Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Основные направления государственного регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей сельскохозяйственной продукции

В сложившихся условиях главной целью государственного регулирования развития деятельности индивидуальных производителей сельскохозяйственной продукции, основу которых составляют крестьянские (фермерские) хозяйства, является выход на качественно новый уровень удовлетворения потребностей населения в продуктах питания. Организация бесперебойной торговли продуктами питания и высококачественным сельскохозяйственным сырьем отечественного производства.

При этом меры госрегулирования призваны не только обеспечить полностью потребности населения в основных продуктах питания, но и сформировать общегосударственный фонд зерна, мяса, молока, картофеля и плодоовощной продукции в оптимальных пропорциях.

При этом регулирование отношений собственности представляет важную задачу. Результаты деятельности аграрного сектора за 2003 – 2004 гг. показали эффективность применения различных форм собственности в сельском хозяйстве. В эти годы впервые экспортируются зерновые и зернобобовые культуры в страны СНГ и дальнее зарубежье. Практически экспорт российской сельскохозяйственной продукции не осуществлялся с 1913 года.

В целом государственное регулирование деятельности частных предпринимателей должно решить задачи коренного совершенствования экономического механизма, дальнейшей интенсификации земледелия и животноводства, основанной на научно обоснованных системах, расширении их воздействия в предпринимательской сфере и интенсивным технологиям. Важным направлением совершенствования экономического механизма является углубление интеграции частных предпринимателей с перерабатывающей промышленностью и обслуживающими отраслями АПК, что позволит увеличить выпуск качественного конечного продукта по современным технологиям.

Диспаритет цен между производством и переработкой сельскохозяйственной продукции негативно сказывается на мотивации крестьянских (фермерских) хозяйств, низкая рентабельность производства обусловливает финансовые проблемы индивидуальных предпринимателей и сказывается на производстве отдельных видов продукции. Необходимо усиление государственного регулирования в специализации предпринимательской деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках государственного заказа и государственных гарантий. При этом необходимо опираться на опыт развитых стран в планировании выпуска сельскохозяйственной продукции, базирующийся на государственных гарантиях.

Одной из важнейших задач государственного регулирования в области совершенствования экономических мер воздействия на производительность труда частных предпринимателей является стимулирование их деятельности. Например, в виде проведения выставок, ярмарок сельскохозяйственной продукции частных предпринимателей с обязательными весомыми поощрениями лучших образцов не примере фермерских ярмарок в США и других странах. Регулирующие меры сельскохозяйственного производства необходимо производить с учетом экономической оценки земельных и природных ресурсов, что обеспечивает достижение максимального эффекта производства сельскохозяйственной продукции. Это позволит государству решить задачи эффективности сельскохозяйственного производства конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке сельскохозяйственного сырья и сельскохозяйственного конечного продукта.

Более действенным должно стать налоговое регулирование, налоговая система в этом случае должна быть гибкой и дифференцированной по природным зонам и видам приводимой на местах сельскохозяйственной продукции. Отсюда следует планирование государственного заказа с учетом республиканских потребностей, максимально обеспечивающих население соответствующих регионов сельхозпродукцией. То есть от фиксированных размеров налогов перейти к нормативному методу. И, наоборот, к фиксированным ценам государственной закупки по региональному коэффициенту, обеспечивающему рентабельность производства в данном регионе производителе.

Государственное регулирование деятельности в этом направлении, невозможно без договорных обязательств с обеих сторон, регламентированных с учетом экономической, финансовой и кредитной сфере. Посредством заключения прямых договоров между предпринимателями и государственными структурами местного и республиканского значения обеспечивается снижение доли затрат на посреднические операции, увеличивается доверительность и массовость участников договорного процесса.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, не связанные с научным потенциалом, мировой базой данных по селекции и продуктивности пользуются не проверенным посевным материалом. Что значительно снижает урожайность и во многих случаях приводит к банкротству особенно малых хозяйств.

Только государственное регулирование деятельности индивидуальных частных предпринимателей позволит для них решить задачу научно обоснованной закупки продуктивных сортов посевного материала с учетом региональных особенностей почв и метеоусловий. Повышение роли селекционных разработок местного уровня под силу только государству. Восстановление сети сельскохозяйственных научно-исследовательских институтов регионального и федерального уровней позволит решить проблему отечественной селекционной работы всех направлений сельскохозяйственного производства, что в перспективе повысит рентабельность крестьянских (фермерских) хозяйств до уровня развитых стран Европы и США.

Актуальной проблемой деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края является отсутствие специалистов высокой квалификации для технического обслуживания использующейся импортной сельскохозяйственной техники. Подготовка специалистов в странах производителях техники является необоснованно дорогостоящей. Задача государства видится в формировании особого госзаказа учебным заведениям регионов на подготовку местных специалистов требуемой квалификации, для обслуживания и эксплуатации высоко технологичной, многопрофильной техники, которая обладает минимальными потерями при обработке зерна и минимальными трудозатратами при эксплуатации.

Анализ фермерской деятельности в Ставропольском крае выявил острую необходимость в специалистах, управляющих крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Многие крупные фермерские хозяйства Ставропольского края имеют не только линейную систему управления внутри коллектива, а во многих случаях – линейно функциональную структуру управления. Возможность иметь специалистов малого и среднего звена, отвечающих современным требованиям управления, для фермеров может быть достижима при содействии государственных и региональных структур путем развития системы высшего и среднего профессионального образования в регионах.

В заключение можно сделать вывод. Общегосударственное регулирование деятельности сельскохозяйственных производителей должно дополняться мерами регулирования со стороны соответствующих органов управления субъектов Федерации, обеспечивающими адресность и эффективность поддержки.

Многие любят кошек за то, что кошки — удивительные существа. На сайте megakoshka.ru вы найдете новости о кошках и много полезного и интересного.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру