Стратегия и Управление.ru
Dec 5

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Система управления таможенными рисками

С 1 января 2004 года вступил в силу Таможенный кодекс (ТК) РФ. Данный кодекс принят в соответствии с Киотской конвенцией и получил одобрение Всемирной Торговой Организации как нормативно-правовой акт, полностью соответствующий нормам международного права.

В условиях рыночной экономики государственное регулирование внешней экономической деятельности осуществляется преимущественно экономическими методами. Поэтому ТК предполагает создание благоприятных условий для перемещения товаров через таможенную границу, упрощение и ускорение проведения всех таможенных процедур. Для этого на российской таможне существенно смещаются акценты. На смену тотальному контролю таможенного оформления приходит система управления рисками (СУР), которая осуществляется из системы мер оценки рисков, под которыми понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства, имеющих таможенный характер и связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительном размере, подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение которых возложено на таможенный орган.

Таможенные органы применяют метод анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Смысл концепции заключается в том, что которых сопряжены с риском для экономической безопасности РФ. Разработан целый ряд товаров, относящихся к группе риска.

Отнесение товарной партии к данной группе основано на ряде взаимосвязанных критериев:

—  неверное наименование товаров;

—  следование в адрес несуществующего хозяйственного субъекта;

— возможность размещение среди товара контрабанды, наркотических и психотропных веществ и т. п.

СУР рассматривается в мировой практике как основная философия таможенного контроля. Объемы внешней торговли в мире постоянно растут и не одно государство не в состоянии содержать таможенную службу, которая могла бы осуществлять всеобъемлющий контроль за внешнеторговыми операциями без вреда для самой внешней торговли. Учитывая это, таможенные службы вынуждены осуществлять таможенный контроль на основе выборочности.

Таким образом, должна осуществляться серьезная аналитическая работа, на основе которой принимается решение о методах контроля. Основной задачей таможенных органов в данной ситуации является действенный выборочный контроль, данная новация — одно из прогрессивных положений кодекса.

Рассмотрим механизм действия СУР. Весьма значимую роль играют ее аналитическая составляющая.

СУР предполагает:

— определение области риска, т. е. процедура и категория международного передвижения с которым связывается вероятность совершения правонарушения;

— индикаторы риска — определенные критерии, которые, взятые вместе, служат в качестве практического инструмента для выбора объекта пристального контроля;

— профиль риска — сочетание факторов риска, основанных на собранной информации, которая была проанализирована и классифицирована по определенным категориям.

Данные процедуры выполняются в определенной последовательности. В первую очередь, определяется область риска, а также критерии оценки риска. Затем определяется сами риски. Для этого необходим глубокий анализ всей структуры внешнеэкономической сделки. На третьем этапе анализируются сами риски, т. е. вероятность наступление риска и потенциальные последствия его возникновения. Затем осуществляется сопоставление данного риска с уже имеющимися рисками и устанавливается его значимость, приоритетность. После решения данных задач определяется план действий, направленных на предотвращение совершения правонарушения, осуществляется необходимые мероприятия.

Эффективность таможенных ревизий достигается путем усиления аналитической работы и взаимодействия структурных подразделений ЦТУ, а также за счет разработки критериев выбора таможенного контроля. Практика показывает, что наиболее результативными являются специальные таможенные ревизии, назначенные по результатам осмотра помещений и территорий, в ходе которых возможно закрепление факта нахождения товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушением таможенного законодательства.

Выбор объектов таможенной ревизии, определение формы и сроков контрольных мероприятий, а также планирование деятельность подразделений таможенной инспекции ведется на основе анализа различных источников информации, в том числе и сведений, полученных с использованием системы управления рисками.

Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками была утверждена приказом ГТК России от 28 июня 2004 года №дсп, а профили рисков стали разрабатываться только после издания этого приказа, поэтому выбор объектов производился путем анализа электронной базы данных ГТД с учетом следующих критериев: стоимостных показателей (стоимость за единицу товара, стоимость за 1/кг), весовых (разница брутто и нетто) показателей, номенклатуры товаров, заявленных в декларациях. При этом особое внимание уделялось организациям, осуществлявшим перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров, относящимся к группам «риска» и «прикрытия».

Управление рисками позволяет оптимально использовать ресурсы подразделений ФТС и ОТИ таможен, не снижая эффективности таможенного контроля и освобождая большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишних бюрократических процедур.

Таким образом, система управления рисками позволит вести контроль за внешнеторговым оборотом и, не снижая эффективности таможенного контроля, освободить участников внешней экономической деятельности от излишних бюрократических процедур.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру