Экономика качества в автомобилестроении. Стандарт QS-9000

    Стандарт QS-9000 устанавливает "основные требования корпораций Chrysler, Ford, General Motors, Truck Manufacturers и других компаний, согласовавших стандарт, к системам качества внутренних и внешних поставщиков комплектующих изделий, материалов и услуг".

    Подход к менеджменту качества, установленный QS-9000, "гармонизирует существующие документы: "Руководство для поставщиков по обеспечению качества" (Chrysler), Q-101 "Стандарт на системы качества" (Ford), NAO "Задачи достижения делового совершенства" (General Motors) с учетом предложений Track Manufacturers. В качестве основы для разработки QS-9000 был выбран стандарт ИСО 9001:1994".

    Требования QS-9000 распространяются на всех внутренних и внешних поставщиков материалов, комплектующих и запасных частей для корпораций, согласовавших стандарт, а также на предприятия, оказывающие сервисные услуги изготовителям оборудования.

    Этот стандарт могут применять другие компании, но контролировать его содержание могут только корпорации Chrysler, Ford и General Motors. Этот контроль не распространяется на стандарт ИСО 9001. Проведенный совместно Automotive Industry Action Group (AIAG) и отделением автомобильной промышленности Американского общества качества опрос показал, что большинство пользователей испытывают доверие к указанному стандарту. Представленные ими сведения свидетельствуют о значительных прибылях на единицу капиталовложений, связанных с его внедрением.

    В п. 4.1.5 QS-9000 содержится требование, обязывающее поставщиков документально оформлять выявленные тенденции "цены ненадлежащего качества" (cost of poor quality), которая в стандарте определена как "затраты, связанные с производством материалов, не отвечающих установленным требованиям". Обычно при менеджменте качества эти затраты разбивают на две группы: внутренние и внешние потери от дефектов. Далее в стандарте поясняется, что "как правило, для определения цены ненадлежащего качества и управления ею достаточно информации, содержащейся в обычной финансовой отчетности предприятия". Кроме того, стандарт допускает, что термин "цена ненадлежащего качества" может в определенных случаях заменяться термином "цена несоответствий". Как дополнительный ссылочный документ в стандарте упоминается стандарт ИСО 9004-1.

    В п. 4.2.5.2 "Повышение качества и производительности" отмечается, что оценки цены ненадлежащего качества могут служить основой для реализации проектов, направленных на повышение качества. Среди прочих возможных задач повышения качества и производительности в стандарте также указаны "снижение затрат на утилизацию, переделки и ремонт дефектной продукции" и "повышение уровня удовлетворенности потребителей".

    Германский стандарт по качеству в автомобильной промышленности - VDA 6.1

    Стандарт VDA 6.1, распространенный в Европе, разработан Ассоциацией германских производителей автомобилей и поставщиков комплектующих и материалов - Verband Der Automobilindustrie e.V (VDA). В нем как обязательное требование установлена оценка затрат на качество на основе рекомендаций стандарта ИСО 9004-1:1994. Этот порядок распространяется не только на затраты и издержки, обусловленные несоответствиями продукции установленным требованиям (то есть на внутренние и внешние потери от дефектов), но и на затраты, связанные с проведением мероприятий по обеспечению качества (то есть на затраты, связанные с предупреждением дефектов и с контролем и оценкой качества).

    © StrategPlann 2009