Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Инновационные механизмы финансирования здравоохранения в условиях экономического кризиса

Основные подходы и формы управления здравоохранением в настоящее время можно разделить на 3 типа: государственный (социалистический) подход, частный (рыночный) подход и смешанный подход. В свою очередь, в смешанном подходе можно различать три направления – страховую медицину (обязательное медицинское страхование), услуги, предоставляемые в рамках государственных минимальных стандартов и управление на основе маркетинга.

Необходимо отметить, что вопросы развития здравоохранения, формирование системы здравоохранения, выбор оптимальных методов управления как в целом системой здравоохранения РФ, так и отдельных ее элементов рассматриваются многими учеными и практиками.

Большинство авторов, пытаясь решить острые проблемы в экономике здравоохранения, исходят из необходимости оптимизации существующего порядка управления, основанного на устаревших методах управления, ориентации на нужды системы, а не на потребителя услуг, закрытость системы и зависимость потребителей. Затратных методах исчисления стоимостных показателей. Только недавно в работах Здоровцова Г. И., Шамшуриной Н. Г., Донина В. М. стали впервые затрагиваться вопросы о необходимости организации и обеспечения медицинского обслуживания, адекватного потребностям населения.

Рассмотрим основные подходы и формы управления здравоохранением по следующим критериям: объект управления, субъект управления, инструмент управления, источник финансирования, результат, использование менеджмента управления.

При государственном подходе субъектом управления является, соответственно государство, управляющее доступными населению услугами (объектом управления). При этом, инструментом управления являются нормативы обеспеченности услугами. Источником финансирования выступает государственный бюджет в виде налоговых отчислений. В качестве менеджмента и маркетинга используются отдельные элементы, как правило, в отношениях между организациями для оптимизации логистики и снабжения. Результатом данного подхода являются высокие расходы на здравоохранение, экстенсивное развитие, отсутствие предпосылок к оптимизации.

В свою очередь, при частном (рыночном) подходе объектом управления выступает спрос и предложение, соответственно, субъектами управления выступают государство, коммерческие организации здравоохранения и их объединения. инструментом управления эти структуры избрали методы ценовой и неценовой конкуренции, источником финансирования являются личные средства граждан. В планировании деятельности используется традиционный (коммерческий) маркетинг, отдельные элементы социального и социально-этического маркетинга на уровне лечебно-профилактических учреждений. Результатом использования частного подхода является удовлетворение существующих потребностей лишь отдельных слоев населения в медицинской помощи.

В большинстве случаев на практике применяется смешанный подход, имеющий три модификации, возникшие из-за неспособности государства и частного сектора четко определить источники финансирования ресурсного потенциала и соотнести это с реальными результатами и потребностями населения в квалифицированной медицинской помощи и профилактическом обслуживании. Первой модификацией является страховая медицина в форме обязательного и добровольного медицинского страхования. Объектом управления является объем обслуживания (в стоимостных и натуральных единицах). Субъектами управления при этом выступают государственные и местные органы самоуправления, страховые организации, инструментом управления используют объем финансирования, источником которого являются государственный бюджет, местные бюджетные взносы, аккумулированные ОМС и ОСС, личные средства граждан. Результатом страховой медицины, как одного из подходов и форм управления ресурсами здравоохранения и самим здравоохранением является распределение средств в соответствии с заявленным спросом, ограниченное удовлетворение существующих потребностей. Маркетинг в планировании может использоваться для выявления потребностей населения, Коммерческими структурами используется традиционный (коммерческий) маркетинг, отдельные элементы социального и социально-этического маркетинга.

Следующую модификацию смешанного подхода как формы управления здравоохранением можно определить как государственные минимальные социальные стандарты. При данной форме управления объектом управления является базовый (федеральный) и (или) региональный стандарт, государственные и региональные органы выступают, соответственно, субъектами управления, использующими в качестве инструмента все те же нормативы обеспеченности. Результатом данного подхода долено быть выполнение государственных гарантий.

На взгляд автора, в настоящее время наиболее оправдана с точки зрения экономической и социальной эффективности третья модификация смешанного подхода, а именно, управление на основе маркетинга, выступающая началом создания новой организационно-правовой формы – автономного учреждения (АУ) или государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации (ГМАНО), исследование которых будет проведено во втором параграфе второй главы.

Объектом управления при таком подходе выступает уровень и качество обеспеченности населения услугами здравоохранения. Субъектами управления становятся государственные и местные органы, страховые организации, использующие в качестве инструмента управления потребности населения в услугах здравоохранения, что, в свою очередь, является и результатом управления и позволяет прогнозировать потенциальные потребности и потребителей услуг. Маркетинг при этом используется как философия и идеология управления на всех уровнях, во всех секторах и отдельных учреждениях системы здравоохранения.

Таким образом, управленческий процесс следует строить не от возможностей системы, а от определения объема и структуры потребностей населения. Такую ориентацию может обеспечить управление здравоохранением на основе создания автономных учреждений с использованием маркетинга, сущность которого позволит отслеживать динамику потребностей населения, принимать управленческие решения по совершенствованию системы здравоохранения в перспективе развития выявленных потребностей.

Существующие классификации систем управления и функционирования здравоохранения можно исследовать по критериям уровня социального развития и способа управления социальной сферой (М. Фотаки), социально-политической структуры общества (М. Г. Филд), общественных ценностей (О. П. Щепин, В. Б. Филатов, Я. Д. Погорелов и др.), правовых характеристик универсальных отношений врача и пациента (И. А. Тогунов), на основе солидарной идеологии (В. К. Юрьев, Г. И. Куценко и др.). По нашему мнению, данные классификации не могут считаться полными. Так, ряд моделей схожи, нет четких критериев разграничения, классификационные группировки не отражают особенности отношений субъектов здравоохранения, сужают или неоправданно расширяю многообразие организационных форм управления, не отражают особенностей управленческих функций. С нашей точки зрения, следует, прежде всего, различать подходы, модели и способы осуществления функции государства в здравоохранении от формы управления данным объектом.

Актуальное и полезное: Хотите знать все об автомобилях BMW? Тогда заходите к нам!

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру