Стратегия и Управление.ru
Dec 3

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Эволюция государственной политики России в сфере малого и среднего бизнеса (1990-2000-е гг.)

Развитие малого и среднего предприниматель­ства рассматривается современным российским ру­ководством как одно из главных условий модерниза­ции экономики и создания социального рыночного государства. Президент России Д. А. Медведев не­однократно характеризовал малый бизнес как «спо­соб возрождения нашей страны», а его поддержку называл в числе ключевых задач для стабильного и долговременного развития России.

Правовая основа государственной политики в от­ношении малого и среднего бизнеса и практика ее реализации складывались на протяжении всего пе­риода рыночных реформ. В первой половине 1990-х гг. был принят ряд законодательно-нормативных актов, нацеленных на развитие в России малого предпринимательства. 8 июля 1991 г. было из­дано постановление Совета министров РСФСР № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых пред­приятий в РСФСР», в котором впервые были опре­делены параметры малых предприятий, исходя из численности штатных работников: до 200 человек в промышленности и на производстве, до 100 человек в науке и научно-техническом обслуживании и от 50 до 150 человек в других отраслях. Постановление конкретизировало Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельно­сти» в части развития малого бизнеса и расширения сети малых предприятий на территории РСФСР. В марте 1993 г. был образован Совет по развитию ма­лого и среднего бизнеса при Правительстве РФ, кото­рый в мае того же года был преобразован в Совет по развитию предпринимательства при Совете мини­стров — Правительстве Российской Федерации. Вопросам льготного регулирования среднего пред­принимательства был посвящен Указ Президента России от 30 ноября 1992 г. № 1485 «Об организа­ционных мерах по развитию малого и среднего биз­неса в Российской Федерации». До этого момента данному сектору экономики российские законода­тели почти не уделяли внимания. Следует также упомянуть Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. N 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Федеральный Закон «О государственной под­держке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ га­рантировал данной категории предпринимателей льготные условия использования государственных финансовых, материально-технических и информа­ционных ресурсов, сохранение порядка и условий налогообложения, а также ряд упрощенных проце­дур, необходимых для осуществления предприни­мательской деятельности.

Закон дал определение субъектов малого пред­принимательства, под которыми понимались ком­мерческие организации, в уставном капитале кото­рых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиоз­ных организаций (объединений), благотворитель­ных и иных фондов не превышала 25%; доля, при­надлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого пред­принимательства, не превышала 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный пери­од не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности — 100 че­ловек; в строительстве — 100 человек; на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимались также физические лица, занимающиеся предпринима­тельской деятельностью без образования юридиче­ского лица.

В Законе оговаривались направления государ­ственной поддержки малого бизнеса, в том чис­ле: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и инфор­мационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощен­ного порядка регистрации субъектов малого пред­принимательства, лицензирования их деятельно­сти, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической дея­тельности субъектов малого предприниматель­ства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информа­ционных связей с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повы­шения квалификации кадров для малых предпри­ятий.

Важным элементом Закона 1995 г. было разгра­ничение полномочий между Федеральным центром и регионами в сфере поддержки малого бизнеса. Субъектам Российской Федерации предоставлялось право решать все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе, приме­нять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.

Решения в области поддержки малого предприни­мательства, принятые правительством в 1993–1995 гг., в целом, носили конструктивный и комплексный характер. В этот период был сделан значительный шаг вперед в понимании сущности экономических проблем малого бизнеса, обозначены основные на­правления и формы его поддержки, избраны прио­ритеты. Основной упор делался на изменения нало­говой политики в отношении малых предприятий, программы выделения кредитов, создание государ­ственных фондов поддержки и страхования малого бизнеса и др.

Постановлением Правительства РФ «О феде­ральном Фонде поддержки малого предприни­мательства» № 1184от 4 декабря 1995 года в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпри­нимательства в Российской Федерации» на базе «Фонда поддержки предпринимательства и разви­тия конкуренции» при ГКАП России был образован «Федеральный фонд поддержки малого предприни­мательства» (ФФПМП) — важная составная часть си­стемы государственной поддержки малого бизнеса. Финансовые ресурсы Фонда формировались в пер­вую очередь из бюджетных ассигнований, средств, поступивших от приватизации имущества, находя­щегося в федеральной собственности, а также за счет доходов от разрешенной Уставом предприниматель­ской деятельности и иных средств из внебюджетных источников.

Статус государственной некоммерческой орга­низации давал Фонду право заниматься предпри­нимательской деятельностью для решения задач, предусмотренных его Уставом. Это означало, что, с одной стороны, Фонд является финансовым инсти-     Экономика и управление

тутом, аккумулирующим бюджетные и внебюджет­ные ресурсы, направляемые на развитие и поддерж­ку малого бизнеса, а с другой — уполномоченной Правительством РФ организацией по осуществле­нию гражданско-правовых отношений с субъектами малого бизнеса. Фонд активно работал на финансо­вых рынках, в частности на рынке ценных бумаг, в первую очередь,— ГКО и ценных корпоративных бу­маг, что в свое время давало определенный эффект. В 2000-е гг. продолжалась его деятельность по уве­личению активов за счет повышения возвратности ранее выданных кредитов. Фонд создавал условия и организовывал сотрудничество с региональными фондами и администрациями регионов по разме­щению финансовых ресурсов и внедрению новых финансовых инструментов поддержки малого пред­принимательства (финансового лизинга, страхова­ния, микрокредитования и кредитной кооперации).

Взаимодействие Фонда с регионами базировалось на соглашениях с участием глав администраций и ре­гиональных фондов. В этих соглашениях было регла­ментировано распределение рисков и ответствен­ности за целевое использование и эффективность затраченных средств; за Фондом была закреплена функция привлечения и размещения финансовых средств. Региональная администрация брала на себя основные риски использования ассигнованных средств, а региональный фонд осуществлял непо­средственный контроль за реализацией программ и проектов на местах. Юридической основой таких соглашений являлись оформленные гарантии адми­нистраций или правительств субъектов Российской Федерации по целевому использованию финансовых ресурсов Фонда и региональных уполномоченных банков, что позволяло эффективно решать пробле­му обеспечения кредитов для малых предприятий, как правило не имеющих достаточного имущества для залога.

При участии «Федерального фонда поддержки малого предпринимательства» было положено на­чало созданию в России государственной системы поддержки малого предпринимательства, которая к 1999 г. включала 76 региональных фондов, 44 агент­ства, 54 информационных и выставочных центра, 34 учебно-деловых центра, 17 технопарков, 38 бизнес- инкубаторов, 9 лизинговых компаний. Федеральным фондом были профинансированы 92 региональные программы, более 130 предпринимательских проек­тов.

Обеспечение эффективной поддержки мало­го и среднего бизнеса требовало предваритель­ного экономического и социологического ана­лиза показателей развития бизнес-структур и среды их функционирования. В 32 регио­нах Российской Федерации при финансовом участии Фонда были созданы консалтинговые структуры — агентства поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляющие помощь в разработке региональ­ных программ, проектов обучения предпринимате­лей, программ консультаций по различным направ­лениям предпринимательской деятельности. Такие агентства и местные фонды являются структурами, способными реально влиять на развитие предпри­нимательства и общественное мнение в регионах. В январе 1996 г. был принят Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

По итогам 1998 года число малых предприятий в Российской Федерации приблизилось к миллиону, общий объем продукции выпускаемой в сфере мало­го бизнеса составил 190,4 миллиардов рублей, число работающих в сфере малого бизнеса — 6,2 миллиона человек. Для России это были неплохие показа­тели, но совершенно не сопоставимые с ролью ма­лого бизнеса в экономической структуре развитых стран. С другой стороны, следует учитывать, что в отечественном малом бизнесе был особенно зна­чителен теневой сектор. К концу 1999 г. по данным Российского независимого института социальных и национальных проблем не регистрировалось до 50% малых фирм, объем реальной занятости превышал официальный примерно на 70%, а реальный фонд заработной платы — на 90%, оборот капитала зани­жался, в среднем, на 70%. В результате малый бизнес не доплачивал в бюджеты разных уровней сумму, примерно вдвое большую той, которая составляла фактические налоговые сборы.

При этом именно мелкий и средний бизнес в наи­большей степени испытывал на себе воздействие негативных аспектов проводимых реформ: отсут­ствие последовательной государственной страте­гии и тактики экономического развития страны, неразвитость правовой системы рыночной эконо­мики, в том числе, несовершенство налогового за­конодательства, и др. В России 1990-х годов мелкий и средний бизнес оказался под значительным ад­министративным давлением. На начальном этапе становления рынка администрация на местах порой пыталась осуществлять прямое регулирование част­ного сектора, исходя из собственных представле­ний об экономической ситуации в городе или райо­не, что вело к нарушению прав граждан на занятие предпринимательской деятельностью. Так, в начале 1990-х гг. были нередки случаи отказа в регистра­ции малых предприятий в регионах по причине их «нецелесообразности».

Несмотря на то, что за период с 1996 по 1999 г. было принято более 90 правовых актов, касающих­ся деятельности малого предпринимательства, Федеральная программа его поддержки на 1996­1997 во многом осталась на бумаге из-за недофинан­сирования, а аналогичная программа на 1998–1999 гг. не была утверждена Государственной думой. В то же время, законодательные акты и программы поддержки малого бизнеса были приняты во мно­гих регионах, в том числе, в Саратовской, Самарской, Волгоградской, Иркутской и других областях, где малые предприятия получили льготное налогообло­жение, упрощенную систему налогообложения, уче­та и отчетности, была оказана поддержка на уровне регионов по развитию связей малого бизнеса с зару­бежными партнерами и инвесторами.

Важным аспектом государственной политики в отношении малого бизнеса в этот период были попытки развития его инновационных направле­ний. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 65 был образован «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (один из трех государственных научных фондов). Фонд до конца 1990-х гг. осуществлял финансовую поддержку малых предприятий отрасли «Наука и научное обслуживание», которые уже успели утвер­диться на рынке и производили востребованный продукт. До апреля 1999 г. средства выделялись в форме льготных кредитов по ставке, равной поло­вине учетной ставки Центрального банка. Средний уровень их возврата был достаточно высоким — 66%. В то же время, деятельность Фонда в этот период но­сила пассивный характер, поскольку им обеспечива­лась устойчивость уже действующих успешных про­ектов, а не создание новых.

«Фонд содействия развитию малых форм пред­приятий в научно-технической сфере» продолжает действовать и в настоящее время. Его основными задачами является постепенное продвижение к про­ектам НИОКР компаний, находящихся на более ран­них стадиях инновационного цикла и основанных на результатах фундаментальных исследований, а так­же развитие взаимодействия с венчурными и други­ми структурами, участвующими в финансировании проектов по всему инновационному циклу.

Еще 22 ноября 1994 г. состоялась Учредительная конференция Российской ассоциации развития ма­лого предпринимательства (РАРМП), которая соз­давалась в целях содействия развитию российских традиций предпринимательства, формированию благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Согласно уставу РАРМП, перед органи­зацией стояли следующие задачи: организация вза­имодействия и взаимопомощи между региональны­ми структурами поддержки предпринимательства; защита прав предпринимателей и их объединений; развитие межрегиональных связей и интегрирова­ние малого и среднего предпринимательства России в мировую экономическую систему; содействие ко­ординации деятельности общественных объедине­ний, союзов, фондов и иных организаций поддержки предпринимательства для достижения их уставных целей. Российская ассоциация развития малого предпринимательства (председатель А. Д. Иоффе) получила новый импульс развития в начале 2000-х гг., когда поддержка малого и среднего бизнеса была заявлена как одно из приоритетных направлений государственной политики. Характерно, что одним из проявлений этой активности малого бизнеса ста­ли критические выступления в адрес олигархиче­ского капитала. Малые и средние предприниматели нередко обвиняли олигархов в том, что именно дея­тельность крупных компаний мешает развиваться более мелким предприятиям.

Растущее участие российского делового сообще­ства в общественно-политической жизни и законот­ворческом процессе к середине 1990-х гг. стало весо­мым фактором развития правового поля рыночной экономики. Предпринимательские структуры, «до­стигнув известной степени зрелости, самоорганиза­ции и выражения коллективных интересов, смогли выступить инициаторами (в основном через парла­ментские комиссии) подготовки необходимых допол­нительных правовых норм, без которых дальнейшее развитие частной предпринимательской деятельно­сти оказывается крайне затруднительным». Председатель Московского областного отделения Общероссийского общественно-политического движения «Развитие предпринимательства» В. А. Тишков в конце 1998 г. заявлял, что включение пред­принимателей в общественно-политическую жизнь можно объяснить их стремлением оказать реальное воздействие на совершенствование правовой осно­вы предпринимательства и скорейшее разрешение других проблем, препятствующих развитию пред­принимательской деятельности.

27–28 октября 1999 г. состоялся Второй Всероссийский съезд представителей малых пред­приятий, на котором были представлены 1076 деле­гатов из 86 субъектов РФ. На съезде была принята «Концепция государственной политики развития малого предпринимательства в России», сформули­рованы принципиальные положения о роли малого предпринимательства в социально-экономическом развитии страны. Участники съезда выступили в поддержку идеи создания собствен­ной корпоративной организации и лоббирования своих интересов в парламенте. На пленарном за­седании съезда выступали первый вице-премьер Правительства России Н. Аксененко, министр анти­монопольной политики и поддержки предпринима­тельства И. Южанов, губернатор Саратовской обла­сти Д. Аяцков, губернатор Нижегородской области И. Скляров, председатель Московской ТПП Ю. Котов и Президент ТПП РФ С. Смирнов и другие официаль­ные лица, высказывавшиеся по разным аспектам развития малого бизнеса. С критикой пассивности федерального центра в отношении поддержки мало­го бизнеса выступил тогда Ю. М. Лужков, который выражал не только позицию московских властей, в этот период весьма активно поощрявших развитие в столице малых предприятий, но и как лидер движе­ния «Отечество», имевшего собственную программу «Отечество» для малого бизнеса».

Важным элементом формирования современного механизма общественно-государственного взаимо­действия в сфере социально-экономического разви­тия России стало появление постоянного представи­тельства малого бизнеса в лице организации «Опора России». Эта организация возникла как ответ на стремление государства вести полноценный диалог с этой группой населения «напрямую без посредни­чества крупных предпринимателей и региональных лидеров».

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» была создана 18 сентября (зарегистрирова­на Министерством юстиции РФ 10 ноября) 2002 года. Она явилась результатом объективного развития и расширения деятельности Объединения предпри­нимательских организаций России (ОПОР). К 2009 г. она объединяла 110 некоммерческих организаций по всей стране, в ее составе действовало 80 регио­нальных отделений, представляющих все основные виды реального бизнеса. целью организации явля­ется содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благо­приятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечи­вающих эффективное развитие экономики. «ОПОРа России» выступает за сокращение избыточных ад­министративных барьеров, упорядочение проверок государственными контролирующими органами, снижение налогового бремени, упрощение процедур отчетности.

На рубеже XX–XXI веков средний бизнес все более активно ищет свое место в общественно- политической жизни страны, что выразилось, в частности, в создании в 2001 г. общероссийской общественной организации «Деловая Россия», ко­торая впоследствии «трансформировалась в само­стоятельную корпоративистскую организацию предпринимателей России». «Деловой Россией» вырабатывались предложения по реформированию налоговой системы, реализации промышленной политики, созданию институтов развития. Кроме того, в конце 2000-х гг. «Деловая Россия» участвова­ла в реализации ряда экономических, социальных, общественно-политических проектов. Среди них: «Повышение социальной ответственности бизнеса», «Новая демографическая и иммиграционная поли­тика», «Реформа профессионального образования», «Местное самоуправление и развитие предприни­мательства», «Новая жилищная политика», «Новая аграрная политика» и др. Представители «Деловой России» принимали участие в работе Совета по де­мографии и приоритетным национальным проек­там Президента РФ, Совета по конкурентоспособно­сти и предпринимательству при Правительстве РФ, Общественной палаты РФ и др.

В поддержку интересов малого предпринима­тельства в 2000-е гг. начали выступать и предста­вители крупного бизнеса. В частности, можно про­цитировать высказывание президента холдинга «Интеррос» Владимира Потанина: «Некоторые мои коллеги должны смирить свои амбиции и уступить место представителям малого и среднего бизне­са». Именно Потанин 30 января 2004 г. обратился к президенту Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадию Вольскому с предло­жением слить РСПП с «Деловой Россией» и «Опорой России». Однако корпорации малого и среднего бизнеса предпочли самостоятельную игру на обще­ственном поле, опираясь на сотрудничество с наибо­лее влиятельными политическими силами, прежде всего, с «Единой Россией».

Общественные организации российского бизнеса «Деловая Россия», «ОПОРа России» и Всероссийская политическая партия «Единая Россия» заключили соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. Электоральное соглашение предполагало реали­зацию программы совместных действий в период подготовки и проведения кампании по выборам депутатов Госдумы РФ 2007 года и в течение элек­торального цикла 2007–2011 годов. Программа со­вместных действий включала пять основных на­правлений: во-первых, построение эффективной рыночной социальной модели экономики и пре­вращение внутреннего потребительского и про­мышленного спроса в основной ресурс роста произ­водства и бизнеса, во-вторых, создание условий для развития полноценного свободного конкурентного рынка (демонополизация, стимулирование рыноч­ной конкуренции и поощрение предприниматель­ской инициативы).

Программасовместныхдействий«Единой России» и двух ведущих организаций малого и среднего бизнеса предполагала реализацию инновационно- промышленной политики как политики, направлен­ной на капитализацию сравнительных конкурент­ных преимуществ российской экономики, развитие инфраструктуры через осуществление государствен­ных и частно-государственных инвестиций, а также модернизацию системы управления (постепенный переход на принципы проектного управления в реа­лизации приоритетных для России экономических задач). Участники соглашения заявили о намерении разработать и содействовать принятию законов «О малом и среднем предпринимательстве», «О само­регулируемых организациях», «О регулировании оборота сельскохозяйственных земель», «Об аренде жилья», «О благотворительной деятельности», «О цивилизованном лоббизме», а также изменений в Налоговом, Гражданском и Трудовом Кодексе РФ.

В соответствии со статьей № 6 Федерального за­кона «О государственной поддержке малого пред­принимательства» во второй половине 1990-х гг. начался процесс формирования инфраструктуры по поддержке и развитию малого бизнеса в России. Она представляла собой комплекс коммерческих и не­коммерческих организаций, деятельность которых была направлена на обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства путем оказания ему комплексной адресной поддерж­ки по различным направлениям: финансовому, орга­низационному, консультационному, образователь­ному, в плане продвижения товаров на внутренний и внешний рынки, налаживании различных форм про­изводственной кооперации и делового сотрудниче­ства. Создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства явилось одним из важных ре­зультатов реализации государственной политики в области регулирования частного бизнеса во второй половине 1990-х — начале 2000-х гг..

Система государственной инфраструктуры под­держки малого бизнеса — это совокупность институ­циональных структур, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере малого предпри­нимательства, утвержденной в виде программ его поддержки и развития. Создание системы государ­ственной инфраструктуры поддержки малого пред­принимательства определялось необходимостью формирования цивилизованных рыночных отно­шений в сфере малого бизнеса в период трансфор­мации экономики в условиях преобладания в эконо­мической структуре крупных частных предприятий и отраслевых монополий.

К началу 2000-х гг. в России существовала система государственной многоуровневой инфраструктуры по поддержке и регулированию малого бизнеса, орга­низованная по административно-территориальному принципу. На федеральном уровне действовали профильные комитеты Федерального Собрания Российской Федерации, Департамент экономики и управления собственностью Правительства РФ, Совет по предпринимательству при Правительстве РФ, МАП России (и его территориальные органы), структурные подразделения министерств и ве­домств, отвечающие за развитие сферы бизнеса, «Федеральный фонд поддержки малого предприни­мательства» с интегрированной сетью региональ­ных фондов и иных организаций, «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере» и его региональные представи­тельства, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса с сетью региональных агентств и информационной сетью СИОРА. К данной группе можно отнести также банки и страховые компании, осуществлявшие финансовое обеспечение развития малого бизнеса через кредиты и страхование. На межрегиональном уровне работали координацион­ные советы (комитеты) по малому предпринима­тельству Межрегиональных экономических ассоциа­ций субъектов Российской Федерации (Федеральных округов).

Достаточно масштабная инфраструктура под­держки малого предпринимательства была создана в регионах: 75 фондов поддержки малого предпри­нимательства, более 90 торгово-промышленных палат, около 60 региональных агентств, более 30 бизнес-центров и центров поддержки малого пред­принимательства (ЦПП), около 60 технопарков, бо­лее 50 бизнес-инкубаторов, более 30 лизинговых компаний, около 100 учебно-деловых центров, а также несколько центров правовой и экономиче­ской безопасности и др.. К 2002 г. инфра­структура развития и поддержки малого бизнеса (не считая институтов федерального уровня) включа­ла уже 80 региональных фондов поддержки, 52 ре­гиональных агентства в системе РАПМСП, 31 регио­нальный информационно-вычислительный центр, 54 региональных бизнес-инкубатора, 30 бизнес­центров, 98 учебно-деловых центров (в т. ч. 67 в рам­ках Морозовского проекта), 2 региональных центра правовой и экономической безопасности малого бизнеса.

В конце 1990-х гг. отечественная экономическая мысль все более активно выдвигает идеи модерни­зации экономики, возрождения промышленного производства и инвестиций в его инновационные направления, формирования долгосрочной страте­гии экономического развития России. Реализация этих идей требовала эффективного решения двуе­диной задачи: совершенствования государственно­го регулирования экономикой и развития частно­го предпринимательства, в особенности, малого и среднего бизнеса, с которым связывались надежды не только на оживление хозяйственной жизни и об­щее повышение уровня жизни населения, но и соз­дание наукоемких производств и инновационных информационных проектов.

В начале нового века в России были осуществле­ны меры по стимулированию экономического ро­ста и активизации частного предпринимательства как необходимого компонента этого процесса. При этом одним из главных компонентов государствен­ной экономической политики явилось внимание к малому и среднему бизнесу, поддержка которо­го в предшествующие годы носила в значительной степени формальный характер. «Федеральная про­грамма развития и поддержки малого предпринима­тельства», принятая в 2000 г., была призвана стать реальным инструментом этой политики. Она пред­усматривала мероприятия по законодательному обе­спечению малого предпринимательства, созданию инфраструктуры его поддержки, создание новых источников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего, за счет возможностей эффективно развивающихся малых предприятий. В тексте программы формулировалась и задача от­крытия и поддержки малых предприятий в произ­водственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами.

В декабре 2001 г. проблемы развития малого биз­неса обсуждались на заседании Государственного со­вета РФ, одобрившего «Концепцию государственной политики поддержки и развития малого предприни­мательства в Российской Федерации». Основными позициями этого документа были:

  • - оптимизация нормативно-правовой базы регу­лирования малого предпринимательства;
  • - совершенствование системы налогообложения малого бизнеса;
  • - развитие системы финансово-кредитной под­держки малого предпринимательства;
  • - совершенствование информационной поддерж­ки подготовки кадров для малого предприниматель­ства;
  • - активизация антимонопольной политики и пре­сечение недобросовестной конкуренции в отноше­нии малых предприятий;
  • - совершенствование деятельности ор­ганов государственной поддержки малого предпринимательства.

Правительством Российской Федерации была подготовлена «Федеральная программа государ­ственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2003–2005 гг.», предусматривавшая повы­шение финансовых вложений в данный сектор с 250 млн. рублей в 2003 г. до 1,5 млрд. в 2005. Следует отметить, что при формировании государ­ственной политики поддержки малого и среднего бизнеса в России может быть использован зарубеж­ный опыт. Так, например, японская концепция раз­вития малого бизнеса исходит из того, что малые и средние предприятия, играя важнейшую роль в экономической жизни страны, в то же время, из-за ограниченных масштабов и ресурсов не могут на равных конкурировать с крупным бизнесом, поэто­му обязанностью государства является обеспечение им условий для равной конкуренции путем системы компенсаций и льгот.

Современные подходы к регулированию рын­ка предполагают стимулирование интереса малого бизнеса к инновационному производству. В частно­сти, в выступлениях Президента РФ Д. А. Медведева неоднократно формулировалась задача «реально помочь малому и среднему бизнесу в создании ин­новационных предприятий». Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии стра­ны и преодолении кризисных явлений подчеркива­лась на ряде правительственных совещаний. «Ведь именно малый бизнес способен активно генери­ровать новые рабочие места, новые точки роста. В целом — оказывать действенное влияние на диверси­фикацию и повышение эффективности экономики. Все это сейчас нам крайне необходимо»,— отмечал премьер-министр России В. В. Путин в ходе первого заседания Правительственной комиссии по вопро­сам регионального развития. Он подчеркнул, что поддержка малого и среднего предприниматель­ства — это зона прямой ответственности регионов и муниципалитетов.

Такие формы государственного регулирова­ния рыночной экономики как поддержка малого предпринимательства и агропромышленного ком­плекса, меры по защите отечественных товаропро­изводителей, обеспечению деятельности военно- промышленного комплекса не ограничивают, а, напротив, расширяют возможности хозяйствующих субъектов.

В Предвыборной Программе «Единой России» 2007 г. выдвигалось в качестве первоочередной за­дачи создание благоприятных условий для всех ре­ально работающих в России предприятий. Именно в этом направлении предполагалось осуществлять политику в сфере налогового, таможенного и тариф­ного регулирования, реформирование естественных монополий, разрешения корпоративных конфлик­тов. Особое внимание «Единая Россия» предпола­гала уделять развитию малого и среднего бизнеса. При этом особое значение придавалось усилению государственной поддержки стратегически важных отраслей отечественной промышленности, зани­мающих передовые позиции в современном мире (авиастроения, судостроения, атомной энергети­ки, оборонно-промышленного комплекса), а также развитию нанотехнологий, которые должны стать таким же государственным приоритетом, каким были в 60-70-х годах XX века программы «Космос» и «Ракетостроение», отмечалось в Программе. Большинство предвыборных положений, выдвигав­шихся «Единой Россией», благодаря ее политиче­скому влиянию, нашли в той или иной степени от­ражение в экономической политике правительства в 2008–2009 гг.

Следует отметить, что в странах Европейского Сообщества существует четкая и ясная концепция поддержки малого бизнеса и среднего предпринима­тельства как на уровне отдельных стран и внутрен­них административных единиц, так и Евросоюза в целом, базовыми принципами которой являются понимание и координация национальных и обще­европейских интересов Сообщества, на основании которых определены цели и важнейшие постулаты политики в отношении малого и среднего бизнеса, а также механизмы и организационные структуры реализации этой политики на межгосударственном, государственном и региональном уровне.

Странами Европейского Союза в процессе форми­рования политики государственной поддержки биз­неса и малого предпринимательства был наработан значительный организационный опыт, который мо­жет быть использован и в России:

  • - разработка специальных правовых актов, опре­деляющих цели государственной политики и регу­лирующих весь комплекс вопросов поддержки пред­принимательской деятельности;
  • - применение системы государственных про­грамм финансового, технологического, информаци­онного, консультационного, внешнеэкономического и кадрового содействия бизнесу и малому предпри­нимательству;
  • - реализация прямых и косвенных мер поддерж­ки бизнеса и малого предпринимательства, т. е. про­грамм и проектов, непосредственно ориентирован­ных на компенсацию недостатков, присущих малому предпринимательству, а также мероприятий зако­нодательного, экономического и организационного характера, направленных на создание общих благо­приятных условий для развития деловой активно­сти;
  • - выделение ассигнований на реализацию про­грамм поддержки малого бизнеса из бюджетов различных уровней; создание стимулирующих на­логовых институтов, а также специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестицион­ных институтов, предоставление частных кредитов и инвестиций малому бизнесу, а также заявление го­сударственных гарантий и обеспечение страхования предпринимательской деятельности и компенсация долевого участия;
  • - создание специализированных правительствен­ных учреждений и организаций с государственным или смешанным капиталом, координирующих вы­полнение комплекса задач в области поддержки биз­неса и предпринимательства;
  • -разделение функций между центральными, ре­гиональными и местными органами государствен­ной власти с предоставлением широких полномочий административно-территориальным единицам и муниципалитетам;
  • - взаимодействие органов государственной вла­сти различных уровней с союзами и объединениями, выражающими интересы малого бизнеса;
  • - ориентация государственной политики под­держки малого предпринимательства на поощрение деятельности, взаимопомощи и кооперирования внутри сектора малого бизнеса.

Для организации мер поддержки малого и сред­него бизнеса в странах Евросоюза созданы правовая, финансовая и институциональная системы, эффек­тивность функционирования которых обусловлена взаимодействием и координацией деятельности всех ее элементов при минимальном дублировании функций, ориентацией как на общие цели социально- экономической политики государства, так и на кон­кретные интересы субъектов малого и среднего биз­неса и предпринимательства.

Большое значение для дальнейшего эффектив­ного развития отечественного бизнеса в начале XXI века имеет правительственная программа борьбы с коррупцией. По некоторым оценкам размер «кор­рупционного налога» на российский бизнес в 2005­2006 гг. составлял около 10% ВВП, причем основную его тяжесть нес малый и средний бизнес. Президент РФ Д. А. Медведев в июле 2008 г. подпи­сал «Национальный план противодействия корруп­ции», а соответствующий пакет законов был вне­сен в Государственную Думу. Антикоррупционная программа, выдвинутая Президентом РФ Д. А. Медведевым, подразумевает борьбу с коррупцией во всех ее видах, осуществление взаимоотношений вла­сти и бизнеса строго в рамках правового поля.

Политика государственной поддержки бизнеса в современной России имеет следующие приоритет­ные направления:

  • - использование финансово-предметных рычагов для стимулирования развития бизнеса;
  • - введение налоговых льгот для развивающихся предприятий;
  • - помощь в обеспечении материально- техническими ресурсами и реализации продукции малых предприятий;
  • - создание государственных программ всех уров­ней, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства;
  • - формирование и совершенствование законода­тельной и нормативно-правовой базы предприни­мательской деятельности, а также контроль за ис­полнением законов;
  • - государственное финансирование систем подго­товки и переподготовки предпринимателей, а также консалтинговая помощь;
  • - информационная поддержка предприниматель­ства;
  • - оказание помощи в организации и осуществле­нии внешнеэкономической деятельности, защита интересов отечественного производителя;
  • - координирование мероприятий в области под­держки бизнеса и предпринимательства посред­ством создания системы соответствующих функцио­нальных институтов;
  • - взаимодействие государственных органов различных уровней с общественными фондами и бизнес-объединениями.

К важнейшим элементам государственной поли­тики поддержки малого предпринимательства от­носятся: выравнивание экономического положения малых предприятий на рынке посредством протек­ционистской политики компенсации, в том числе и из бюджетных средств, снижение уровня неблаго­приятных последствий выхода на монополизиро­ванные рынки через доступ к финансово-кредитным ресурсам, размещение государственных заказов, устранение излишних административных ограни­чений в отношении регистрации и лицензирования, внешнеэкономической деятельности, учета и отчет­ности субъектов малого предпринимательства.

В условиях смешанной экономики регулирую­щая функция государства не должна превышать необходимого минимума, за пределами которого возникает негативный фактор чрезмерного адми­нистративного давления на бизнес. «Избыточное присутствие государства в экономике имеет сво­им следствием и ряд других негативных факторов. Прежде всего чиновники от имени государства про­должают выполнять множество не заказанных и не нужных налогоплательщику функций — разреши­тельных, лицензионных, надзорных. И следствием этого становятся удушение деловой инициативы, мздоимство, злоупотребление властью… Многие разумные предложения забалтываются, заматыва­ются, тонут в бюрократической трясине формализ­ма и некомпетентности».

В 2007 г. на экономическом форуме в Красноярске, где обсуждалась «Программа-2020», на уровне руко­водства страны прозвучала критика существующей системы регулирования частного бизнеса и при­зыв к кардинальному изменению отношения адми­нистративных структур к предпринимательству. «Необходимо в корне поменять идеологию админи­стративных процедур, которые связаны с открытием и ведением бизнеса. Мы должны поверить человеку, дать ему возможность самостоятельно принимать решения. Считаю целесообразным заменить боль­шинство разрешительных порядков на уведоми­тельные. Это, наверное, единственный способ дать шанс для развития малого предпринимательства, тонущего в болоте чиновничьего безразличия и мздоимства»,— заявил Д. А. Медведев.

В своем «Послании Федеральному Собранию РФ» 2008 г. Президент РФ Д. А. Медведев особо выделил тему «Конституция и дальнейшее расширение эко­номической, предпринимательской свободы», под­черкнув, что «именно в этом успех формирования среднего класса, роста малого и среднего бизнеса, становления инновационной экономики». Государство постепенно отходит от практики из­быточного вмешательства в бизнес и экономику, что дебюрократизирует процесс создания новых фирм и бизнес-структур, способствует ликвидации коррупции, повышает эффективность производ­ства. Позитивное дерегулирование хозяйственно- экономической деятельности означает ослабле­ние бюрократического давления на предприятия и бизнес-структуры, снятие административных барье­ров, мешающих развитию малого и среднего бизне­са, а также внедрению инновационных технологий.

Новая стратегия бизнес-развития России, направ­ленная на создание высокотехнологичной, диверси­фицированной, инновационной экономики, может быть реализована лишь на основе государственного стратегического регулирования на долгосрочный период. Для эффективного развития в России ин­новационной экономики и осуществления техноло­гического рывка в XXI веке необходимо совершен­ствование целостного механизма стратегического планирования и управления.

Выработка стратегии экономического развития и бизнес-деятельности, формирование благопри­ятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также создание позитивных социальных условий функционирования экономики и бизнеса, включая обеспечение социальной поддержки целей и средств реализации приоритетных национальных проектов — важнейшая задача современного россий­ского государства.

Знание своего рынка необходимо для успешного ведения бизнеса.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру