Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Рыночные аспекты функционирования машино-технологических формирований

Одним из основных путей функционирования эффективных структур сельскохозяйственного производства является создание системы машинно- технологических станций (МТС). На конец 2000 года их количество превысило 950 предприятий.

В целом, в настоящее время МТС находится на острие вектора развития сельского хозяйства России. Будущее МТС, аналогично работающим контрактным предприятиям за рубежом, выполняющим до 70% объема сельскохозяйственных работ хозяйств. Концентрация техники, ее мобильное использование резко снижает количество машин при уменьшении стоимости работ. Это привлекает коммерческих и государственных инвесторов, что обеспечивает надежное финансирование в настоящее время и в будущем развитие этих, безусловно, важных для сельского хозяйства структур. Несмотря на имеющиеся недостатки и трудности в работе, альтернативы МТС в подавляющем большинстве регионов Российской Федерации сегодня не существует.

Среди всех задач функционирования следует выделить наиболее приоритетные:

  • - задача государственной поддержки;
  • - задача снижения стоимости работ МТС.

Задача государственной поддержки является одной из центральных задач и заключается в приравнивании МТС по налогам к сельским товаропроизводителям. Примерно только 25% МТС пользуются льготами по налогам как сельхозпредприятия. В результате значительное количество

МТС закончили 1999 и 2000 годах с убытками. Если бы станции пользовались льготами по налогообложению как сельскохозяйственные предприятия, то в целом уровень цен на услуги МТС снизился бы примерно на 15–25%, практически все МТС могли быть рентабельными.

Следует отметить, что задача получения льгот достаточно просто решается при работе МТС в составе агрофирмы, агрокомбината и т. п. Однако не все МТС смогут или захотят перейти к этому организационно-правовому статусу своей деятельности, когда они практически теряют статус юридического лица. Тем не менее, в дальнейшем этому направлению работы по организации кооперативных МТС следует уделять первостепенное внимание.

Задачей снижения стоимости работ МТС является расширение номенклатуры услуг и другой продукции в соответствии со спросом сельских товаропроизводителей и других заказчиков, обеспечение экономических, организационных и технико-технологических условий для быстрого перехода на производство продукции (услуг), пользующихся в данный момент наибольшим спросом (диверсификация деятельности МТС). Это также будет способствовать удешевлению услуг и другой продукции за счет сокращения доли условно-постоянных затрат (накладных расходов) в ее себестоимости, облегчит решение задачи загрузки рабочих и технологического оборудования в периоды спада потребности в механизированных полевых работах.

Усиление интеграции МТС с хозяйствами, в т. ч. в составе агрофирмы, района на базе совместного использования принадлежащих хозяйствам, земель и совместного производства сельскохозяйственной продукции, наращивание доли станции в общем объеме услуг и другой продукции МТС. Один из вариантов — заключение договора о создании простого товарищества. Тогда на МТС должны распространяться налоговые и иные льготы, предусмотренные для сельскохозяйственных предприятий, что в свою очередь будет способствовать удешевлению выполняемых услуг.

Решить эту задачу можно также, если МТС возьмет в аренду на тот или иной срок земли хозяйств, которые они не могут обрабатывать собственными силами, или земли государственного земельного фонда. Но в этом случае станция обязана по прежнему выполнять механизированные сельскохозяйственные работы по заказам хозяйств в нужных объемах и номенклатуре, для чего должны быть введены в действие соответствующие правовые, организационные и экономические механизмы. Например, районное или областное управление сельского хозяйства и продовольствия должно быть наделено правом выдачи и отзыва лицензий МТС на производственную деятельность.

Организация кустовых филиалов (отдельных бригад, отрядов) с ограниченной зоной деятельности для удешевления и оперативного выполнения заказанных работ, сокращения времени затрат на переброску техники.

В настоящее время энерговооруженность села в 2,5 раза ниже, чем в других отраслях экономики, а удельная энергоемкость продукции в 2 и более раз' выше, чем в развитых зарубежных странах. Решение этой проблемы, от которой зависит продовольственная безопасность страны, должно быть дифференцированным в зависимости от финансовых возможностей хозяйств приобрести ту или иную технику. Все хозяйства можно отнести к трем различным группам:

1. Сильные рентабельные самодостаточные хозяйства, способные самостоятельно осваивать современные технологии, приобретая соответствующую высокопроизводительную технику. Определенной части этих хозяйств, требуется относительно небольшие инвестиции для приобретения машин.

2. Средние хозяйства, использующие нормальную, традиционную технологию, нуждающиеся в значительной поддержке инвесторов, в первую очередь, государства для приобретения техники.

3. Нерентабельные хозяйства, использующие упрощенную технологию, которые без определенной реструктуризации, в том числе банкротстве, передачи землю в аренду и т. п. не могут существовать.

В каждой из трех групп имеются прослойки хозяйств, тяготеющих к соседним группам. Например, при благоприятных экономических условиях часть хозяйств 2-й группы переходит в 1-ю группу и, наоборот, часть хозяйств 2-й группы при неблагоприятно сложившейся финансовой ситуации может перейти в 3-ю группу. То же самое относится к 3-й группе, в случае благоприятной финансовой ситуации часть хозяйств переходит во 2-ю группу.

Созданная в АПК сеть машинно-технологических станций, как правило, предназначена для выполнения заказов в основном 2 и 3-й групп хозяйств. При этом, чем слабее хозяйства, тем больше МТС должна участвовать в выполнении их сельскохозяйственных работ. В самом худшем случае, когда товаропроизводители 3-й группы самостоятельно не могут выполнять сельскохозяйственные работы, МТС или агрофирма, в которой находится станция, берет их землю в аренду, а тут новости города Поставы на www.212.by.

Меры по снижению стоимости работ и услуг МТС разнообразны. Они относятся ко всем статьям затрат на выполнение сельскохозяйственных работ. Рекомендуемые мероприятия по решению этой задачи приведены в табл. 1.

Таблица 1- Мероприятия по снижению стоимости работ МТС

Статьи затрат

Мероприятия по снижению себестоимости Работ

Результаты освоения мероприятий

Балансовая стоимость с/х. машины

Приобретение техники на вторичном рынке после высококачественного ремонта и модернизации подержанных. Приобретение машин непосредственно на заводе изготовителе без участия посредников.

Сокращение стоимости машин на 40 — 60%

Стоимость работы

Применение высоких и интенсивных технологий сельскохозяйственного производства, рациональное комплектование МТА и оптимальный выбор режима его работы. Организация работ в составе механизированных отрядов в 2 — 3 смены, принятие мер по сокращению простоев машин. Организация производства непрофильных видов продукции и услуг, обеспечивающих быстрый оборот капитала (переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, ремонт и техническое обслуживание машин и др.).

Снижение стоимости работ в 1,5 — 2,0 раза. Значительное увеличение урожайности сельскохозяйств енных культур.

Амортизационные отчисления на с/х. машины

Увеличение годовой загрузки и срока службы машин.

Снижение амортизационных отчислений пропорционально увеличению годовой загрузки

Затраты на переезд техники

Организация филиала, дочернего предприятия МТС. Выполнение работ нескольким заказчикам в одном месте

Снижение затрат на переезд техни-ки в 1,3 — 1,4 раза

Стоимость топлива

Выбор оптимальных скоростей движения МТА, технологическое регулирование рабочих органов, регулярное диагностирование и регулирование топливной аппаратуры, применение очистителей-катализаторов топлива

Уменьшение расхода топлива на 10..20%

Стоимость масла

Регулярная индивидуальная очистка масла в машине с помощью установки и повторное использование масла.

Увеличение срока службы масла в 2 и более раз

Стоимость ТО, ремонта машин

Диагностирование и предупреждение отказов, повышение качества ТО и ремонта

Повышение наработки на отказ ди- агностируемых механизмов и агрегатов в 1,5 — 2,0раза. Сокращение затрат на ТО и ремонт машин на 30 — 40%

Накладные расходы

Экономия электроэнергии, теплоэнергии, твердого топлива, расхода воды и других ресурсов, повышение годовой наработки. Консервация, сдача в аренду или продажа неиспользуемого имущества.

Снижение накладных расходов в 1,2 — 1,3 раза

Налоги

Организация МТС в составе агрофирмы, заключение договоров о совместной хозяйственной деятельности, работа МТС как потребительский кооператив, простое товарищество и др.

Уменьшение налогов на 30 — 40%

Убытки

Планирование в бюджете района средств для компенсации убытков МТС в связи с обслуживанием по указанию районной администрации хозяйств, которые не в состоянии оплатить выполненные работы.

Снижение убытков МТС

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру