Анализ трендов и процесс совершенствования

    Абсолютные величины затрат, связанных с качеством, сами по себе способны лишь указать, сколько средств расходует компания в тех или иных областях и возможности их сокращения. Чтобы применять полученные знания на практике, надо привести их к виду, удобному для анализа. Один из возможных способов представления затрат, как уже говорилось, - их соотнесение с определенными известными затратами.

    Используйте их для постановки следующих вопросов:

    • Известно ли вам, что из каждых $100, потраченных на производство продукции, $14 приходится на внутренние потери от дефектов?
    • Известно ли вам, что из каждых $100, потраченных на приобретение материалов, $3 приходится тратить на их входной контроль?

    Такие формулировки помогают наглядно продемонстрировать соотношение затрат, связанных с качеством, и производственных расходов, понятных всем в компании. Следующим логичным шагом становится сбор и анализ соответствующих относительных данных за некоторый период времени для оценки ситуации на будущее. Наиболее подходящим объектом подобного анализа служат потери от дефектов. Дополнение первоначального анализа эмпирическими оценками возможных действий для преодоления или поддержания выявленных тенденций становится первым шагом в обосновании задач в области повышения качества. Анализ трендов отдельных показателей надо направить в будущее, сначала для постановки определенных задач и планирования их решения, а затем - для мониторинга реально достигнутых результатов и их сравнения с ожидаемыми.

    Как уже отмечалось при выборе баз, анализ трендов затрат, связанных с качеством, может быть долгосрочным и краткосрочным. При долгосрочном анализе объектом рассмотрения обычно служат суммарные затраты, связанные с качеством, за продолжительный период времени. Такой анализ применяют в основном для решения задач стратегического планирования и мониторинга общей ситуации со стороны высшего руководства компании. Графики краткосрочных трендов обычно строят для всех областей деятельности компании с целью установления отдельных, относящихся к ним задач повышения качества. Для каждого направления деятельности компании может устанавливаться по одной краткосрочной цели. Либо анализ трендов может быть настолько детальным и сложным, насколько допускает существующая система управления затратами, связанными с качеством.

    Чтобы точно определить, где следует применять графики кратковременных трендов затрат, и планировать соответствующие цели, надо проанализировать существующую в компании систему измерения показателей качества. Если мы нацелены на реальное снижение затрат, связанных с качеством, надо выявлять и устранять определяющие их коренные причины. Получение реальных результатов зависит от принятой системы оценки основных показателей качества и от корректирующих действий, проведенных на их основе. Важным, но вспомогательным инструментом служат оценки затрат, связанных с качеством. Таким образом, применение оценок этих затрат должно коррелировать с оценками показателей качества в рассматриваемых областях.

    Система оценки показателей качества должна, как минимум, включать учет обобщенных результатов контроля и оценки качества на всех основных этапах производства и эксплуатации продукции. К ним относятся данные входного контроля, контроля в ходе производства продукции, результаты проверок и испытаний готовой продукции, отчеты о дефектах продукции, выявляемых в ходе эксплуатации. Сводные результаты представляют в виде графиков трендов изменения оцениваемых показателей, чтобы выявлять текущие уровни качества производства продукции и доводить их до сведения персонала. Графики трендов затрат на качество, если их коррелируют, могут дополнить соответствующие графики результатов контроля затрат и тем самым поддержат усилия по совершенствованию. Поэтому очень важно использовать их совместно.

    Следует заметить, что обычно есть некий временной лаг между результатами измерений данных о базах для качества и данными о затратах на качество. Данные о качестве всегда текущие (обычно ежедневные), тогда как данные о затратах на качество обычно накапливаются постфактум, как и большинство бухгалтерских данных. Поэтому важно понимать, что затраты, связанные с качеством, используются для поддержки улучшений (до факта), а их действенность оценивается позднее (после факта), но фактические улучшения возникают благодаря текущим результатам измерений качества, служащих причиной корректирующих действий.

    Существует временной лаг и между причиной и результатом, то есть повышение качества не ведет к немедленному сокращению связанных с ним затрат. Этот лаг можно увидеть на графиках трендов затрат, связанных с качеством. Поэтому на графике стоит отмечать, когда произошло улучшение качества.

    Реальное повышение качества начинается с подготовки кумулятивного распределения дефектов, связанных с каждым графиком трендов показателей качества, по их видам. Кумулятивное распределение дефектов по видам можно представить в виде простой столбчатой диаграммы, показывающей число дефектов каждого вида за период наблюдений, соответствующий периоду оценки трендов показателей качества и связанных с ним затрат, или, если надо, за более короткий период. Перестройка этого распределения в соответствии с принципом Парето (расположение столбцов по убыванию значимости дефектов отдельных видов) позволяет установить, что лишь несколько видов дефектов приводят к большинству нежелательных последствий. Именно эти жизненно важные дефекты и надо исследовать и корректировать.

    © StrategPlann 2009