Стратегия и Управление.ru
Jan 19

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна

Ибн-Халдун (1332—1406) — величайший мыслитель стран, где проповедуют ислам (арабских стран на севере Африки). По его мнению, человек ведет общественную жизнь лишь для удовлетво­рения своих естественных потребностей. Именно желание удов­летворить все свои потребности заставляет человека трудиться больше, чтобы суметь исполнить все свои мечты. Именно это раз­вивает общество в целом посредством большего спроса на това­ры. Благодаря такому развитию рынок товаров и услуг постоянно увеличивается. Уже тогда Ибн-Халдун понимал, что рынок — это двигатель прогресса и перспективного развития общества. Част­ная собственность толковалась Ибн-Халдуном как дар свыше.

Ибн-Халдун подразделял товары на два вида: «предметы по­требления» и «достояние». Достояние — это те предметы, кото­рыми человек обладает благодаря своим способностям и труду, но которые не являются совершенно необходимыми для жизни. Предметы потребления — это те товары, которые служат для удовлетворения естественных нужд человека. Занимаясь этой проблемой, Ибн-Халдун делает следующие выводы.

1. Когда начинает расти город, тогда начинают расти потреб­ности человека как в предметах потребления, так и в предметах роскоши.

2. Если начать понижать цены на то, что необходимо, и под­нимать цены на роскошь, город в целом начнет процветать.

3. Чем меньше город, тем дороже необходимые товары.

4. Город будет процветать, даже если снизить налоги и пошли­ны. Это касается и общества в целом.

Ибн-Халдун полагал, что стоимость товара зависит от того ко­личества труда, которое на него затратили, и, конечно же, от важ­ности товара для людей.

Ибн-Халдун дал нам понятие стоимости. Он также постарал­ся объяснить, как образуется эта стоимость. По мнению Ибн- Халдуна, в объеме стоимости должно отразиться несколько вели­чин (стоимость сырья, стоимость труда, стоимость средств труда, т. е. предметов, которые понадобились для изготовления нового товара и остались пригодными для повторного использования).

Деньги Ибн-Халдун представлял и как средство для накопле­ния, и как средство обращения для покупки товаров. Также он по­лагал, что деньги обязательно должны быть из золота и серебра.

Труд Ибн-Халдун разделял на две категории: необходимый и прибавочный. Необходимый удовлетворяет все потребности, а прибавочный, в отличие от необходимого, позволяет покупать предметы роскоши и накапливать богатства.

Ибн-Халдун считал, что можно зарабатывать как при помо­щи труда, так и при помощи торговли. Однако он полагал, что ради получения прибыли продавцы готовы искусственно созда­вать дефицит, т. е. нехватку товара, пряча его до поры до времени и поддерживая ажиотаж, т. е. излишний интерес к какому-то то­вару, пуская слух, что этот товар необходим абсолютно всем. Воз­можно, так зародилась реклама.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру