Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Некоммерческие организации как эффективный участник развития социальной сферы

Среди комплекса проблем государственного управления особую роль играет проблема управления развитием социальной сферы, основу которого составляет социальная политика государства. Но определение границ социального регулирования в конкретных пространственно-временных координатах, и развитие как самого общества, так и человека требует новых теоретических и практических подходов разрешения социальных проблем в отрасли образования, здравоохранение, культуры и искусства, социальной защиты населения, социальной экологии.

Начиная с 1996 года, происходит кардинальный переворот в отношении государства к социальной политике. Социальная политика из второстепенных направлений деятельности государства выходит на одно из приоритетных мест. С 2000 года по настоящее время намечается, с одной стороны, тенденция снижения роли государства в осуществлении социальной политики и сокращения масштабов государственного вмешательства в социальную сферу. С другой — тенденция изменения социальной позиции личности по отношению к государству; увеличения доли ее социального участия и ответственности; формирования все большего числа и форм негосударственных институтов, участвующих в осуществлении социальной политики (развитии социальной сферы). Происходит дальнейшая

децентрализация социальной политики и перераспределение полномочий в управлении социальной сферой, изменение структуры и функций социальных ведомств.

Постепенное снижение роли государства в осуществлении социальной политики и изменение социальной позиции личности по отношению к государству — объективный фактор, который является причиной такого же постепенного становления третьего сектора.

Так, в период с 1992 года по 1998 год создавалась нормативно-правовая база для взаимодействия государственного сектора, коммерческого и некоммерческого секторов, регулирующая не только статус и условия деятельности организаций, но и их взаимодействие. В нормативно-правовых документах этого периода была закреплена идея создания комплексной системы поддержки активности юридически зарегистрированных гражданских инициатив по решению социально-значимых проблем, с которыми сталкивается российское общество.

Гражданские инициативы стали выражаться в некоммерческих организациях, число которых в России стремительно увеличивается с 4613 в 1991 году до 663,7 тыс. в 2003 году, в том числе и в регионах. На Северном Кавказе активно идет становление некоммерческого сектора в Ставропольском крае, что показывает динамика роста числа некоммерческих организаций (НКО) в Ставропольском крае с 4021 в 1997 году до 9211 в 2003 году.

Некоммерческий сектор стал предлагать новые теоретические и практические подходы разрешения социальных проблем, которые становятся основой механизмов участия НКО в развитии социальной сферы.

Выделяется 5 групп механизмов межсекторного социального партнерства: конкурсный, социально-технологический, организационно- структурный, процедурный, комплексный или комбинированный.

Также, существует и иная классификация механизмов взаимодействия. Выделяются следующие 6 групп: стимулирование социальной активности прямым финансированием; социальное обслуживание; государственное социальное спонсорство; социально побуждение негосударственных спонсоров; государственный социальный заказ; лоббирование.

Свою детализацию механизмы приобрели в следующих конкретно практических формах взаимодействия государства и общества:

1) целевое финансирование конкретных организаций, осуществляющих социально значимую деятельность;

2) конкурсное размещение государственных или муниципальных грантов среди государственных и негосударственных некоммерческих организаций;

3) создание ассоциативных структур (государственно-общественные, общественно-государственные, муниципально-общественные, общественно- муниципальные организации, фонды, некоммерческие ассоциации, партнерства и т. д.), имеющих определенный круг целей и задач и создающихся целевым образом для их достижения и решения;

4) подписание временных соглашений о сотрудничестве, в рамках которых могут проводиться разовые мероприятия или акции социальной направленности;

5) подписание долгосрочных соглашений, определяющих принципы взаимоотношений различных секторов общества (или их частей);

6) государственный социальный заказ — экономико-правовая форма реализации приоритетных целевых социальных программ, направленных на решение социально значимых проблем межгосударственного, федерального и (или) регионального уровней, обеспеченных в основном за счет средств бюджета Российской Федерации, путем заключения контрактов (договоров) на конкурсной основе;

7) ярмарки НКО являются одной из форм активного практического взаимодействия (формой государственной активной социальной политики, изначально инициированной гражданской некоммерческой юридически оформленной инициативой), способствующей развитию процессов конструктивного социального партнерства (социальная маркетинговая технология);

8) юридические клиники в форме привлечения студентов академий права — будущих юристов к практической деятельности;

9) работа НКО с депутатом. Образование при депутате Общественного экспертного совета (ОЭС) для работы по профилю.

Но перечень перечисленных механизмов далеко не полон и ограничивается лишь стремлением к взаимному сотрудничеству.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру