Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Формирование инвестиционного климата на региональном уровне

Экономистами предложена модель оцен­ки состояния инвестиционного климата административно-территориального образова­ния, использующая достоинства всех указанных подходов, в которой интегральный показатель ин­вестиционного климата рассчитывается на основе анализа рентабельности инвестиций в регионе, а также совокупности набора факторов, определяю­щих потенциал и риски региональной экономики.

При этом уровень взаимосвязи между отдельными показателями, влияющими на инвестиционную привлекательность, и объемом инвестиций в ре­гион, определяется в результате расчета коэффи­циентов корреляции, на основе которых каждому показателю присвоен соответствующий весовой коэффициент, отражающий относительную значи­мость данного показателя в сравнении с другими. В процессе разработки модели прогнозирования установлено, что абсолютный объем инвестиций в прогнозируемом периоде зависит от величины ин­вестиционной привлекательности и абсолютного объема инвестиций в предшествующем периоде, что обусловлено инерционностью экономических процессов.

Разработка управляющих воздействий, на­правленных на формирование благоприятного инвестиционного климата, предопределяет не­обходимость установить разницу между целевым и прогнозируемым объемом инвестиций в эко­номику административно-территориального об­разования при сохранении установившихся тен­денций, при этом требуется оценить отклонения и определить факторы, которыми они вызваны. В зависимости от полученных результатов раз­рабатываются меры воздействия, направленные на элиминирование негативного воздействия факторов внешней и внутренней среды, про­гнозируется новое состояние инвестиционной привлекательности и объем инвестиций. Цикл сравнение-оценка-воздействие-прогноз повторя­ется до тех пор, пока отклонение прогнозируемого значения объёма инвестиций от планируемого не станет минимальным.

При разработке комплекса мер по стимулирова­нию и регулированию инвестиционной деятель­ности на федеральном уровне власти представ­ляется необходимым решение таких задач, как формирование единого для всех субъектов феде­рации терминологического аппарата, отвечающе­го современным требованиям рынка; ограничение внесения корректив в инвестиционное законода­тельство на уровне регионов, формирование мер по пресечению нарушений в области региональ­ного инвестиционного законодательства; опреде­ление условий взаимодействия с региональными органами управления; выработка единой концеп­ции управления инвестиционной деятельностью; формирование благоприятного инвестиционного климата, позитивного инвестиционного имиджа региона в целом; определение условий взаимо­действия между региональными органами власти и органами местного самоуправления; поддержка банковской системы; развитие интеграционных процессов на территории страны; формирование специализированных фондов в сфере инвестиций и осуществление контроля за их функционирова­нием.

На уровне субъектов федерации меры по ре­гулированию, стимулированию и развитию ин­вестиционной деятельности должны быть на­правлены на решение таких задач, как: выработка методов, способов эффективного сотрудничества с органами местного самоуправления; конкрети­зация условий взаимодействия всех участников инвестиционной деятельности; подготовка пред­приятий — объектов инвестиционной деятель­ности к участию в инвестиционных процессах; обеспечение поддержки социальных программ на территории региона, их финансирования из реги­онального бюджета; создание условий для роста инвестиционной активности, формирование бла­гоприятного инвестиционного климата в регио­не; повышение уровня конкурентного потенциала предприятий, функционирующих на территории субъекта федерации. На уровне муниципальных органов власти необходимо: формирование ком­плекса мер по привлечению средств населения для реализации инвестиционных проектов; усиле­ние взаимодействия с региональными органами власти; укрепление вертикальных коммуникаций между региональными органами управления и на­селением; повышение эффективности мер соци­альной поддержки; создание условий для роста со­циальной защищенности граждан на территории муниципалитетов.

Для формирования действенного механизма стимулирования инвестиционной деятельности необходимо определить: какие факторы оказы­вают влияние на эффективность управленческих решений в инвестиционной сфере; существует ли опыт формирования действенного механиз­ма стимулирования инвестиционной деятельно­сти в России и за рубежом; какими мерами, спо­собами, методами целесообразно осуществлять стимулирование инвестиционной деятельности; какова роль государства в стимулировании ин­вестиционной активности; какими должны быть взаимоотношения между различными уровнями власти (федеральным, региональным и муници­пальным); способствует ли сложившаяся конъ­юнктура рынка формированию действенного механизма стимулирования инвестиций; каким образом и на каких условиях должны привлекать­ся зарубежные инвестиции; возможно ли управ­ление инвестиционными объектами на услови­ях равноправного партнерства, в том числе и с зарубежными компаниями; в чем заключаются особенности регионального инвестиционного законодательства в процессе стимулирования и развития инвестиционной деятельности; суще­ствуют ли предпосылки для межрегионального сотрудничества в целях активизации инвестици­онной деятельности; необходимо ли сокращать существующую социально-экономическую диффе­ренциацию между отдельными административно- территориальными образованиями.

Инвестиционная политика, проводимая в ре­гионах федеральными органами власти, должна быть направлена на: содействие выравниванию инвестиционного потенциала территориальных образований; создание конкурентных условий для привлечения инвестиционных ресурсов и ак­тивизации происходящих на территории субъек­тов федерации инвестиционных процессов; учет потребностей регионов в инвестициях; развитие действенного регионального инвестиционного законодательства; эффективное использование ограниченных бюджетных инвестиций; обеспече­ние гарантий инвесторам; формирование инфор­мационной открытости регионов; создание ин­фраструктуры, обеспечивающей инвестиционный процесс; реструктуризацию предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательно­сти.

Анализ основных мер по стимулированию инвестиционной деятельности в различных ре­гионах России показал, что формирование регио­нального инвестиционного законодательства про­исходит, как правило, без учета и исследования уже существующих норм регулирования в данной сфере; меры по улучшению инвестиционного кли­мата в территориальном образовании не всегда могут быть реализованы; постоянное измене­ние факторов внешней среды требует внесения корректировок в нормативно-правовые акты; инвестиционное законодательство не может рас­сматриваться отдельно от нормативно-правовых актов, регулирующих другие сферы деятельно­сти; льготы в региональном инвестиционном за­конодательстве в основном устанавливаются по налогу на прибыль и налогу на имущество в ча­сти, зачисляемой в региональный бюджет, и от­личаются только процентной долей; условия на­логообложения инвестиционной деятельности в различных субъектах федерации отличны друг от друга; для иностранных инвесторов предлага­емые меры по стимулированию инвестиций но­сят более широкий характер; отсутствует диффе­ренцированный подход к отраслевой специфике реализуемых инвестиционных проектов; отсут­ствует организационная структура органов ис­полнительной власти, которая могла бы обеспе­чить условия для формирования необходимого инвестиционного климата в территориальных образованиях, стране в целом и способствовала бы взаимодействию бюджетов всех уровней.

В современных условиях необходимо: опре­делить уровень обеспеченности экономики административно-территориального образо­вания различными видами ресурсов; выявить возможности использования отдельных видов ресурсов для достижения поставленных целей социально-экономического развития; опреде­лить, использование каких видов ресурсов (ма­териальных, трудовых, финансовых, информаци­онных) может служить основой для повышения конкурентоспособности народнохозяйственного комплекса в стратегическом периоде времени; выявить возможности привлечения недостаю­щих ресурсов в процессе реализации комплекса мер стратегической направленности; сформи­ровать направления привлечения дополнитель­ных ресурсов, необходимых для повышения эффективности функционирования экономики административно-территориального образова­ния.

В настоящее время существуют следующие основные угрозы динамике инвестиционного процесса со стороны экономических факторов внешней среды: вступление России во Всемирную торговую организацию, что повлечет за собой су­щественное уменьшение таможенных пошлин и, как следствие, снижение конкурентоспособ­ности импортозамещающих отраслей народного хозяйства, предприятия которых будут вынуж­дены значительно уменьшить объем инвести­ций; недостаточный уровень инновационного развития народнохозяйственного комплекса, что ограничивает использование новых технологий в процессе повышения эффективности предпри­нимательской деятельности; рост инфляции, что приводит к снижению нормы прибыли при реализации перспективных инвестиционных проектов, имеющих длительный период окупае­мости; укрепление реального курса националь­ной валюты, способствующее снижению конку­рентоспособности отечественных предприятий на национальном и мировом товарных рынках; монополизация региональных и национальных рынков в ряде базовых отраслей народного хо­зяйства, что негативно сказывается на темпах развития конкуренции; увеличение заработной платы более высокими темпами, чем повышение производительности труда, что влечет за собой существенный рост издержек организационно- правовых структур.

Особое внимание на федеральном уровне вла­сти должно быть уделено поддержке предприя­тий и организаций малого и среднего бизнеса, основная цель которой — создание благоприят­ных правовых, политических, экономических, социальных, культурных и других условий для развития предпринимательства, обеспечиваю­щего рост конкурентного потенциала народного хозяйства страны в целом. В этой связи стано­вится обоснованным решение следующих задач: административно-организационная поддержка и нормативно-правовое обеспечение развития предприятий малого предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; создание условий досту­па малых предприятий к финансовым и имуще­ственным ресурсам (использование ими таких инструментов как лизинг, факторинг, франчай­зинг, создание системы бюджетных гарантий для малого предпринимательства, условий для микрокредитования и самофинансирования); адресная поддержка приоритетных проектов малых предприятий; формирование благоприят­ных социальных условий; методическое и анали­тическое обеспечение процесса функционирова­ния малых предприятий.

Своевременно принятые меры в отношении элиминирования негативных тенденций в инве­стиционной сфере будут способствовать реализа­ции более действенных управленческих решений. Однако важен и негативный опыт, который позво­лит избежать в дальнейшем неблагоприятного развития инвестиционных процессов. При этом эффективное взаимодействие федеральных, ре­гиональных и муниципальных органов власти при реализации действенных управленческих реше­ний в инвестиционной сфере, а также правильно выбранная стратегия развития инвестиционной деятельности обеспечат достижение поставленной цели — формирование благоприятного инвестици­онного климата и эффективно функционирующе­го механизма стимулирования инвестиционной деятельности, отвечающего современным требо­ваниям рынка.

Важнейшим условием эффективного функ­ционирования механизма стимулирования ин­вестиционной деятельности является создание современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей существенное сокращение вре­мени и повышение скорости транспортировки грузов. Представляется, что в современных усло­виях хозяйствования транспортная доступность местности является одним из основных факторов, определяющих основные направления инвестиро­вания средств при принятии инвестором решения о целесообразно реализации инвестиционного проекта. Поэтому формирование транспортной инфраструктуры является одной из важнейших государственных задач, решение которой необхо­димо для роста конкурентоспособности экономи­ки административно-территориального образова­ния.

Отметим, что в соответствии с принципом единства направления, развитие транспортной инфраструктуры должно осуществляться на осно­ве рационального взаимодействия федеральных, региональных и местных органов управления, что позволит привлекать для финансирования инфра­структурных проектов средства бюджетов разных уровней в зависимости от значимости конкретной инвестиционной программы, объема инвестиций, требующихся для ее успешной реализации.

Развитие коммунальной инфраструктуры, не­обходимой для привлечения средств инвесторов, существенного увеличения объемов финансиро­вания перспективных инвестиционных проектов, реализуемых на территории административно- территориального образования, должно осущест­вляться за счет рационального использования ресурсов региональных и муниципальных бюд­жетов, что не исключает финансирование особо значимых проектов в коммунальной сфере за счет средств федерального бюджета, инвестиционных ресурсов государственных унитарных предпри­ятий, акционерных обществ, находящихся в госу­дарственной собственности.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру