Спрос и предложение

    1. Спрос и его функция. Чтобы построить четкую модель рынка, необходимо исследовать в идеальных условиях (при совершенной конкуренции) взаимодействие важнейших категорий рынка – спроса и предложения, за которыми стоят покупатели и продавцы.

    Спрос – это количество товаров (услуг), которое покупатели готовы приобрести на рынке.

    Величина спроса зависит от ряда факторов. Такую зависимость принято называть функцией спроса.

    Qda = f (Pa, Pb...z, K, L, M, N, T),                                             (10.1)

    где Qda– функция спроса на товар; Pa– цена товара; Pb...z– цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих; K – денежные доходы покупателей; L – вкусы и предпочтения людей; M – потребительские ожидания; N – общее число покупателей; T – накопленное имущество людей.

    Основной фактор спроса – цена товара, поэтому зависимость можно упростить:

    Qda= f(Pa).                                    (10.2)

    Функцию спроса можно представить также в виде графика (рис. 10.1).

    10.1

    Рис. 10.1. Функция спроса

    Соединение между собой точек на графике, каждая из которых является конкретной комбинацией цены и количества, позволяет построить кривую спроса D.

    2. Предложение и его функция. Предложение – это количество товаров (услуг), которое продавцы готовы продать на рынке. Как и спрос, оно зависит от ряда факторов и может быть формализовано.

     Qsa = f (Pa, Pb...z, C, K, R, N),                                          (10.3)

    где Qsa– предложение товара; Pa– цена товара; Pb...z – цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих; C – наличие проиводственных ресурсов; K – применяемая технология (время); R – налоги и дотации у производителей; N – число продавцов.

    Основной фактор предложения – тот же, что и спроса – цена.

    Qsa = f (Pa).                                         (10.4)

    Функцию предложения также можно задать с помощью таблицы, которую легко перевести в график (рис. 10.2).

    10.2

    Рис. 10.2. Функция предложения

    Соединение точек на графике позволяет построить кривую предложения S, которая имеет восходящий вид.

    3. Рыночное равновесие. Рынок сводит покупателей и продавцов, в результате чего спрос и предложение, как правило, пересекаются.

    Если интересы продавцов и покупателей совпадают, то возникает рыночное равновесие.

    Равновесная цена – это результат большого количества сделок на рынке (хотя каждому из продавцов и покупателей она представляется как заранее сложившаяся) (рис. 10.3).

    10.3

    Рис. 10.3. Рыночное равновесие

    P– цена (руб); D– спрос; Q– товар (шт.); S– предложение.

    Ценовое равновесие рынка носит устойчивый характер, так как любые волевые действия по изменению цены со стороны продавцов вызывают противоположную реакцию со стороны покупателей и наоборот. Завышение цены приводит к затовариванию и вызывает необходимость снижать цену, а занижение – к возникновению дефицита и последующему росту цен.

    4. Экономический закон спроса и предложения. Обратная зависимость между ценой и спросом называется законом спроса, который, как и все другие экономические законы, не носит абсолютного характера и проявляется лишь в массовом порядке.

    Закон спроса имеет исключение: его действию не подвержены товары первой необходимости, при увеличении цен на которые спрос не снижается (соль, хлеб и др.). Круг таких товаров зависит от национальных особенностей и традиций потребления. В экономической теории их принято называть товарами Гиффена, по имени английского исследователя XIX в.

    Проявление действия закона спроса осложнено также:

    – эффектом престижного потребления (эффект Вебле-на), когда люди специально покупают дорогие товары, чтобы выделиться среди остальных;

    – ажиотажным спросом на дефицитные товары и др. Действие закона спроса во взаимосвязи с предложением часто называют законом спроса и предложения.

    5. Изменение спроса и предложения. Если меняется цена, то спрос и предложение не изменяются, а лишь растут или убывают, перемещаясь по кривой в новое положение (рис. 10.4).

    10.4

    Рис. 10.4. Увеличение и снижение спроса и предложения

    На спрос и предложение, помимо цены, влияют и другие факторы. В случае изменения остальных факторов спрос и предложение изменяются, что находит выражение в сдвиге кривых вправо или влево (рис. 10.5).

    10.5

    Рис. 10.5. Изменение спроса и предложения

    © StrategPlann 2009