Стратегия и Управление.ru
Aug 21

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Проблемы реализации целевых комплексных программ в условиях экономического кризиса

Формирование и реализация целевых программ предоставляет возможность субъекту управления воздействовать на отдельные научно-инновационные, социальные, технические и технологические стороны развития сферы услуг с целью приведения их в балансовое соответствие с требованиями потребителей к качеству и объемам оказываемых услуг, уровнем конкурентоспособности, отвечающей занимаемому месту на конкретном сегменте рынка услуг.

Целевая программа, принимаемая соответствующим разноуровневым органом управления, должна быть сбалансирована по ресурсам (материально-техническим, трудовым, финансовым), согласована по участию в ней исполнителей (хозяйствующих субъектов различных отраслей, отдельных работников и менеджеров), завершена в установленные сроки с требуемой результативностью научно-технического, технологического, социального, экономического характера. При этом каждый исполнитель, участвуя в целевой программе выполняет тот объем работ, который в соответствии с его отраслевой специализацией может выполнить только он.

Поэтому неоднородный по специализации объем работ в целевой программе можно с системных позиций представить разноотраслевым комплексом по исполнению и специализации. В то же время однородный объем работ в целевой программе (например, научно-инновационный) может быть выполнен группой (кластером) исполнителей, так как один участник целевой программы по своим ресурсным и в данном случае по интеллектуально-творческим возможностям не в состоянии выполнить весь объем работ в установленные сроки.

Реализация целевых программ научно-технической, социальной, экономической направленности, наряду с участием в ней различных ресурсов, установленной продолжительностью осуществления, наличием состава исполнителей программ, в соответствии с направленностью ее цели, экономической, социальной, научной результативностью и эффективностью комплексно использованных ресурсов, должны включать комплекс мер по обеспечению координации действий участников для своевременного выполнения целевой программы, материальной, иной ответственности и стимулирования работников за текущие и конечные результаты работы. Следует отметить и то, что финансирование целевой программы федерального или регионального уровня должно осуществляться при постоянном контроле за текущим расходованием средств и мониторинге экономической эффективности использования ресурсов, достижения социального, научно-технического, экономического результата по завершению целевой программы. Это особенно важно в сфере услуг, где наряду с экономической значимостью и результатом инвестирования программы, доминирует и социальная значимость ее выполнения. Об объемах финансовых средств и их расходовании на выполнение федеральных целевых программ в комплексной социально-культурной составляющей сферы услуг свидетельствуют данные таблица 1.

Как видно из данных таблицы 1, общий объем исполненного финансирования научно-технических, социальных целевых программ и программ в области культуры за период 2003–2009 годов составил 34284,9 млн. руб., что приравнивается к 88,1% лимитированных финансовых средств, так как оставшиеся 11,9% денежных средств будут вложены в социально-культурный комплекс сферы услуг в период 2009–2012 годов.

Следует отметить, что по абсолютной величине и долевой части финансирования отдельной инвестиционной федеральной программы от общих вложений в федеральные программы доминировали в ранжированном порядке программы: «Культура России» (2549,3 млн. руб. и 7,4% к итогу финансирования федеральных целевых программ); «Социальное развитие села» (1737,6 млн. руб., 5,1% к общему итогу государственного финансирования федеральных целевых программ); Федеральная программа развития образования (1494,2 млн. руб., 4,4% к общему объему государственных средств, направляемых на инвестирование федеральных целевых программ); «Дети России» (1071,3 млн. руб., 3,1% от общего размера государственного финансирования федеральных целевых программ). Каждая из федеральных программ инвестирования средств в развитие социально-культурного комплекса России имеет не только целевую направленность использования финансовых средств, но и ориентацию на достижение тех социальных, экономических, демографических и иных результатов, которые соответствуют конституционным, производственно-хозяйственным и рыночным требованиям развития социально-культурного комплекса сферы услуг.

Таблица 1. Инвестиционные государственные вложения средств в отдельные федеральные целевые программы социально-культурного комплекса сферы услуг

Наименование федеральных целевых программ, сроки их выполнения

Использовано, млн руб.

В процентах к

лимиту

итогу

Федеральные целевые программы –всего,

34284,9

88,1

100

из них

«Культура России»

2549,3

100

7,4

«Старшее поколение»

107,0

100

0,3

«Социальная поддержка инвалидов»

112,8

100

0,3

«Дети России»

1071,3

99,8

3,1

Федеральная программа развития образования

1494,2

100

4,4

Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера

622

95,2

1,8

«Сохранение и развитие архитектуры исторических городов»

406,2

100

1,2

«Интеграция науки и высшего образования России»

65,4

100

0,2

«Социальное развитие села до 2010 года»

1737,6

100

5,1

Примечание. Таблица 1 составлена автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

Небольшие по объему финансовые средства на инвестирование таких социально значимых целевых программ, как «Социальная поддержка инвалидов», «Старшее поколение», «Интеграция науки и высшего образования России», на наш взгляд, выступают рецидивом остаточного принципа федерального финансирования социально значимых инвестиционных программ, от результативности реализации которых в существенной степени зависит и общий социальный рост, повышение уровня благосостояния, качества жизни всех граждан страны и изучение карты коктейлей бара.

В этой связи важно акцентировать внимание на то, что выполнение федеральных и иных целевых программ на основе выделения бюджетных средств являются одним из факторов дополнительного государственного воздействия на решение социально и экономически значимых проблем с целью содействия приведению в сбалансированное состояние развития производственной и социальной сфер народного хозяйства, устранения или противодействия негативным тенденциям, возникающим в условиях сложных межбюджетных отношений субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру