Стратегия и Управление.ru
Sep 21

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Пути совершенствования системы ценообразования в социально-значимых сферах городского хозяйства

С ростом уровня жизни населения все в большей степени возрастает объем потребляемых населением услуг – платных и бесплатных. По социальной значимости услуги можно разделить на две группы: услуги особой социальной значимости, которые имеют важное значение в обеспечении условий жизни населения, и обычные виды услуг массового спроса.

В отношении особой социальной значимости проводится политика цен, направленная на создание возможностей обеспечения потребностей всех групп населения в этих услугах в минимальном объеме. К таким услугам относится, прежде всего, обеспечение потребности людей в жилье, жилищно-коммунальных услугах, транспорте. Цены на услуги второй группы формируются под действием чисто рыночных факторов.

Производство социально-значимых благ требует использования государственных институтов принудительного порядка потребления этих благ и обязательного налогообложения. Существуют различные способы предоставления социально-значимых благ.

Первый способ состоит в том, что государственная организация предоставления социально-значимых благ устанавливается до общественно необходимого уровня, сверх которого предусматривается негосударственная форма предоставления этих благ, в том числе и как платных.

Второй способ предполагает предоставление собранных с помощью налогов общественных финансовых ресурсов каждому члену общества в виде социальных ваучеров и предоставление возможности покупать на ваучеры соответствующие блага.

Третий способ – это способ организации частного предоставления социально-значимых благ на основе заключения контрактов с общественными организациями и частными фирмами, а также путем выдачи им лицензии на экономическую деятельность, связанных с определенными видами смешанных общественных благ, например, сбором и утилизацией мусора, таксомоторным и автобусным обслуживанием и т. п.

Тарифы на все виды услуг дифференцируются в зависимости от качества последних. Тарифы на жилье учитывают его комфортность; качество транспортной услуги определяется комфортностью и скоростью проезда; качество почтовой услуги зависит от скорости и своевременности доставки корреспонденции и т. д. В рыночной экономике тарифы на большинство платных услуг формируются свободно. Они устанавливаются предпринимателями, оказывающими услуги, с учетом складывающихся затрат и соотношения спроса и предложения или на договорной основе.

Наиболее сложной задачей является установление обоснованного уровня тарифов на коммунальные услуги. Они удовлетворяют жизненно важные потребности человека. В систему коммунальных услуг входит ведение жилищного хозяйства, обеспечение работы водопровода и канализации, энерго-, тепло- и газоснабжение, работа внутригородского транспорта, службы очистки и уборки территории. Особый социальный характер коммунальных услуг объективно требует проведения в стране единой политики цен в этой сфере.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги и транспорт регулируются органами федеральной и региональной власти. На федеральном уровне устанавливается предельный размер стоимости жилищно-коммунальных услуг, оплачиваемых населением. Каждый регион определяет объекты и порядок регулирования тарифов на коммунальные услуги. Ценовое регулирование имеет очень важное значение в жилищно-коммунальной сфере, которая представляет локальную естественную монополию и от работы которой во многом зависит благополучие и состояние здоровья населения. Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги должно учитывать политические, финансовые, информационные и другие проблемы региона.

В г. Ставрополе полностью сохранена социальная сфера (образование, здравоохранение, культура, спорт), предприятия ЖКХ и транспорта (Водоканал, Теплосеть, Горэлектросеть и др.), ряд предприятий торговли и бытового обслуживания. Социальные функции выполняют 165 муниципальных предприятий (65,7% от всего количества муниципальных организаций).

Администрация г. Ставрополя в лице ее регулирующего органа (Отдел цен комитета экономического развития и торговли) осуществляет регулирование на следующие виды жилищно-коммунальных услуг:

  • - водоснабжение водой населения;
  • - вывоз твердых и жидких бытовых отходов;
  • - содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
  • - техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования;
  • - услуги сторонних организаций.

Что касается тепловой, электрической энергии и газоснабжения, тарифы на эти услуги устанавливаются РЭК Ставропольского края. В соответствии с проведенным анализом на жилищно-коммунальные услуги и транспорт за 2001 – 2003 гг. темпы роста тарифов на электроэнергию для населения в 2002 году к 2001 году составили 14,3%, в 2003 году к 2002 году – 13,75%, что соответственно привело к повышению тарифов на остальные жилищно-коммунальные услуги.

Что касается городского пассажирского транспорта, то увеличение тарифа в 2003 году в 2 раза по сравнению с 2001 годом связано убыточным положением муниципальных транспортных предприятий, а также с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, запасные части, горюче- смазочные материалы.

Таким образом, общими причинами, повлиявшими на рост тарифов в 2001 – 2003 гг. в ЖКХ и транспортной сфере, явились:

  • - рост тарифной ставки рабочего первого разряда, занятого в ЖКХ и транспорте;
  • - рост тарифов на покупную электроэнергию с ФОРЭМ;
  • - рост цен на газ, топливо и горюче-смазочные материалы;
  • - рост стоимости практически всех материалов и оборудования, используемых на ремонтах и реконструкции объектов энергетики.

Тарифы на услуги коммунальных предприятий определяются на основе нормативных затрат. Для проверки достоверности и обоснованности тарифов на те или иные услуги органам местного самоуправления необходимы методики ценообразования.

Так, Отдел цен комитета экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя применяет на практике следующие методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов:

  • - методические рекомендации по финансовому обоснованию цены на содержание и ремонт жилищного фонда;
  • - методические рекомендации по финансовому обоснованию цены на тепловую энергию и теплоноситель;
  • - методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков;
  • - методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг.

На основе этих методик существуют и применяются методические рекомендации по нормированию труда работников, занятых в ЖКХ.

Рассмотренные методы и методики ценообразования, виды устанавливаемых цен и проводимой ценовой политики при разумном сочетании позволяют предприятиям иметь устойчивые денежные поступления от реализации своих услуг, получать нормальную прибыль и, следовательно, обеспечивать эффективное проведение активных операций по реализации и управлению активами, а регулирующему органу возможность регулирования тарифов на услуги.

Проведенный анализ системы ценообразования в социально-значимых сферах г. Ставрополя показал:

  • - несовершенство ее нормативно-законодательной базы для обеспечения надежного финансирования данных услуг;
  • - не определены уровни финансирования из федерального и местного бюджетов;
  • - в законодательной базе определены не все возможные источники финансирования данных услуг (отраслей), а также их распределение по видам бюджетов;
  • - несовершенство методик для установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, что позволяет предприятиям коммунального хозяйства предоставлять экономически завышенные, необоснованные затраты для утверждения тарифов;
  • - действующее законодательство, связанное с финансированием данных услуг, не обеспечивает создание необходимых фондов для возмещения затрат.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости совершенствования системы ценообразования в социально-значимых сферах городского хозяйства. Можно выделить следующие основные принципы совершенствования сферы жилищно-коммунального обслуживания населения в новых экономических условиях:

  • - полноценный учет специфики формирования и предоставления разнообразных видов услуг;
  • - приоритетность социально-значимых услуг, задач, программ;
  • - муниципальное регулирование деятельности в сферах ЖКХ и транспорта;
  • - соответствие финансовых и материальных ресурсов, возлагаема задачам и функциям, рациональное сочетание бюджетных и рыночных условий и отношений;
  • - освоение и использование концепции муниципального маркетинга;
  • - формирование эффективных инструментов повышения уровня обслуживания населения.

Использование указанных принципов будет способствовать обеспечению удовлетворения потребностей населения в услугах этих отраслей.

Про выборы прочитал в политических новостях России.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру