Стратегия и Управление.ru
Jul 22

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Анализ ресурсного обеспечения развития туризма в республике Таджикистан

Туризм, как одна из высокодоходных отраслей эко­номики, за быстрые темпы своего развития признан экономическим феноменом столетия.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продук­та, активизации внешнеторгового баланса, обеспече­нии занятости населения и создании дополнитель­ных рабочих мест, оказывает положительное влияние на такие ключевые отрасли экономики как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, культура, искусство, производство товаров народного потре­бления и другие.

Республика Таджикистан располагает богатым историческим и культурным наследием и природно- рекреационными ресурсами, способствующими как развитию внутреннего туризма, так и приему ино­странных граждан. Принимая во внимание вышеу­казанные факторы, сфера туризма республики объ­явлена приоритетным направлением национальной экономики.

Государственная программа развития туризма в Республике Таджикистан на период 2010–2014 годов (далее — Программа) определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизм реали­зации государственной политики в области развития туризма на среднесрочный период.

В рамках Программы предусматривается приня­тие мер по формированию конкурентоспособной ту­ристической индустрии, за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма.

Первоочередными задачами Программы являют­ся:

— создание эффективного механизма государствен­ного регулирования и поддержки туризма;

— формирование современной маркетинговой стратегии по разработке и последующему продвиже­нию национального туристического продукта на вну­треннем и внешнем рынках;

— формирование привлекательного туристическо­го имиджа страны;

— развитие международного сотрудничества;

— совершенствование статистики;

Важная роль в этом процессе возложена на тури­стические организации республики. Хозяйствующие субъекты сферы туризма по мере своего развития на­ладили сотрудничество с коллегами из более 20 стран мира.

Политика открытых дверей Правительства Республики Таджикистан, а также меры, направлен­ные на повышение уровня жизни населения и укре­пление имиджа страны как центра проведения меж­дународных политических, научных и культурных встреч и мероприятий, в целом положительно по­влияли на показатели туризма по всем направлениям (внутренний, въездной и выездной).

Число иностранных граждан, посетивших страну в 2008 году, превысило 500 000 человек, против 130 000 в 2003 году. Относительно выезда граждан ре­спублики за границу с целью туризма (посредством туристических организаций) статистический показа­тель 2008 года показывает 20 851 человек против 11 519 человек в 2003 году. Внутренний туристический поток в 2008 году достиг 1 миллиона 53 человек, рост которого вдвое увеличился по сравнению с 2003 го­дом.

Анализ полученных данных по статистике ука­зывает на расширение географии въездного туриз­ма: 94 стран в 2008 году против 60 стран в 2003 году. Большее количество иностранных граждан посещают нашу страну с частными, деловыми и профессиональ­ными целями, остальная же часть въезжает по при­глашениям знакомых и родственников, по коммерче­ским и туристическим целям.

В рамках мер, предпринимаемых Правитель­ством Республики Таджикистан по упрощению по­рядка въезда иностранных граждан в страну и устра­нению излишних административных барьеров, для полноценного пребывания туристов на территории республики, разрабатываются программы по привле­чению новых групп туристов. Также не остаются без внимания рекламно-информационные мероприятия по продвижению туристических продуктов страны на международные рынки (участие в туристических ярмарках), с учетом предпочтения мировых любите­лей путешествий увидеть природно-рекреационные особенности (горные местности, экологические и за­поведные места).

Начиная с 2008 года представители сферы ту­ризма при поддержке Правительства Республики Таджикистан и в пределах своих возможностей уча­ствуют в крупнейших международных выставках и ярмарках, проводимых в городах Берлине (ФРГ), Токио (Япония) и Ташкенте (Узбекистан), повышая качество своей рекламно-информационной продук­ции.

Расширяется нормативная правовая база междуна­родного сотрудничества в сфере туризма Республики Таджикистан с зарубежными странами. В настоящее время действуют 12 соглашений в области туризма.

По оценкам экспертов Всемирной туристиче­ской организации, конкурентное преимущество Таджикистана заключается в уникальной культуре (культурно-познавательный туризм), богатом при­родном потенциале (экологический туризм), деловой активности (деловой туризм), а также возможности заниматься активными видами отдыха, такими как спортивный и приключенческий (экстремальный) туризм.

Особое место в развитии туризма страны уделено особо охраняемым территориям. Опыт зарубежных стран показывает, что туристы посещающие нацио­нальные парки (например, в Кении, Америке, Китае), тратят там до 1 миллиона долларов США ежегодно. Заповедникам, национальным паркам разрешено за­рабатывать деньги самостоятельно — за счет реализа­ции товаров и платных услуг. Финансовые средства, получаемые национальными парками, используются на их развитие, а также на проведение защитных и восстановительных мероприятий.

Вместе с тем, принимая во внимание углубление мирового финансового кризиса, который затрагивает все сферы экономической деятельности, в том числе и туризм, особую значимость приобретает государ­ственная поддержка сферы туризма в плане финан­сирования мер по некоммерческой рекламе сферы туризма.

Издаваемые органом государственного управле­ния сферы туризма путеводители, буклеты и другая рекламно-информационная продукция носят огра­ниченный характер и по количеству не удовлетворя­ют потребности даже дипломатических представи­тельств республики за рубежом.

Учитывая ограниченный въезд иностранных туристов в страну и высокое налоговое бремя дея­тельности туристических организаций, последние не имеют реальной финансовой возможности для популяризации сферы и реализации полноценной рекламно-информационных мер по продвижению ту­ристических продуктов республики за рубежом.

На сохранение традиционных туристов и привле­чение новых групп иностранных граждан также вли­яют следующие факторы:

а)  Не отвечающая требованиям времени инфра­структура туризма страны, в силу ее изношенности и не достаточной модернизации. При наличии большо­го количества нижеприведенных вспомогательных объектов туристической направленности, анализы свидетельствуют о том, что по уровню и качеству ока­зываемых услуг, только 20% из них соответствуют за­прашиваемым требованиям иностранных туристов.

Количество санаториев:

Согдийская область −3, Горно-Бадахшанская авто­номная область −3, районы республиканского подчи­нения −6 единиц.

Количество туристических баз:

Согдийская область −13, город Вахдат — 4, Муминабадский район — 1, Балжуванский район −1, Варзобский район −1, район И. Сомош города Душанбе — 1 единица.

Количество гостиниц:

Горно-Бадахшанская автономная область — 24, Согдийская область — 27, Хатлонская область — 35, г. Душанбе — 12, районы республиканского подчинения — 8 единиц.

Для разработки новых туристических маршрутов и удовлетворения насущных потребностей туристов, важное влияние оказывает наличие развитой инфра­структуры: сети дорог, гостиниц, пансионатов, авто кемпингов, туристических баз, индустрии развлече­ний, международные и внутренние транспортные перевозки, современные услуги связи и банков.

На уровне сельской местности (основных мест по­сещения туристов), большинство из перечисленных выше услуг находятся на стадии становления.

б) Дефицит квалифицированных специалистов сферы туризма для оказания соответствующих услуг. Несмотря на деятельность более 5 высших и средних учебных заведений сферы туризма, большинство из выпускников в силу низкого уровня профессиональ­ных и языковых знаний не находят своего места на рынке труда.

в) Развитие системы государственного регулиро­вания и поддержки туристической деятельности.

В этом направлении необходимо реализовать сле­дующие меры:

— дальнейшее совершенствование законодатель­ства по вопросам упрощения визовых и регистраци­онных процедур.

— принимать нормативные правовые акты по во­просам стимулирования инвестирования и совер­шенствования системы налогообложения для разви­тия въездного и внутреннего туризма;

— совершенствовать систему статистического уче­та и отчетности в сфере туризма, внедрить вспомога­тельный счет туризма в систему национальных сче­тов;

— активизировать сотрудничество в области ту­ризма с зарубежными странами в целях расширения международной договорной базы отрасли;

— повысить качество туристических и гостиничных услуг в соответствии с требованиями установленны­ми системой технического регулирования;

— обеспечить соответствующий уровень туристи­ческого менеджмента посредством обучения и пере­обучения специалистов отрасли;

— обеспечить государственную поддержку для раз­вития туристической инфраструктуры;

— содействовать развитию частных инициатив в туристической отрасли.

При этом, в целях повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма необходимо ре­шить следующие вопросы:

— повышение информированности международ­ного предпринимательского сообщества о туристи­ческих возможностях Таджикистана и в этом на­правлении развитие сотрудничества с зарубежными организациями, в том числе через уполномоченный орган Правительства Республики Таджикистан по привлечению инвестиций;

— содействие инвестированию международны­ми финансовыми институтами развития проек­тов по строительству объектов в виде туристско- этнографических комплексов.

— принятие мер по развитию индустрии туристиче­ской сувенирной продукции.

г)  Маркетинг и продвижение национального ту­ристического продукта

Для обеспечения маркетинга и продвижения на­ционального туристического продукта на соответ­ствующие рынки, нужно активно участвовать в из­вестных международных туристических выставках и организовывать проведение подобных мероприятий в республике.

Для достижения этих целей необходимо:

— дальнейшее осуществление мероприятий по формированию привлекательного туристического имиджа Республики Таджикистан, активно исполь­зуя фактор исторического развития страны, ее цен­ностей, традиций, кухни, искусства, с привлечением культурных и научных сил республики.

— обеспечить эффективные государственные (не­коммерческие) рекламно-информационные меры по продвижению национальных туристических продук­тов на внутренние и внешние рынки туристических услуг (финансирование участия на международных выставках и выпуск рекламно-информационных ма­териалов).

д) Экологический туризм — фактор устойчивого развития

Необходимость развития экологического туриз­ма в Республике Таджикистан обусловлена прежде всего социально-экономическими факторами — созда­нием новых рабочих мест и развитием местных сооб­ществ в отдаленных регионах. По данным экспертов Всемирной Туристической Организации, экологиче­ский туризм за последние десять лет становится наи­более популярным среди туристов и является одним из инструментов устойчивого развития заинтересо­ванных государств.

Как показали итоги изучения туристического по­тенциала страны, Республика Таджикистан в силу сво­их географических и рельефных особенностей (93% территории республики занимают горные местности) имеет большие возможности для развития экологи­ческого туризма. Его основу составляют уникальные природные условия и ландшафты, вместе с многочис­ленными историческими памятниками, культурного и этнического наследия народа Таджикистана в раз­личные исторические периоды.

Экономический потенциал экологического туриз­ма в Республике Таджикистан практически неограни­чен, однако для его становления и развития потре­буются определенные капиталовложения и целевые затраты. Создание необходимой инфраструктуры для экологического туризма позволит обеспечить доступность уникальных уголков природы для тури­стов. Необходимо создать условия для привлечения зарубежных, в том числе частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по объектам экологического туризма.

Мерами, направленными на активизацию этого процесса, являются:

— совершенствование генеральных планов нацио­нального парка и государственных природных резер­ватов в целях формирования инфраструктуры эколо­гического туризма на особо охраняемых природных территориях;

— развитие международного сотрудничества респу­блики в части экологического туризма;

— выполнение обязательств по ратифицирован­ным Республикой Таджикистан конвенциям в части сохранения биологического разнообразия и охраны памятников всемирного природного и культурного наследия.

Выполнение данных рекомендаций и обеспечение специфических потребностей экологического туриз­ма на охраняемых природных территориях, сохране­ние редких видов животных и растений в сочетании с самобытной культурой и традициями населения, а также постоянное расширение географии марш­рутов позволят уверенно прогнозировать успешное развитие этого направления туризма в Республике Таджикистан.

е) Повышение квалификации кадров сферы туриз­ма и ее научно-методическое обеспечение

Для повышения квалификации кадров сферы ту­ризма необходимо:

— проводить научно-практические конференции в республике и обеспечить участие представителей Республики Таджикистан в международных туристи­ческих мероприятиях по подготовке кадров и ключе­вым проблемам развития туристической индустрии;

— проводить обучающие семинары и курсы повы­шения квалификации специалистов туристической индустрии с учетом гидов туризма, в том числе для особо охраняемых территорий и национального пар­ка;

— содействовать обеспечению современной отрас­левой литературой учебные заведения, готовящие кадры сферы.

ж) Информационное обеспечение туризма

Для информационного обеспечения туристиче­ской отрасли необходимо:

— создать единый государственный Интернет- портал с размещением необходимой информации о туристическом потенциале страны, культуре и исто­рии Таджикистана, туристических организациях и гостиничных услугах, транспортных сетях и связи, порядке получения виз, регистрационных и админи­стративных процедурах;

— в целях формирования привлекательного ту­ристического имиджа республики обеспечить рекламно-информационную кампанию в ведущих ре­спубликанских и региональных средствах массовой информации.

з) Обеспечение безопасности туристов

Одним из основополагающих условий развития туризма является обеспечение безопасности тури­стов. Обеспечение безопасности туристов деклариро­вано в Хартии туризма, одобренной в 1985 году на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристи­ческой организации в г. Софии (Болгария), Этическом туристическом кодексе, принятом 1 октября 1999 года в г. Сантьяго (Чили).

Безопасность туриста напрямую зависит от мер принимаемых хозяйствующими субъектами сферы туризма при организации маршрутов.

Для обеспечения безопасности туристов необхо­димо:

— проработать вопрос осуществления специальной подготовки туристических кадров и контроля за со­блюдением норм, правил по технике безопасности в деятельности хозяйствующих субъектов сферы ту­ризма по обслуживанию туристов;

— обеспечить информирование туристов в вопро­сах их безопасности при организации туристических маршрутов.

и)  Международное сотрудничество в области ту­ризма

Важным аспектом международного сотрудниче­ства в сфере туризма является усиление взаимодей­ствия со Всемирной туристической организацией. Республика Таджикистан, как полноправный член организации, в целях эффективного использова­ния ее возможностей, должна активно участвовать в мероприятиях проводимых под эгидой Всемирной туристической организации. Роль этой структуры в развитии туризма и установлении сотрудничества между странами мирового туристического сообще­ства очень важна для всех ее членов, будучи специ­альным учреждением Организации Объединенных Наций. Этот фактор в свою очередь усиливает по­зиции организации по активному продвижению и устойчивому развитию туризма в мире.

Главными направлениями в развитии междуна­родного туризма являются расширение международ­ных туристических связей и реализация межправи­тельственных соглашений в сфере туризма.

При этом необходимо:

— используя имеющиеся возможности обеспечить реализацию межправительственных соглашений в области туризма;

— рассмотреть возможность открытия туристиче­ских секций при посольствах Республики Таджикистан в странах, генерирующих основные туристические потоки в республику;

— проводить работу по организации совместных туристических маршрутов в рамках приграничного сотрудничества с соседними государствами;

— развивать региональное сотрудничество с госу­дарствами Центральной Азии и другими странами региона по реализации трансграничных туристиче­ских маршрутов.

Мероприятия по реализации Государственной программы будут осуществляться за счет средств, предусмотренных в республиканском и местных бюд­жетах, и других внебюджетных источников в рамках законодательства Республики Таджикистан.

За счет местных бюджетов могут финансировать­ся мероприятия по развитию туризма, проводимые на региональном уровне, в том числе организация пресс-туров для пропаганды туристических ресурсов своих территорий.

При условии полноценного выполнения комплекса организационных и финансовых мер Государственной программы предполагается ежегодный въезд ту­ристов в страну на уровне 50 тысяч человек. Если в среднем один иностранный турист в зависимости о времени своего пребывания расходует в стране около 300 долларов США в сутки, то за период осуществле­ния программы валютные поступления в экономику республики от въездного туризма в среднем составят 75 миллионов американских долларов.

Эффективная реализация Программы приведет к повышению привлекательности национального туристического продукта и окажет содействие вхож­дению Республики Таджикистан в систему мирово­го рынка туристических услуг. Также будут созданы предпосылки для укрепления конкурентоспособной туристической индустрии, которая может стать од­ним из доходных секторов экономики государства.
 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру