Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Информационно-консультационное обеспечение АПК

В современной экономике России произошли существенные изменения при формировании основных тенденций на региональных рынках, и, в частности, в сфере агропромышленного комплекса. Обострение конкурентной борьбы, развитие процессов интеграции в АПК и постепенное насыщение товарных и сырьевых рынков приводят к тому, что российским предприятиям все труднее сохранять свои позиции.

В этой связи, проведение экономических реформ требует систематизации знаний в области формирования системы информационных коммуникаций. Информационные проекты постепенно становятся инструментом коммуникационной политики и в сфере агропромышленного комплекса, в которой должно быть сбалансировано взаимодействие рыночных и государственных компонентов, путем разработки целостной социально ориентированной стратегии развития.

Информационные аспекты региональной политики имеют для агропромышленного комплекса России особую значимость, это связано как с географической, так и с отраслевой разобщенностью субъектов данного рынка. Одной из первостепенных проблем государственной политики в области информации в региональном аспекте следует считать построение региональных звеньев общегосударственной информационно- коммуникационной системы. Это позволит не только создать современную организационно-технологическую базу реализации региональной политики, но и, перестроив соответствующим образом всю информационную сферу, совершенствовать взаимоотношения, а, следовательно, повысить эффективность функционирования всех звеньев агропромышленного комплекса.

Сейчас многие специалисты отмечают, что неудовлетворительное состояние инфраструктуры комплекса, в том числе и информационной, приводит к огромным финансовым потерям, сдерживает его развитие. Поэтому одним из основных направлений аграрной реформы в РФ стало создание рыночной инфраструктуры в АПК, в состав которой включают: информационно-консультационные организации; финансово-кредитные учреждения; системы страхования предприятий; а также системы сбора, хранения и обработки информации.

В этой связи, сложность стоящей перед экономикой проблемы убедительно показывает необходимость применения современных технологий управления, требующихся на первом этапе разработки стратегических направлений развития.

Мировой опыт свидетельствует о том, что установление эффективных коммуникационных взаимосвязей в сфере агробизнеса как открытой системы позволяет повысить экономическую устойчивость и адаптивность к изменяющимся рыночным условиям.

Исходя из этого, на наш взгляд, является логичным определить региональную информационную систему (ИС) как сложный процесс коммуникации между информационными базами участников рыночной деятельности (хозяйствующих субъектов, потребительского рынка, государственных органов власти и широких масс общественности), включающий элементы информационной инфраструктуры. В разработке региональной стратегии управления задача ИС может быть определена как создание информационной, методической и ресурсной базы, а также координация коммуникационных потоков и исследовательских задач в процессе принятия стратегических и тактических управленческих решений.

Для обеспечения эффективного процесса расширенного воспроизводства функциональной подсистемы АПК необходима информация, обозначенная нами как статическая компонента информационного потенциала. Однако на сегодня в экономике России сложилась ситуация, не позволяющая обеспечить здесь эффективный коммуникационный процесс. Информация этого блока передается лишь частично, позитивным моментом является наличие процесса обратной связи, но его качественно низкий уровень не позволяет нам утверждать, что он обеспечивает резерв для развития МИС на этом направлении.

На наш взгляд именно эта проблемная область объективно является полем деятельности для различного рода информационно-консультационных организаций. Тесный контакт происходящих здесь коммуникационных процессов со сферой деятельности образовательных и научных учреждений объясняет то, что большинство предложений по созданию ИКС исходят именно из научно-исследовательских организаций. С другой стороны, государство, в свою очередь, также проявляет интерес к процессам данной сферы, так как видит в ней потенциальную возможность управления развитием региона. Как следствие, наличие множества проектов по организации региональных маркетинговых структур.

Организованный в настоящее время процесс сбора, анализа, обработки и представления статистической информации о результатах хозяйственной деятельности субъектов функциональной и целевой подсистемы является в значительной мере односторонним. Проблемы интерпретации результатов анализа и значительные временные отклонения, затрудняют, а порой делают невозможным использование этой информации для дальнейших исследований.

Для выбора эффективных путей решения обозначенных проблем нами обобщен и проанализирован опыт Соединенных Штатов Америки в построении и развитии ИС агробизнеса: принципы организации коммуникаций непосредственно между производителями и внешней микросредой; система взаимодействия государства, производственной сферы и информационно-консультационных организаций; способы решения целевых конфликтов взаимоотношений с потребительским рынком и широкими кругами общественности. Считаем необходимым выделить следующие основные моменты:

— реализация отдельных функций региональной информационной системы может быть делегирована, в том числе и научно-исследовательским организациям, но в любой ситуации стадии разработки проектного предложения должно предшествовать проведение маркетингового исследования;

— формирование коммуникационного процесса не должно проходить по принципу «сверху — вниз», это означает, что инициатива изначально может принадлежать государственным учреждениям и организациям, но она должна быть обоснована определенными целевыми ориентирами функциональной и целевой подсистем;

— вопросы организации государственного финансирования инфраструктурных элементов могут быть решены на основе использования опыта программного финансирования корпоративной службы Экстеншн США, что позволит не только включить в план проектов наиболее актуальные направления, но и избежать нецелевого распределения средств.

Главная проблема, которую необходимо решить после создания ИС — это создание механизма возмещения затрат. В настоящее время трудно строить предположения о возможном проценте возмещения затрат на функционирование создаваемой системы рыночной информации или его «оптимальном» размере, так как помимо конкретных видов платных услуг и цен на них, которые должны быть определены в ближайшее время, необходимо знать и спрос на них (готовность потребителей платить за различные информационные услуги).
 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру