Стратегия и Управление.ru
Dec 3

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Влияние межбюджетных отношений на эффективность финансирования бюджетных организаций

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Проблема заключается в том, что основная часть налоговых доходов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов. Также немалая часть доходов субъектов РФ состоит из дотаций и субвенций из федерального бюджета.

В 1994 г. был введен новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором стал выступать целевой фонд финансовой поддержки регионов. Средства этого фонда распределяются для всех регионов по единому принципу.

Из Фонда финансовой поддержки субъектов Федерации оказывается помощь тем субъектам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по Российской Федерации, и у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов.

Регионы, получающие финансовую помощь из федерального бюджета, обязаны представлять в Министерство финансов РФ для контроля подробные плановые и фактические данные обо всех расходах и доходах своих бюджетов и внебюджетных фондах. Если какие-либо расходы регионального бюджета будут признаны нецелесообразными или излишними, то на их сумму уменьшаются перечисления из федерального бюджета. Такие регионы обязаны также ввести на своей территории все региональные налоги, утвержденные законодательством России, по ставкам не ниже средних.

Проблема бюджетных отношений центра и регионов сейчас обсуждается очень остро. Дело в том, что на данный момент бюджеты субъектов Российской Федерации очень зависят от федерального бюджета. Такая зависимость приводит к перебоям в финансировании бюджетных организаций, не позволяет реализовать важные целевые программы в субъекте Российской Федерации.

Например, в крае сейчас реализуется краевая целевая программа «Информатизация органов исполнительной власти Ставропольского края на 2002 – 2005 годы», утвержденная постановлением Губернатора Ставропольского края от 04.02.2002 № 44.

Основной целью Программы является повышение эффективности работы органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий.

Программа предусматривает выполнение следующих задач:

  • – формирование единой эффективной системы государственного управления в области электросвязи, телекоммуникаций и формирования информационных ресурсов, в том числе и средств массовой информации;
  • – формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения работы органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, а также единой образовательной информационной среды Ставропольского края;
  • – формирование условий, необходимых и достаточных для внедрения на товарные рынки России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей;
  • – выработка единых требований к созданию и эксплуатации краевых информационных систем для обеспечения создания единого информационного пространства Ставропольского края как составной части единого информационного пространства России;
  • – совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих функционирование и развитие информационной среды Ставропольского края и региона на основе передового мирового опыта и современных тенденций развития информационных технологий, средств телекоммуникаций и технологий обучения.

Реализация Программы должна обеспечить:

  • – создание единого информационного пространства на всей территории Ставропольского края;
  • – сокращение издержек на государственное и муниципальное управление, в том числе и за счет высвобождения части технического персонала органов управления;
  • – доведение доли безбумажного документооборота в среднем до 80% в органах исполнительной власти Ставропольского края и до 60% в межведомственном обороте;
  • – ускорение процессов информационного обмена между органами государственной власти Ставропольского края;
  • – интеграцию отдельных государственных и муниципальных информационных ресурсов Ставропольского края в единую систему, позволяющую более эффективно вырабатывать решения во всех сферах жизнедеятельности края;
  • – формирование более прогрессивной информационной структуры экономики края, основанной на интегрированных информационных технологиях.

Следовательно, данная программа очень необходима, так как ее реализация поможет компьютеризировать органы исполнительной власти Ставропольского края, наладить казначейское исполнение бюджета в крае на должном уровне.

Финансирование программы прогнозируется из источников, приведенных в табл. 1.

Таблица 1 – Источники финансирования краевой целевой программы «Информатизация органов исполнительной власти СК на 2002 – 2005гг.», (тыс. руб.)

Источник финансирования

Сумма

Удельный вес, %

Федеральный бюджет

811370,0

60

Краевой бюджет

180502,9

13

Внебюджетные источники

366450,0

27

Итого:

1358322,9

100

Из табл. 1 видно, что финансирование Программы на 60% зависит от федерального бюджета. Получается, что если будут перебои с финансированием из федерального бюджета или его совсем не поступит, то программа не будет реализована.

Рассмотрим, как эта программа реализуется на примере Управление записи актов гражданского состояния Ставропольского края.

В рамках этой программы управление ЗАГС СК закупает компьютерную технику для управления и территориальных отделов, а также разрабатывается автоматизированная система управления органов записи актов гражданского состояния Ставропольского края, которая позволит создать архив записей актов гражданского состояния и автоматизировать их поиск. Выполнение данной программы приведено в табл. 2.

Таблица 2 – Выполнение программы «Информатизация органов исполнительной власти Ставропольского края на 2002 – 2005 годы» (тыс. руб.)

Год

Предусмотрено программой

Утверждено ассигнований

Отклонение (гр. 2- гр. 3)

Процент выполнения

2002

5149,4

6837,8

1688,4

132,8

2003

6711,8

4146,3

-2565,5

61,8

2004

6937,4

3000,0

-3937,4

43,2

Всего:

18798,6

13984,1

-4814,5

74,4

Из табл. 2 следует, что на данный момент программа реализована на 74,4%. За 20022003 годы управление ЗАГС СК недополучило на реализацию программы 811,7 тыс. руб. А если в течение 2004 года не увеличатся ассигнования на реализацию этой программы, то управление ЗАГС СК недополучит 4814,5 тыс. руб. Это сдерживает компьютеризацию и информатизацию управления и его территориальных отделов.

Итак, можно сказать, что проблема межбюджетных отношений не лучшим образом отражается на финансировании бюджетных организаций, которые финансируются из бюджетов субъектов РФ. Перебои с финансированием не дают реализовать очень жизненно важные целевые программы, как мы видим из примера реализации программы

«Информатизация органов исполнительной власти на 2002 – 2005 годы»

В материалах научно-практической конференции «Перспективы развития бюджетного федерализма в России и других странах СНГ» отмечались следующие проблемы межбюджетных отношений:

  • – недостаточная децентрализация управления общественными финансами, чрезвычайно высокая доля связанных (т. е. определяемых вышестоящими органами власти) доходов и расходов в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных органов власти;
  • – возрастающее стремление центра укреплять вертикаль власти, приводящее к усилению контроля не столько за территориальными органами федеральных ведомств, сколько за органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
  • – нежесткость бюджетных ограничений;
  • – нечеткое разграничение расходных полномочий между уровнями власти;
  • – неадекватное расходным полномочиям разграничение доходных источников;
  • – недостатки законодательной базы общественных финансов.

Для жителей Челябинска и гостей города на сайте ChelNews.com размещено новое расписание автобусов в Челябинске от автовокзала «Юность» и от областной больницы.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру