Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Государственное управление и развитие саморегулирования в сфере услуг

Вопросы государственного управления в сфере услуг, несомненно, играют важную роль хотя бы потому, что речь идет об огромном секторе экономики, нуждающемся как в надзоре, так и в инновационной свободе. Вопрос только в том, как обеспечить соответствующее оптимальное соотношение между государственным вмешательством и свободными рынками, создав  условия для планомерного развития с внедрением новых подходов, разработок и продуктов.

Процесс государственного регулирования сферы услуг развивался поэтапно. Формирование российского рынка услуг фактически начало происходить в первой половине 90-х годов под влиянием хода рыночных реформ и процессов приватизации. Вплоть до этого времени деятельность в абсолютном большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, в ряде из них государство являлось основным поставщиком.

С появлением административно-правовых инструментов, таких как лицензирование, государство взяло под свой непосредственный контроль четко очерченный сектор услуг. Тем самым обязав субъектов рынка получать специальные разрешения на осуществление конкретных видов деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Но постепенно и эта мера выявила свои серьезные недостатки. Это и чрезмерная перегруженность документного обеспечения для лицензиата, и множественные коррупционные схемы, основанные на изыскании различного вида упрощенных процедур получения разрешений, и искусственно расширенная очередь согласований по многочисленным инстанциям и необходимость продления лицензий через 3–5 лет, и т. д.

В этой связи постепенно назрела необходимость следующего этапа развития этой сферы, который бы сочетал в себе государственное управление и возможности для эффективного развития предпринимательства. На наш взгляд, такой этап мы переживаем сейчас.

Чем он характерен:

1. Явно выявившиеся и тормозящие развитие инновационного предпринимательства недостатки системы лицензирования.

2. Внедрение и развитие саморегулируемых организаций (СРО). Принятый в конце 2007 года Федеральный закон «О саморегулируемых организаций» стал первым шагом к переходу к новой системе регулирования экономики. Основываясь на европейском и американском опыте, российские компании получили возможность для самостоятельного контроля рынка с соответствующим уровнем полномочий и ответственности. Появилось саморегулирование —  самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и  установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Это уже начало давать свои плоды. К примеру, с 2010 года все строительные, а также занимающиеся перепланировкой и согласованиями организации не нуждаются в лицензиях, но обязаны являться членом СРО.

Возникает закономерный вопрос, насколько широки полномочия СРО, станет ли эта концепция полноценной заменой лицензированию? На наш взгляд, станет. Для примера, посмотрим на некоторые функции СРО:

  • создание своих условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО;
  • возможность применения мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;
  • создание третейских судов для разрешения споров, возникающих между членами СРО, а также между ними и  потребителями произведенных членами СРО товаров (работ, услуг);
  • анализ деятельности своих членов;
  • обеспечение информационной открытости деятельности своих членов;
  • осуществление контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил, условий членства в СРО;
  • возможность оспорить любые акты и решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы СРО, либо создающие угрозу такого нарушения.

3. Увеличение сроков, на которые выдаются лицензии, с одновременным усилением контроля за деятельностью. Это одна из новых инициатив и она обусловлена назревшими проблемами. К примеру, в России на настоящий момент существуют около 140 тыс. учебных заведений и всем им необходимо получить образовательные лицензии. Один раз в 5 лет все они проходят экспертизу с возмещением расходов на ее проведение, предоставляют в контрольные инстанции справки, сведения, обоснования. Учреждения высшего профессионального образования формируют около 250 документов объемом около 3 тыс. листов. Оптимально, чтобы лицензии были бессрочными, при этом произошло усиление санкций за нарушение лицензионных требований.

4. Сокращение числа контрольных ведомств, оптимизация и отказ от  дублирующих функций.

Основной положительный эффект развития саморегулирования именно в создании саморегулирующихся сообществ, «кровно» заинтересованных в чистоплотности своих рядов и качестве. Эти сообщества  уже в ближайшем будущем имеют возможность стать заменой большому количеству административно-правовых инструментов, при этом отличаясь повышенной эффективностью и инновационной свободой.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру