История развития экономики качества

    Одну из самых ранних публикаций, содержащих общие принципы затрат на качество, можно найти в первом издании "Справочника по контролю качества" - Quality Control Handbook - (McGraw-Hill, 1951) доктора Дж. М. Джурана (J. M. Juran). В первой главе, озаглавленной "Экономика качества", д-р Джуран привел свою знаменитую аналогию между качеством и "золотой жилой". Экономические представления о качестве впоследствии были развиты и углублены во многих изданных книгах и статьях разных авторов. Среди первых работ, посвященных так называемым "системам управления затратами, связанными с качеством", насколько мы знаем сейчас, были: статья У. Дж. Массера (W. J. Masser) The Quality Manager and Quality Costs - "Менеджер по качеству и цена качества" (1957 г.); статья Гарольда Фримана (Harold Freeman) How to Put Quality Costs to Use - "Как использовать понятие "затраты на качество" (1960 г.) и пятая глава классической книги д-ра А. В. Фейгенбаума (А. V. Feigenbaum) Total Quality Control (McGraw-Hill, 1961) - "Всеобщее управление качеством". В этих работах была впервые введена хорошо известная теперь классификация затрат, связанных с качеством, содержащая три категории: предупреждение (prevention); оценка и контроль (appraisal) и дефекты (failure).

    В декабре 1963 г. Министерством обороны США был выпущен документ MIL-Q-9858A Quality Program Requirements - "Требования к программе качества", обязывающий всех подрядчиков и субподрядчиков, работающих по военным контрактам, вести учет затрат и издержек, связанных с качеством. Новый документ помогал обратить внимание на важность измерения затрат, связанных с качеством, хотя и содержал лишь самые общие указания по внедрению и применению соответствующих методов измерения. Вместе с тем он значительно усилил интерес к экономическим аспектам качества.

    Постепенно, по мере того как стандарты ИСО серии 9000 и стандарт QS-9000 завоевывают международное признание, затраты, связанные с качеством, становятся показателями эффективности менеджмента качества, превращаются в инструмент повышения качества.

    В 1961 г. Американским обществом качества (ASQ) был образован Комитет по экономике качества*. Его основная задача состояла в том, чтобы, изучая затраты, связанные с качеством, привлечь внимание к масштабам и важности проблемы обеспечения качества продукции для экономического благополучия компаний-производителей. В 1967 г. Комитет издал документ под названием "Что такое затраты, связанные с качеством, и почему они возникают?" (Quality Costs - What and How), в котором были детально описаны основные положения программ снижения затрат, содержались определения видов и отдельных составляющих затрат, связанных с качеством. Этот документ оставался бестселлером среди публикаций ASQ вплоть до появления первого и второго изданий настоящей книги, развившей его основные аспекты и завоевавшей еще большую популярность.

    Комитет по экономике качества впоследствии стал признанным авторитетом в части внедрения и применения систем управления затратами, связанными с качеством. Помимо поддержки программ профессионального обучения и проведения ежегодных конференций по данной тематике, Комитет издал ряд документов, в числе которых "Руководство по снижению затрат, связанных с качеством" (Guide for Reducing Quality Costs), "Руководство по управлению затратами поставщиков на обеспечение качества" (Guide for Managing Supplier Quality Costs) и двухтомник "Затраты, связанные с качеством. Идеи и приложения" (Quality Costs: Ideas and Applications).

    В 1983 г. Комитет вошел в отделение ASQ по вопросам менеджмента качества, впоследствии переименованного в "Отделение административных проблем качества", и стал одним из наиболее активных и продуктивных технических комитетов Американского общества качества.

    Ныне постоянно увеличивается число правительственных и коммерческих контрактов, содержащих требования регулирования затрат, связанных с качеством, начиная с обязательного учета расходов на утилизацию брака и затрат, вызванных доработками продукции, и кончая требованиями в отношении реализации самых сложных программ управления расходами на обеспечение качества. Практически все консультанты в области менеджмента качества включают программы управления затратами, связанными с качеством, в тематику предоставляемых ими консультационных услуг. Предприятия, работающие в сфере услуг, испытывают постоянное давление со стороны клиентов и государственных регулирующих органов, требующих от них обоснования любых повышений цен и тарифов на свои услуги, и поэтому вынуждены уделять повышенное внимание проблеме затрат, связанных с качеством. Компании, заинтересованные в завоевании ведущих позиций в конкурентной борьбе, ясно понимают, что кроме прилагаемых усилий по повышению качества продукции и созданию систем менеджмента качества надо учитывать важность экономики качества и внедрения систем управления затратами, связанными с качеством. Этим они отличаются от тех компаний, которые стремятся только к сохранению status quo.

    © StrategPlann 2009