Стратегия и Управление.ru
Dec 18

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Некоторые аспекты ресурсного обеспечения региональных программ социально-экономического развития

Специфика региональных приоритетов, вытекающая из самой их сущности как важнейших направлений развития, такова, что на их реализации должны быть сконцентрированы лучшие силы и средства региона. При этом региональные власти должны в комплексе использовать весь арсенал методов стратегического управления. В их числе программно-целевой метод занимает особое место.

С переходом к рынку, с одной стороны, значительно усложнились условия реализации программ. С другой стороны, значимость программ резко возросла, поскольку из средств государственного регулирования прямого действия они являются наиболее мощными и действенными.

При попытке ответить на вопрос, почему абсолютное большинство принятых в последние годы федеральных и региональных целевых программ остается невыполненными, исследователи сходятся во мнении, что имеются три главные причины: размытость целеполагания, недостаточное обеспечение ресурсами; отсутствие единого органа управления программой с соответствующими полномочиями и ответственностью. Именно эти причины обусловили невыполнение Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Адыгея на 1997 – 2000 гг.» Эти же причины порождают значительное недовыполнение реализуемой в настоящее время в этом регионе Программы экономического и социального развития Республики Адыгея на 2004 – 2008 годы.

В ходе реализации обеих программ не был создан единый центр их координации и контроля, хотя разработчиками такие меры были предложены. Регион не имел и не имеет четкого плана выделения необходимых финансовых и материальных ресурсов, развернутого во времени и с необходимой детализацией. При реализации программ не использовались методы управления проектами, не строились «деревья целей», не использовались экономико-математические модели программирования, не предусматривалось взаимодействие различных подпрограмм.

Задачи региональных программ должны быть конкретными, количественно определенными и соответствовать объективным функциональным задачам развития региона, направленным на реализацию региональных интересов. Количественная определенность, в свою очередь, предполагает не меньшую определенность в ресурсном обеспечении программы. Без закрепления определенных источников финансирования на региональном уровне инструмент целевых программ не может эффективно использоваться как главный рычаг стратегического управления региональной экономикой.

Зачастую в стремлении заполучить на реализацию программы максимум федеральных средств регионы искусственно завышают свои обязательства по собственным источникам. Так, по Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Адыгея на 1997 – 2000 гг.» регион взял на себя обязательство направить на реализацию программы 2,8 млрд. рублей за счет собственных средств предприятий, хотя было очевидно, что их финансовое состояние никак не позволяло такие обязательства выполнить (табл. 1). Трудновыполнимые обязательства были заложены и в Программе экономического и социального развития Республики Адыгея на 2004 – 2008 годы, но по «другим источникам финансирования», которые составили 31,9% от всей суммы средств, предусмотренных на реализацию программы.

Таблица 1 – Структура финансирования по источникам целевых программ социально-экономического развития Республики Адыгея в 1997 – 2000 гг. и в 2004 – 2008 гг.

Источники финансирования

Программа

1997 – 2000 гг.

Программа

2004 – 2008 гг.

Финансовые средства по программам – всего

млн руб.

в % к итогу

млн руб.

в % к итогу

6207,7

100,0

18234,3

100,0

в том числе:

Собственные средства участников

2848,5

46,0

1766,7

9,7

Средства федерального бюджета

848,5

13,7

5875,9

32,2

Средства республиканского бюджета

431,5

7,0

1956,8

10,7

Средства муниципальных бюджетов

130,3

0,7

Кредиты коммерческих банков

398,7

6,4

2688,7

14,7

Иностранные инвестиции

570,7

9,2

Другие источники финансирования

1109,8

17,8

5815,9

31,9

Целевые комплексные программы не должны составляться от случая к случаю. Срок окончания реализации одной программы следует рассматривать в качестве срока начала следующей. На практике в большинстве регионов наблюдается разрыв между окончанием одной программы и началом реализации следующей. Применительно к Республике Адыгея этот разрыв составил 3 года, что негативно сказалось на реализации стратегических приоритетов.

Наиболее приемлемым вариантом решения проблемы ресурсного обеспечения целевых программ могло бы стать создание в субъектах Федерации специального фонда экономического развития регионов с закрепленными источниками. Финансирование проектов из фонда осуществлялось бы исключительно на возвратной и платной основе, причем на более благоприятных условиях, чем кредитование банками. Указанные принципы служили бы основой неуклонного роста ресурсов Фонда. Наличие такого фонда способствовало бы притоку инвестиций и из других регионов.

Для жителей Челябинска и гостей города на сайте ChelNews.com размещено новое расписание автобусов в Челябинске от автовокзала «Юность» и от областной больницы.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру