Стратегия и Управление.ru
Dec 6

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Коучинг как инновационная технология

Инновационные технологии — наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Существует несколько видов инновационных технологий: внедрение; тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий); консалтинг; трансферт; аудит; инжиниринг.

Коучинг принципиально отличается от инструктирования, наставничества, консультирования и психоанализа, как видов тренинга. В отличие от них коучинг – это прямое воздействие с немедленным улучшением эффективности и получением результата.

В кризис у всех работодателей основной целью становится увеличение прибыли через эффективное использование всех ресурсов. И основной ресурс, который компании стремятся оптимизировать,— это человеческий потенциал. А коучинг как раз и создан для раскрытия именно этого ресурса — потенциала руководства и ключевых менеджеров.

Коучинг — это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

Развитие коучинга в России, началось после Первой Международной конференции, которая состоялась в Санкт-Петербурге и Москве в 2002 году. Это понятие, не успев сформироваться и выработать свою методологию, превратилось в своеобразный контейнер различных услуг по развитию и раскрытию потенциала личности.

Коучинг — дорогостоящая услуга, рассчитанная на руководителей определенного уровня и кадровый резерв. Кризис все расставил на свои места. За 2009 год спрос на коучинг вырос на фоне обвала рынка тренинговых услуг. Это произошло потому, что организации готовы вкладывать деньги в «ключевых людей», на которых строится бизнес. Вместо тренингов для групп сейчас предпочитают инвестировать в подготовку руководителей. Поскольку если повысятся лидерские компетенции и личная эффективность руководителя, то это также повлияет на развитие его команды и подчиненных.

До кризиса образовательные программы коучинга были ориентированы на растущий бизнес и развитие новых направлений. Сегодня появился спрос на обучающие программы, которые могут быть полезны для вывода компании из кризиса.

На данный момент коучинг перестал быть модным словом и сейчас отражает свою истинную сущность — психологическая «катализация», форсирование изменений личностных или организационных. Финансовый кризис, с одной стороны, усложнил работу коучей, а с другой стороны, он сделал эту работу еще более интересной и более необходимой, чем когда-либо раньше. Раньше к коучу часто обращались как к психотерапевту — это было модно среди успешных людей. Сейчас чаще всего к коучу обращаются как к хирургу, когда есть острая необходимость — спасти бизнес, найти верное решение в безвыходной ситуации, быстро адаптироваться к стремительно меняющейся внешней среде, чтобы остаться «на плаву». Если сразу после кризиса (ноябрь 2009 — февраль 2010) большинству клиентов требовалась помощь, скорее, психологическая, связанная с адаптацией к неожиданным вынужденным изменениям, то в последующее время возрос спрос на: анализ ситуации в конкретном сегменте рынка труда; оценку перспектив клиента найти оптимальное место на рынке; обучение поиску работы и самопрезентации.

В период финансового кризиса большинство компаний сократило расходы на обучение персонала. Это также коснулось и коучинга. Хотя в настоящее время для приспособления к новым условиям на рынке необжодимо лучше планировать, конкретизировать цели подчиненным и усиливать их мотивацию, таким образом внедрение коучинга может быть эффективно как никогда.

Сейчас количество коучей, которые хотят работать на российском рынке, превышает спрос на их услуги. По оценкам специалистов, прирост спроса составил как минимум 45% за последние полгода. Однако рынок профессиональных коуч-услуг пока далек от идеала, так как он достаточно сильно дискредитируется наличием на нем непрофессиональных, недобросовестных игроков. Поэтому частные лица все еще относятся к подобным услугам с большим недоверием.

Помимо невысокой просвещенности наших предпринимателей в сфере коучинга, их также отпугивает стоимость данных услуг. Стандартная продолжительность сессии по коучингу длится один час с высокой интенсивностью работы. Опыт показывает, что более длительные занятия — не эффективны и проводятся не реже раза в неделю. Как правило необходимо от двух недель до шести месяцев для достижения устойчивого результата, в зависимости от сложности запроса. Средняя стоимость сессии в России колеблется от 5 до 10 тысяч рублей за час.

Клиенты, использующие коучинг, отмечают появление свежих перспектив в отношении собственных возможностей, расширение мышления, повышается уверенность в собственных силах, появляются новые способы принятия решений. В связи с повышением персональной эффективности, повышается удовлетворенность работой и жизнью, достигаются лично важные цели.

По данным исследований, определяющим в количественном выражении влияние коучинга на развитие бизнеса, компании, заказывающие коучинг для своих руководителей, отмечали улучшения в: производительности (отметили 53% руководителей); качестве (48%); укреплении организации (48%); обслуживании клиентов (39%); снижении жалоб потребителей (34%); отсутствии текучести руководителей, которые пользовались коучингом (32%); снижении издержек (23%); итоговой доходности (22%)

Сами же руководители, прошедшие коучинг отмечали улучшения в: рабочих отношениях с непосредственными подчиненными (отметило 77% руководителей); рабочих отношениях с непосредственными руководителями (71%); командной работе (67%); рабочих взаимоотношениях с коллегами (63%); удовлетворенности работой (61%); снижении конфликтности (52%); приверженности компании (44%); работе с клиентами (37%).

Россия пока еще только начинает свой путь в коучинге, как на практике, так и в теории. На сегодняшний день коучинг в России еще находится на стадии «распространения». Нам еще предстоит пройти весь путь, начиная от определения четких границ процесса и продолжая развивать  российские теории и концепции. Для того чтобы рынок развивался цивилизованным образом, необходимо создавать профессиональные ассоциации коучей, вводить сертификацию, вести просветительскую деятельность.

Хочется верить, что не далек тот день, когда и европейские специалисты внесут свой вклад в развитие коучинга в России. И у нас появится реальная возможность обучения коучингу не по взаимствованным, а по собственным методикам.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру