Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Ценообразование как важнейший элемент механизма государственного регулирования агропромышленного комплекса

Мировая практика свидетельствует об эффективности ценовой поддержки аграрного сектора, которая выступает в качестве одного из основных элементов государственного регулирования рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Главным фактором совершенствования ценообразования на сельскохозяйственную продукцию является соблюдение эквивалентности между ресурсосберегающими отраслями и аграрным сектором. Принцип эквивалентности означает, что определенное количество обобществленного труда в одной конкретной форме обменивается на равное количество обобществленного труда в другой конкретной форме. Этим создаются относительно экономически равные условия для участников такого обмена. В товарном производстве подобное положение достигается путем установления цен с учетом закона стоимости. Ценовой паритет характеризуется соотношением цен на потребляемую селом промышленную продукцию и ценами реализации продукции сельских товаропроизводителей на данный конкретный период.

Пропорции обмена между сельским хозяйством и промышленностью за последние годы сложились не в пользу первого. Рост цен на средства производства, поставляемые промышленностью, ведет к повышению себестоимости продукции, снижает рентабельность производства, отрицательно влияет на процессы расширенного воспроизводства, увеличивает задолженность отрасли по кредитам. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию постоянно отстают от оптовых цен промышленности. Эквивалентность обмена и паритетность не обеспечивалась и в дореформенный период, а в условиях либерализации цен она резко обострилась. Это предопределяет кризисные процессы в агропромышленном комплексе России вообще и Ставропольского края в частности.

Ценовая паритетность органически увязана с общим состоянием экономики страны и непосредственно зависит от эффективности организационно-экономических мер, принимаемых на государственном и региональном уровнях для ее поддержания на должном уровне. С целью обеспечения паритетности цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, увязки их с текущей инфляцией необходимо при Министерстве сельского хозяйства Ставропольского края создать специальную комиссию, а в перспективе организовать на постоянной основе службу мониторинга цен по всем каналам реализации продукции.

В условиях формирования рынка действует ценовой механизм, сочетающий свободные (договорные) цены, а также целевые, гарантированные и залоговые цены. Регулирование рыночных свободных цен со стороны государства осуществляется косвенно: через развитие инфраструктуры рынка, повышение его конкурентоспособности, содействие наращиванию объемов производства продукции. Целевые, гарантированные и залоговые цены определяются на федеральном уровне и выступают как рекомендуемые для расчета цен на региональном уровне с учетом финансовых возможностей регионов.

Целевые цены используются в определении уровня доходов, необходимых сельхозтоваропроизводителям для осуществления расширенного воспроизводства. Гарантированные цены представляют собой минимально допустимый уровень цен, установленный на сельскохозяйственную продукцию.

Теоретически ценовой диспаритет в АПК можно устранить применением в практике ценообразования паритетных цен на сельскохозяйственную продукцию наряду с гарантированными. Однако, практическая реализация этой идеи не возможна из-за ограниченности ресурсов федерального бюджета и невозможности значительного увеличения доли расходов на агропромышленный комплекс. В этих условиях восстановление ценового паритета путем полной компенсации ценового дисбаланса представляется труднодостижимым в течение даже ближайшего десятилетия. Кроме того, невозможно за один год достичь объемов приобретения ресурсов, а также объемов производства сельскохозяйственной продукции уровня последних дореформенных лет. Следовательно, необходимы иные формы и методы ценовой поддержки сельхозтоваропроизводителей.

Вполне реальным, нам представляется, ввести регрессивные паритетные цены, имеющие скользящую базу определения размеров ценового дисбаланса с постепенным приближением к паритетному 1991 году. Методика исчисления здесь может быть различна. Например, в 2002 году вводится эквивалентная цена на базе

1997 года, в 2003 году — на базе 1996 года, в 2004 году — на базе 1995 года и т. д. Введение таких цен позволит сельскому хозяйству постепенно наращивать объемы приобретения ресурсов и реализации продукции.

Регрессивные паритетные цены предполагается устанавливать на продукцию, реализуемую в федеральные и региональные фонды. Тогда снимается необходимость применения практики дотаций и компенсаций. Регрессивные паритетные цены должны согласовываться с действующими и, как правило, более низкими гарантированными ценами. Условия такого согласования следующие:

  • Если гарантированная цена выше сложившейся рыночной цены, то разница между регрессивно паритетной и гарантированной ценами используется для выплат из федерального и регионального бюджетов в виде различного рода субсидий, компенсаций затрат, льготных кредитов и т. п.
  • Если гарантированная цена ниже сложившейся рыночной цены и поэтому не применяется, то роль гарантированной исполняет регрессивно паритетная цена, превышение которой рыночными ценами в ближайшие годы маловероятно.
  • Если рыночная цена превышает регрессивно паритетную, что теоретически возможно, то сельскому хозяйству в том же порядке выплачивается разница между фактической (рыночной) ценой и регрессивно паритетной.

Главным условием успешного применения регрессивно паритетных цен является обязательность и своевременность соответствующих выплат сельскому хозяйству. Паритетные цены могут обеспечить поступление селу финансовых средств, достаточных для его нормального развития, но только в сочетании с выплатами через неценовые каналы. Характер этих выплат не должен быть напрямую связан с доходностью сельского хозяйства и обеспечивать финансирование дорогостоящих мероприятий по мелиорации, охрану водных ресурсов, развитие научно-технического прогресса в АПК, покрытие затрат на социально-бытовую сферу села и т. д.

Механизм ценовой поддержки агропромышленного комплекса сегодня не отличается совершенством и требует улучшения, как структуры, так и качественных характеристик составляющих его элементов.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру