставления ссуд и взыскания задол­женности. Довольно широкую практику приобрело получение потребительских ссуд для ведения пред­принимательской деятельности представителями малого бизнеса как физическими лицами.

Кредитование оборотного капитала предпола­гает предоставление кредитов на краткосрочной или среднесрочной основе в форме овердрафта или кредитных линий под лимит задолженности для финансирования денежного оборота предприятий малого бизнеса. Здесь также, исходя из существую­щей банковской практики использования привле­ченных финансовых ресурсов, коммерческие банки располагают возможностью кредитования субъек­тов малого предпринимательства. Однако, в данном кредитном сегменте необходимо предоставление более существенных гарантий и обеспечения воз­вратности ссуд (принятия в обеспечение возврат­ности кредита залога, приобретаемых за счет бан­ковских сделок, товарно-материальных ценностей — явно недостаточно).

Кредитование основного капитала предпола­гает предоставление кредитов на среднесрочной и долгосрочной основе в форме единовременных ссуд или кредитных линий под лимит выдачи для финансирования капитального строительства или приобретения объектов основных средств. В воз­можности данного кредитования коммерческие банки ощущают значительные трудности, связан­ные с общеэкономическим отсутствием «длинных денег». В составе пассивов российских банков ме­нее 7% составляют средства, которые можно рас­сматривать как долгосрочные источники. Посредничество банков в преобразовании «корот­ких» финансовых ресурсов в «длинные» не способ­но обеспечить потребности экономики и населения в финансовых средствах, поскольку возможности подобной трансформации имеют свои границы. Решение проблемы привлечения средне- и долго­срочных ресурсов видится лишь на основе созда­ния новых институционально-экономических ме­ханизмов формирования устойчивой депозитной базы коммерческих банков в рамках национальной системы сбережений, способных изменить карти­ну финансового посредничества. Для субъектов малого предпринимательства долгосрочное креди­тование возможно только при создании льготных условий, компенсации уплачиваемых процентов по кредитным договорам, предоставления дополни­тельных гарантий, что может быть реализовано в рамках специальных программ поддержки малого предпринимательства.

Таким образом, в создании механизма исполь­зования привлеченный финансовых ресурсов ком­мерческих банков для развития малого бизнеса и уравновешивания возможностей малого пред­принимательства с интересами кредитных орга­низаций необходимо внешнее воздействие — при­сутствие финансовых интермедиаторов (от лат. теШа1ог — посредник, находящийся между, посре­дине) кредитного рынка. В качестве интнрмедиато- ров могут выступать государственные органы, му­ниципалитеты, государственные и иные фонды, в том числе Фонд поддержки предпринимательства, Гарантийный фонд, различные финансовые агенты (страховые, лизинговые, факторинговые и прочие).

Так как массовое устранение слабых сторон мало­го бизнеса, делающих его непривлекательным для кредиторов, не представляется возможным даже в долгосрочной перспективе, основная задача заклю­чается в создании противовеса этим слабым сторо­нам перед лицом банковского сектора, особенно в непривлекательных отраслях с низкой интеграль­ной кредитоспособностью. Тогда при содействии интермедиаторов кредитование малого и среднего бизнеса станет более привлекательным для кредит­ных организаций и доступным для предприятий данного сектора экономики. Использование в ме­ханизме привлечения кредитных ресурсов в малый бизнес возможностей медиаторов способствует выравниванию и смягчению условий банковского кредитования малых предприятий и предприятий, относящихся к среднему бизнесу (как впрочем, и отдельных крупных предприятий, осуществляю­щих, к примеру, реализацию социально значимых проектов). Основными элементами подсистемы рассматриваемого механизма использования бан­ковских ресурсов являются интермедиаторы, на­значение которых заключается в распределении финансовой нагрузки на заемщиков посредством собственного участия в капитале или рисках либо посредством гарантирования выполнения заемщи­ком своих обязательств перед коммерческим бан­ком. Интермедиаторы в своей деятельности исполь­зуют необходимые для отдельных предприятий инструменты, повышающие кредитоспособность малого бизнеса. Такими инструментами могут быть компенсации части уплаченных процентов, предо­ставление целевых субсидий, гарантирование и страхование кредитов малому бизнесу. Однако в настоящее время следует искать и создавать новые инструменты для оказания помощи в развитии ма­лого бизнеса.

Одним из таких финансовых инструментов, по нашему мнению, может стать выпуск коммерчески­ми банками целевых долговых обязательств — обли­гационных займов. Облигации представляют собой финансовый инструмент, долговое обязательство банка, согласно которому эмитент обязуется вер­нуть ранее полученную сумму и оплатить фиксиро­ванный доход. Размещение облигаций осуществля­ется путем заключения договора купли-продажи между банком и покупателем. Коммерческие банки могут выпускать облигации: именные и на предъ­явителя; обеспеченные залогом собственного иму­щества либо под обеспечение, предоставленное банку третьими лицами, либо без обеспечения; процентные и дисконтные; конвертируемые в ак­ции; с единовременным сроком погашения или со сроком погашения по сериям в определенные сро­ки. Процедура привлечения финансовых ресурсов с помощью банковских облигаций регулируется глав­ным образом нормами раздела 6 инструкции Банка России «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» от 22 июля 2002 г. № 102. Привлекательность данного способа привлечения средств для банков в том, что таким образом он по­лучает «длинные деньги», которые может исполь­зовать в течение достаточно продолжительного времени. Однако, в силу сложностей процедуры эмиссии, регистрации в Банке России, значительных издержек по продаже облигаций, данный финансо­вый инструмент используется ограниченным кру­гом крупных российских коммерческих банков.

Однако при помощи интермедиаторов можно, по нашему мнению, существенно изменить ситуацию с выпуском облигаций коммерческих банков, пре­жде всего региональных кредитных организаций. Выпуск облигаций банков позволяет создать систе­му целевого финансирования банковской деятель­ности, в частности, по развитию малого бизнеса. При этом данная система объединяет в себе обе сто­роны финансирования — привлечение и размещение финансовых ресурсов. Выпуск целевых облигаций коммерческих банков может предусматривать ак­тивную помощь интермедиаторов, прежде всего му­ниципалитетов и местных фондов поддержки пред­принимательства, в распространении облигаций. С учетом того что, мобилизованные при помощи об­лигаций, финансовые ресурсы будут использованы для кредитования предприятий малого и средне­го предпринимательства, интермедиаторы могут взять на себя уплату кредитным организациям ча­сти процентов и компенсировать часть издержек по продаже облигаций, что будет способствовать снижению ставок при кредитовании малого бизне­са. Кроме того, облигационные займы могут разме­щаться на заранее оговоренных с интермедиатора­ми условиях, по срокам, видам облигаций, условиям продажи и прочее, и таким образом в распоряжении коммерческого банка смогут оказаться финансовые ресурсы, качественные характеристики которых в большей мере соответствуют потребностям малого бизнеса. Безусловным преимуществом использова­ния предложенной системы мобилизации финансо­вых ресурсов и предоставления их для развития ма­лого бизнеса, является то, что предприятия малого предпринимательства сразу получают более деше­вые средства, а не добиваются последующей компен­сации части уплаченных процентов. Немаловажной является возможность получения малым бизнесом «длинных» денег, так как облигации могут выпу­скаться на долгосрочные сроки. Такие облигацион­ные займы будут распространяться, как правило, на локальных рынках банковских услуг, здесь же могут и кредитоваться субъекты малого предпринима­тельства. Это может дать новый импульс развитию малого предпринимательства в муниципалитетах, особенно в небольших поселениях, где для жите­лей будут предоставлены возможности приобре­сти облигации и за счет, таким образом, собранных, средств прокредитовать находящиеся на данной территории предприятия малого и среднего бизне­са.

Следует также отметить, что в ближайшее время в процессе формирования финансовых ресурсов от­ечественных банков за счет сбережений населения могут произойти существенные изменения, вызван­ные политикой ограничения процентных ставок по депозитам и не решением вопросов снижения на­логообложения граждан по депозитным операциям. Уже в 2009 году в структуре привлеченных коммер­ческими банками вкладов депозитов наблюдается тревожная тенденция снижения доли долгосроч­ных вкладов со сроками хранения свыше трех лет, так за минувший год сумма таких вкладов возросла лишь на 57 миллиардов рублей и составили 477181 млн. руб., при этом их доля в общем объеме привле­ченных кредитными организациями вкладов снизи­лась с 7,1% до 6,8%. В текущем году на фоне сниже­ния ставок по привлекаемым депозитам ситуация еще больше усугубляется. Поэтому коммерческим банкам необходимо уже сейчас проводить работу по диверсификации способов привлечения сбережени- ей населения в банковский бизнес, не ограничива­ясь попытками развития депозитных услуг.

Очевидные преимущества облигационных зай­мов на российском рынке, прежде всего дешевизна привлечения инвестиционных ресурсов и привле­кательность облигаций для инвесторов, создали предпосылки для включения населения в состав участников рынка корпоративных (в данном случае — банковских) ценных бумаг.

Причем, облигации для мелких вкладчиков яв­ляются более привлекательным инструментом, чем корпоративные акции (а в настоящее время и при­влекательней отдельных депозитных сделок), это выражается в следующем:

— инвестиционная привлекательность облигаций определяется стабильным уровнем доходности, ко­торый складывается из купонных выплат;

— облигации представляют собой вложения на определенный срок, что предполагает возвратность средств по истечении срока займа;

— облигации являются предъявительской ценной бумагой и свободно обращаются на рынке ценных бумаг, в случае необходимости возможна их быстрая конвертация в наличные деньги.

Однако остается нерешенным вопрос о свобод­ном доступе потенциальных покупателей к этим инструментам: реализация облигаций происходит преимущественно на биржах и в закрытых теле­коммуникационных сетях по продаже ценных бумаг. Ограниченный доступ к ним населения значительно сужает его инвестиционные возможности. Поэтому расширение набора инвестиционных инструмен­тов, ориентированных на широкие слои населения, должно сопровождаться созданием сети фондовых магазинов и представительств брокерских контор по работе с мелкими вкладчиками. Многие из этих вопросов можно разрешить при помощи интерме­диаторов. Решение финансовых проблем малого бизнеса вытекает, в том числе, и через оказание со­действия развития рынка ценных бумаг.

Чтобы активизировать рынок ценных бумаг для населения, нужны стимулирующие меры, которые повысили бы заинтересованность инвестиционных институтов, в первую очередь коммерческих бан­ков, работать с населением по привлечению сбере­жений посредством купли-продажи ценных бумаг. Такими мерами могут стать налоговые преферен­ции для институтов, работающих со средствами населения, которые могли бы быть освобождены от двойного налогообложения — на прибыль компа­нии и доход физического лица. Налоговые льготы в сложившейся ситуации могут стать серьезным стимулом активизации, как деятельности инвести­ционных институтов, так и самого населения, для которого были бы созданы благоприятные условия для инвестирования.

Таким образом, вопросы активизации процес­са трансформации сбережений населения в инве­стиции для хозяйствующих субъектов (как через финансовое посредничество банков и интермедиа­торов, так и напрямую) нуждаются в поддержке со стороны государства по созданию системы мер льготного налогообложения, что, с одной стороны, явится серьезным стимулом для инвестиционных компаний (кредитных организаций), а с другой сто­роны, населением будет воспринято как определен­ная гарантия государства в поддержке таких инве­стиционных вложений, что значительно повысит их надежность в глазах потенциальных инвесторов.

Банковскому сообществу, задумываясь о приори­тетах посткризисного развития банковского дела следует осознать, что от степени развития малого бизнеса могут напрямую зависеть глобальные эко­номические показатели в масштабах государства, а, следовательно, поддерживать предпринимателей жизненно необходимо, особенно в нынешних усло­виях. При создании отлаженных механизмов вовле­чения сбережений населения в банковский бизнес и механизмов использования привлеченных финан­совых ресурсов для развития малого бизнеса, работа кредитных организаций по кредитно-финансовой поддержке предпринимательства может стать и весьма доходной сферой банковского бизнеса. Путь к этому лежит, в первую очередь» через повышение доступности кредитных ресурсов, базирующееся на взаимном доверии между банковским сектором и предпринимательством, их взаимных усилиях по построению партнерских отношений и активной поддержке со стороны государства.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру