Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Антикризисное регулирование экономики

Кризис – это понятие тесным образом связано и с другим понятием, «риск», который влияет на методологию разработки любого  решения в сфере управления. Кризис — это довольно сложный процесс обострений противоречий в социально-экономической системе, угрожающий жизнестойкости ее в окружающей среде.

Социально-экономическая система в любой форме и в своем любом другом виде своего существования имеет две тенденции: развитие и функционирование.

Развитие — это в своем роде приобретение нового качества в разных условиях изменяющейся среды.

Функционирование — это поддержание жизненно необходимой деятельности, качественной определенности, сохранение различных функций, определяющих ее целостность, важные характеристики.

Развитие и функционирование взаимосвязаны тесным образом и отражают единство диалектики основных тенденций социально-экономической системы.

Связь развития и функционирования имеет диалектический характер и отражает закономерность и возможность наступления и нахождение решение разрешения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его средой, а развитие разрушает многочисленные процессы функционирования и создает условия для его более твердого устойчивого осуществления.

Поэтому и возникает циклическая тенденция развития. Она отражает периодическое наступление кризисов. Они не обязательно могут являться разрушительными и протекать с определенной степенью, но наступление кризисов вызывается не только объективными, но и субъективными причинами в социально-экономической системе ее природы происхождения.

У кризиса могут быть разные причины. Одни из них — объективные,  которые связанны с потребностями цикличности модернизации и реструктуризации, а другие — субъективные.

Другие его причины могут быть внешними и внутренними. Внешние  связаны со стратегией макроэкономического развития и тенденциями или, возможно, развития мировой экономики, политической ситуацией в стране; с конкуренцией; внутренние — с риском стратегии маркетинга, внутренними конфликтами, разными недостатками в организации какого либо производства, несовершенством в управлении, инвестиционной и инновационной политикой.

Необходимо оценить и осознать всю опасность кризиса, что она существует всегда и необходимо его предвидеть и спрогнозировать. Последствия же кризиса могут быть разрушительными и вести к резким изменениям. Послекризисные изменения бывают долгосрочными и краткосрочными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.

В проблематике кризиса выделяют макро- и микрокризисы.

По своей структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы социальных, экономических, психологических, организационных и технологических кризисов.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований.

Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический. Это — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов в управлении обществом.

Экономические кризисы отражают противоречия в экономике страны или состоянии экономики отдельной фирмы, предприятия.

В группе экономических кризисов можно выделить финансовые кризисы. Они конкретно характеризуют противоречия состояния финансовой системы или ее финансовых возможностей.

Психологические кризисы проявляются в виде стресса, который приобретает массовый характер, возникают чувства неуверенности, паника, страх за будущее, полной или частичной неудовлетворенности работой, социальным положением, правовой защищенностью.

Организационные кризисы проявляются как кризисы интеграции деятельности и ее разделения, распределения разных функций деятельности отдельных подразделений.

Технологический кризис возникает как кризис с новыми технологическими идеями. Этот кризис может быть связан с технологической несовместимостью каких-то изделий или кризис, который отвергает новые технологические решения. В простом понимании эти кризисы могут выглядеть как  кризисы научно-технического прогресса — обострение разных противоречий между его возможностями, тенденциями и последствиями.

Также могут быть кризисы закономерными и случайными.

Существуют кризисы явные и скрытые.

Все возможные кризисы разделяются на группы кризисов затяжных и кратковременных, и фактор времени в кризисных ситуациях играет очень важную роль. Затяжные кризисы обычно проходят сложно и болезненно. И часто они являются следствием неумения человека управлять кризисными ситуациями, непонимания самой сущности и характера кризиса, его каких-либо причин и возможных последствий.

Экономические кризисы являются следствием любой смешанной экономики. Это индикаторы, которые указывают на определенный дисбаланс в развитии экономической системы. Кризисы могут выражаться в растущем разрыве между спросом и предложением, обесценивании денег, росте стоимости жизни, безработице. Разные политологи, экономисты и управленцы по-своему объясняют их причины.

Первой причиной является разрыв между производством и потреблением товаров. В рамках натурального хозяйства между производством и потреблением всегда существовала прямая связь, поэтому не было никаких условий для экономических кризисов.

Вся сущность этого кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному спросу и в нарушении условий процесса воспроизводства общественного капитала, в большинстве банкротствах фирм, росте безработицы.

В учении об экономическом цикле отражены основные закономерности развития воспроизводства. Наиболее глубоко и правильно эту проблему исследовал К. Маркс. Он вскрыл основные причины кризисов и обосновал неизбежность их в условиях стихии и анархии производства.

В 1825 г. в Англии произошел первый экономический кризис, где к тому времени капитализм уже стал господствующим строем. Последующий за этим кризисом – другой произошел в 1836 г. и охватил Великобританию и США. Кризис 1847 г. затронул практически все страны Европы. Первый мировой экономический кризис был самым глубоким кризисом со времени начала капиталистического развития. Кризис 1873–1878 гг. охватил США и большинство европейских стран и по своей продолжительности превзошел все предыдущие кризисы.

Мировые экономические кризисы происходили в 1900–1903 гг., 1907 г., 1920 г., но все они не могли сравниться с мировым кризисом 1929- 1933 гг. Он продолжался больше 4-х лет и охватил весь капиталистический мир и все сферы экономики.

В дальнейшем, после этого кризиса была затяжная депрессия. Другие очередные экономические кризисы в странах капитализма проходили в 1953–1954 и 1957–1958 гг. Но самым глубоким был экономический кризис 1973–1975 гг. в послевоенный период. Отличался он высоким уровнем инфляции. Характерная особенность его была в переплетении с глубокими структурными кризисами, которые поразили важнейшие сферы производства — энергетику, сырьевые отрасли, сельское хозяйство, а также валютную систему.

Классический цикл воспроизводства общественного состоит из четырех фаз.

Первая фаза — кризис. Начинает происходить сокращение объема производства и деловой активности, падают цены, начинает расти безработица и резко увеличивается количество банкротств. При этом  надо заметить, что существуют различия в степени негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли.

Вторая фаза — депрессия. Она представляет собой фазу по продолжительности— от полугода до 3-х лет. Для нее характерны беспорядочные действия и неуверенность Доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается сложно.

Третья фаза — это оживление. Это и есть фаза восстановления. Начинаются капиталовложения, и растут цены. Оживление охватывает отрасли, поставляющие средства производства. Другими словами, оживление завершается достижением уровня предкризисного по макроэкономическим показателям. Далее начинается новый, высокий, подъем.

Четвертая фаза — подъем (бум). Это фаза, в которой ускорение экономического развития можно обнаружить в серии нововведений, в стремительном росте капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен и заработной платы. И в это же время нарастает в банковских балансах напряженность и увеличиваются товарные запасы. Подъем, который начинает выводить экономику на новый уровень, подготавливает базу для нового кризиса.

Первоначальным «толчком» (причиной) нового периодического кризиса является сокращение совокупного спроса, и снова начинается спад производства, падение занятости, уменьшение доходов, сокращение расходов и спроса. Это может сломать уже сложившееся рыночное равновесие и дать новый толчок к очередному экономическому кризису. В связи с многообразием причин циклического воспроизводства и других частых нарушений уже сложившихся традиционных фаз учеными   предлагаю разновидности циклов:

  • • циклы Кузнеца. Продолжительность этих циклов ограничивается ≈20 годами, а движущие силы являются сдвигами в воспроизводственной структуре производства (эти циклы часто называют строительными или непроизводственными);
  • • циклы Кондратьева. Это длинноволновые циклы, и их продолжительность от 40 до 60 лет: и их главной силой являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства и его структурная перестройка;
  • •  циклы Китчина. Их продолжительность от 3 до 5 лет порождается динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях;
  • • циклы Джаглера периодичностью 7—11 лет являются итогом взаимодействия многообразных денежно-кредитных факторов;
  • •  частные хозяйственные циклы, охватывающие период от одного года до 12 лет и существующие в связи с колебаниями инвестиционной активности.

Большое внимание в современных условиях ученые уделяют теории «длинных волн» Н. Д. Кондратьева (1892—1938). В 20-е годы он проводил экономические сопоставления ряда показателей, которые характеризуют развитие нашей экономики, с динамикой мирового капиталистического хозяйства.

Исследования Кондратьева привели его к выработке концепции «длинных волн» капиталистического воспроизводства. Он доказал, что наряду уже с известными малыми циклами капиталистического воспроизводства (продолжительностью 8 — 10 лет) существуют большие воспроизводственные циклы, у которых средняя продолжительность 48–55 лет. Кондратьев в этих циклах выделял две фазы, или две волны, — повышательную и понижательную.

Первый цикл – с 1787–1792 до 1810–1817 гг. (повышательная волна) и с 1810 −1817 до 1844–1851 гг. (понижательная волна). Второй цикл – с 1844 −1851 до 1870–1875 гг. (повышательная волна) и с 1870 −1875 до 1890–1896 г. (понижательная волна). Третий цикл — с 1890–1896 гг. до 1914–1920 гг. (повышательная волна) и с 1920 г. до 1940 г. (понижательная волна).

Согласно всем  расчетам Кондратьева, следующий, четвертый, большой цикл должен был начаться с конца 40-х и продолжаться до начала 70-х годов. Ожидалась повышающая волна, а с начала 70-х до середины 80-х годов — понижающая. Переход от понижающей волны четвертого цикла к повышающей волне следующего, пятого, большого цикла должен, по этим расчетам, произойти в начале 90-х годов, а высшая точка повышательной волны этого пятого цикла будет достигнута в первом десятилетии XXI века.

Опыт развития мировой экономики показал, что так называемые «длинные волны» Кондратьева прогнозируют развитие общественного воспроизводства. И поэтому его теория была изначально взята на вооружение во многих странах мира и в зарубежной социально-экономической литературе утвердилось весьма уважительное отношение к большим циклам.

Уже в современных условиях эти «длинные волны» не могут не оказать такого существенного влияния на традиционные циклы промышленности. И если кризис разразится в период понижающей волны большого цикла, то это предопределит его более глубокий и затяжной характер, так же, как и повышающая волна большого цикла может оказать позитивное влияние на преодоление кризиса.

Анализ итогов реформ в современной России показал, что их идеологи, взяв на вооружение лозунг «реальный социализм побежден капитализмом», предприняли попытку перенести на страну принцип ы развития экономики, распространенные в иных географических и исторических границах. Подтверждением являются разные варианты капиталистического развития, например, США, в Германии, Швеции, Франции, Японии.

Рыночная экономика — это средство, а не сама цель. Поэтому усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, которые будут направлены на максимальное использование уже имеющегося научно-технического и производственного потенциала, и сохранение человеческого капитала, а также обеспечение социальной поддержки этих реформ.

Поэтому должны разрабатываться конкретные методы проведения активной социальной и промышленной политики. Особенно необходимо уделять внимание проблеме формирования всего многообразия институтов, без которых рыночная экономика нормально функционировать не может. А последнее очень важно для России. Ведь если даже предположить, что рынок — это саморегулируемая система, что может быть верным только при очень жестких условиях, он, тем не менее, никогда не может быть самообразующейся системой.

Центральная проблема развития — это взаимодействие между правительством и рынком. Это вопрос не о том, вмешиваться или не вмешиваться государству в дела экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок конкурирующих продавцов является пока лучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и услуг. Однако рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.

Основная динамика выхода из кризиса, а после — и экономического роста определяется способностью поощрять развитие институциональных форм. За кризисом важно разглядеть новые ростки следующего, вокруг которых должна совершаться перестройка всего социального и экономического пространства.

Эта функция государства обеспечивается наличием демократической власти, заинтересованной в социально ориентированном характере проводимых реформ, способной осуществлять политику в интересах общества. Следует сделать вывод, что речь идет о превращении власти в действующий структурный механизм общества, который обеспечивает смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Разрешить эту задачу можно только при наличии контроля государства над властью.

Чтобы привести в действие социальные факторы для получения их максимальной отдачи необходимо обеспечивать ряд условий. Первое — это развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов. В обществе, где не была создана государственно-правовая система, растет теневая экономика.

Опираясь на зарубежный опыт и анализ нашей отечественной практики, нельзя не заострить внимание, что определяющую роль в очень резком росте масштабов этой теневой экономики в России сыграли просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. И именно это привело к формированию дестабилизации материального положения основной массы населения.

В числе основных форм государственного регулирования кризисных процессов можно выделить следующие.

Нормотворческая деятельность (издание законов и подзаконных актов).

Защита интересов государства как собственника возложена на Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротства) при Мингосимущества РФ.

Финансовое регулирование — линии государственного воздействия:

  • - формирование бюджета (структура; дефицитность);
  • - эмиссия ГКО и других ценных бумаг;
  • - кредиты и ссуды;
  • - курсовая политика Центробанка (курс рубля; ставка рефинансирования; лицензионирование коммерческих банков);
  • - налоговое регулирование (поэтапное смещение налоговой нагрузки с производственных предприятий на население);
  • - тарифы (транспорт, электроэнергия и др.);
  • - цены на сырьевые ресурсы.

Производство — линии государственного воздействия:

  • - государственный заказ на тендерной основе;
  • - подряды на строительство;
  • -  управление государственными пакетами акций через интегрированные структуры (холдинги, концерны, ФПГ и т. п.);
  • - финансирование НИОКР;
  • - специальные программы развития крупных производств;
  • - поддержка малого и среднего бизнеса;
  • - реструктуризация задолженности хозяйственных организаций;
  • - поддержка экспорта;
  • - защита импорта.

Социальная сфера — линии государственного участия:

  • - занятость;
  • - пенсии, пособия, стипендии;
  • - медицина;
  • - образование;
  • - домохозяйства;
  • - трудовые отношения;
  • - коммунальные услуги.

Таким образом, можно сделать вывод. В условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях — от федерального до муниципального. При этом возрастающая роль отводится институтам гражданского общества.

Важнейшим элементом антикризисного регулирования экономики является экономическая политика.

Исходя из целеполагания в общем виде, можно классифицировать следующие виды экономической политики.

Стабилизационная политика наиболее характерна для ситуации кризиса, спада производства, когда необходимо подавить негативные стихийные процессы, достичь управляемости, предотвратить дальнейшее ухудшение дел. Э. Хансен предложил концепцию встроенных стабилизаторов, суть которых состоит в том, что общая сумма налоговых поступлений в фазе спада автоматически уменьшается, тогда как расходы государства по различным видам социального страхования возрастают.

В фазе подъема налоговые поступления возрастают благодаря системе обложения прогрессивным налогом личных доходов. Изменение соотношения расходов и налоговых поступлений и образует, по существу, механизм встроенных стабилизаторов. Э. Хансен считал, что встроенные стабилизаторы могут действовать достаточно эффективно вследствие возрастания роли государственных расходов и поступления налогов.

Социальная политика выходит на первый план в высокоразвитых странах, осуществляется в тесной увязке с экономикой, выдвигаются социальные цели. Это так называемые страны с социально ориентированной экономикой.

Политика «общеэкономического равновесия».

Политика «экономического роста».

Конкретными инструментами экономической политики выступают:

  • • фискальные рычаги;
  • • монетаристские или кредитно-денежные инструменты;
  • • установление предельных уровней цен на какие либо определенные виды продукции;
  • • введение ограничений и запретов на определенные виды экономической деятельности;
  • • прямое директивное планирование, в основном на казенных заводах;
  • • введение экспортно-импортных тарифов, таможенных пошлин, квот на ввоз и вывоз товаров и капитала.

Преодоление кризисов — этот процесс управляем. Успех управления зависит от точного распознавания кризиса вовремя. Его признаки дифференцируются по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления.

В социально-экономической системе наблюдается повышенная роль человеческого фактора в ее антикризисном развитии, которая означает главное — предвидение и своевременное разрешение этого кризиса.

Кризис имеет методологию распознавания ряда его причин, которая теснейшим образом связана с организацией этой работы, и предполагает наличие специалистов, различные функции их деятельности, статус решений или рекомендаций и взаимодействие в системе управления.

В Основном распознавание кризисных ситуаций и предвидение кризисов сегодня в связи с большой сложностью управления и увеличивающихся масштабов производственной деятельности, я считаю, должно быть поставлено на профессиональную основу. Преодоление кризисов зависит от методик анализа кризисных ситуаций и наличия специалистов в области антикризисного управления. Профессионализм управления не должен ограничивается навыками нормального, успешного управления. Профессионализм должен проявляться и в условиях кризиса, повышенного риска и экстремальных ситуаций.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру