Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Экономическая безопасность региона в качестве крупной диверсифицированной корпарации, размещенной на одной территории

В изложенной выше позиции, вполне право­мерной, экономическая безопасность региона тре­буется в качестве его защиты от острой кризисной ситуации. Такую трактовку следует признать мини­мальным порогом экономической безопасности ре­гиона.

Однако, и для процветающего в социально- экономическом отношении региона, не в смысле не спуститься до состояния острого кризиса, а в смыс­ле не снизить достигнутые параметры успеха, так­же необходима экономическая безопасность. Таким образом, экономическая безопасность региона вы­ступает на двух уровнях — минимальном и мак­симальном. Минимальный уровень экономической безопасности региона (min ЭБР) — это обеспечение условий и гарантий недопущения впадения эконо­мики региона в состояние острого кризиса.

Максимальный уровень экономической безопас­ности региона (max ЭБР) — это гарантированное удержание экономики региона, находящейся в до­статочно благоприятной ситуации применительно к достаточно высокому уровню достигнутого раз­вития, от опускания ниже уже ставших для него нормой рубежей благосостояния.

В связи с min ЭБР и max ЭБР заслуживает вни­мания постановка вопроса об интегральном пока­зателе безопасности экономического пространства регионов и пороговых значений его индикаторов «Безопасность экономического пространства региона — это состояние его экономического по­тенциала, внутренней структуры и системы управ­ления, при которой обеспечивается эффективность использования природных, трудовых, материаль­ных и финансовых ресурсов, гарантированная за­щищенность региона от негативных изменений внешних условий, сохранения конкурентоспособ­ности и адаптация к меняющимся условиям и гра­ницам его экономического пространства».

В. К. Сенчагов главную угрозу экономической безопасности регионов РФ видит в низких реаль­ных доходах населения, высоком уровне бедности, расслоении на горстку богатых и бедную массу, ро­сте безработицы, недоступности широким слоям населения фундаментальных социальных благ — образования, медицинских услуг, культуры, а также жилья.

В большинстве отечественных публикаций по проблемам экономической безопасности регионов, основной акцент делается на региональную специ­фику этой безопасности, диагностику угроз и спосо­бы противостояния. Здесь корректно такое выска­зывание: Серьезной опасностью для целостности Российской Федерации является значительная диф­ференциация регионов по основным социально- экономическим показателям. Наличие ассиметрии как экономического, так и политического развития регионов РФ в комплексе с географическими фак­торами вызывает существенное межрегиональное неравенство, порождающее различные кризисные и дестабилизирующие ситуации».

Экономическая безопасность региона имеет множество аспектов, которые делятся на два полю­са. Один полюс — это обеспечение экономической безопасности регионов страны на основе эффек­тивной организации федеральным центром эко­номических отношений между ними. Этот полюс экономической безопасности региона находится в промежутке между макро и мезоуровнями эконо­мики.

Другой полюс экономической безопасности ре­гиона — это пути, системы, механизмы, методы ее обеспечения усилиями региональных властей и субъектов хозяйствования, расположенных в ре­гионе.

Автором разработана модель экономической безопасности региона на основе применения кор­поративных методов хозяйствования.

Данная модель построена на основе следующих по­ложений:

1. В основу этой модели положены те же идеи, которые предопределили построение модели крупной многоотраслевой корпорации (КМК), об­ладающей повышенным уровнем экономической безопасности и значительно повышающей эко­номическую безопасность предприятий и орга­низаций, вошедших в такую корпорацию. Однако модель, представленная на схеме 1 имеет суще­ственные особенности, связанные с: а) наличи­ем во главе территориального производственно- хозяйственного комплекса (ТПХК), построенного по принципу КМК, органа власти региона, наде­ленного большими властными полномочиями, что позволяет активно использовать законодательно- административный ресурс для повышения эффек­тивности деятельности ТПХК.

2. Региональному органу власти рекомендуется создать центр организации, планирования и управ­ления экономикой региона — ЦОПУЭР (аналог ре­гионального планового комитета, работающего в условиях уже не планово-распределительной си­стемы хозяйствования, а смешанной экономики на фундаменте рынка, но с эффективным государ­ственным регулированием).

3. ЦОПУЭР рекомендуется наделить следующими функциями: а) создание мониторинга экономики региона, особенно в части намечаемых субъектами хозяйства инвестиций, во избежание их дублирова­ния; б) разработку стратегического плана развития региона; в) составление в региональном комплексе программ, конкретизирующих ориентиры страте­гического плана; г) осуществление регулирования экономики региона по ее важнейшим параметрам; д) непосредственное управление предприятиями и организациями, находящимися в региональной собственности (не распространяется на муници­пальные предприятия).

4. Территориальный производственно-хозяйст­венный комплекс региона состоит из трех основных блоков: а) блок самообеспечения потребностей ре­гиона в товарах и услугах; б) блок производственно- хозяйственной деятельности региона, ориентиро­ванный во вне (на национальный и мировой рынок) и под контролем ЦОПУЭР; в) блок производственно- хозяйственной деятельности региона, также ори­ентированный во вне (на национальный и мировой рынок), но не контролируемый со стороны ЦОПУЭР (предприятия и организации в частной или феде­ральной собственности).

5.  Блок А (самообеспечения потребностей ре­гиона в товарах и услугах) представлен не всей деятельностью предприятий и организаций ре­гиона, а только частью этой деятельности, направ­ленной на удовлетворение потребностей региона. Сюда же относятся и та часть ресурсного потен­циала этих предприятий и организаций, которая задействована в обеспечении удовлетворения этих потребностей, включая такие виды этого по­тенциала: а) материально-технический; б) тру­довой; в) интеллектуально-информационный; г) организационно-управленческий; д) территори­альный и природно-ресурсный; е) финансовый. Взаимодействие всех этих потенциалов проходит под регулирующим воздействием ЦОПУЭР в про­цессе выполнения им своих функций и опосреду­ется: а) региональным планом; б) регулируемым рынком; в) региональными и корпоративными векселями; г) национальными деньгами; д) финан­сированием из регионального бюджета. В процессе этого взаимодействия производится продукция, и оказываются услуги, удовлетворяющие потреб­ности региона, в том числе, населения, субъектов хозяйствования, системы региональной власти и возложенных на нее функций, например, в области охраны окружающей среды.

6. Блок Б (производственно-хозяйственной дея­тельности, ориентированной во вне, функциони­рующей под руководством м контролем ЦОПУЭР) представлен деятельностью предприятий и орга­низаций в части их работы на национальный и ми­ровой рынок под регулированием и управлением, с одной стороны, ЦОПУЭР, а с другой — крупных региональных корпораций. Данная деятельность опосредуется: а) векселями региональной адми­нистрации; б) корпоративными векселями; в) на­циональными деньгами; г) финансированием из регионального бюджета; д) иностранной валютой. В рамках блока Б, в зависимости от эффективности производственно-хозяйственной деятельности, также образуется синергетический эффект и созда­ется избыточный прибавочный продукт (послед­ний момент, чтобы излишне не усложнять схему, на схеме 1 не зафиксирован).

7. Блок В (производственно-хозяйственной дея­тельности региона, ориентированной во вне и вне контроля ЦОПУЭР) представлен деятельностью предприятий и организаций региона в части их ра­боты на национальный и мировой рынок, а также на федеральные государственные заказы вне руко­водства со стороны ЦОПУЭР. Регулирование этого блока, совместно с управлением его отдельными элементами, осуществляется, с одной стороны, фе­деральным центром, а с другой стороны — крупны­ми корпорациями национального и мирового зна­чения. В рамках этого блока также осуществляется комбинирование и взаимодействие всех факторов производства (потенциалов), в результате чего соз­дается общественно-полезная продукция, содер­жащая в себе избыточный прибавочный продукт, источником которого является синергетический эффект (на схеме 1 не показано, чтобы ее излиш­не не усложнять). Опосредование взаимодействия факторов производства осуществляется: а) корпо­ративными векселями; б) национальными деньга­ми; в) иностранной валютой.

8. Все три системообразующих блока экономи­ки региона, организованной по принципу крупной многоотраслевой корпорации, представляют собой триединство, они взаимодействуют друг с другом по принципу прямой и обратной связи, что дает следующие результаты: а) возрастает синергетиче- ский эффект, являющийся источником избыточно­го прибавочного продукта; б) развитие экономики региона становится более устойчивым и эффектив­ным; в) в максимально возможной степени активи­зируется использование всех имеющихся в регионе факторов производства, что в условиях эффектив­ного комбинирования и производительного взаи­модействия обеспечивает рост экономики региона в качественном и количественном отношении; г) в итоге значительно усиливается экономическая безопасность региона.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру