Предисловие к русскому изданию

    Эта книга издается в год, когда люди, занимающиеся качеством, во всем мире отмечают столетие со дня рождения Джозефа Джурана, знаменитого американского гуру в области качества, человека, без которого данная книга была бы невозможна. Случилось так, что именно он более 50 лет назад был среди зачинателей движения за экономику качества. Это он первым призвал разрабатывать "золотую жилу" затрат на качество. Это он призвал "людей качества" говорить с руководством на универсальном языке денег.

    Одну из самых ранних публикаций, содержащих общие принципы затрат на качество, можно найти в первом издании "Справочника по контролю качества" - Quality Control Handbook - (McGraw-Hill, 1951) доктора Дж. М. Джурана (J. M. Juran). В первой главе, озаглавленной "Экономика качества", д-р Джуран привел свою знаменитую аналогию между качеством и "золотой жилой". Экономические представления о качестве впоследствии были развиты и углублены во многих изданных книгах и статьях разных авторов. Среди первых работ, посвященных так называемым "системам управления затратами, связанными с качеством", насколько мы знаем сейчас, были: статья У. Дж. Массера (W. J. Masser) The Quality Manager and Quality Costs - "Менеджер по качеству и цена качества" (1957 г.); статья Гарольда Фримана (Harold Freeman) How to Put Quality Costs to Use - "Как использовать понятие "затраты на качество" (1960 г.) и пятая глава классической книги д-ра А. В. Фейгенбаума (А. V. Feigenbaum) Total Quality Control (McGraw-Hill, 1961) - "Всеобщее управление качеством". В этих работах была впервые введена хорошо известная теперь классификация затрат, связанных с качеством, содержащая три категории: предупреждение (prevention); оценка и контроль (appraisal) и дефекты (failure).

    Само понятие "экономика качества" (economics of quality) внесло определенные противоречия в систему деловых и экономических ценностей, которыми оперируют менеджеры по качеству. Некоторые из них убеждены в том, что нет никакой самостоятельной "экономики качества", поскольку ни один экономист не станет игнорировать качество продукции. Присутствует и другая, альтернативная точка зрения, согласно которой достижение абсолютного качества представляется экономически невозможным. Менеджеры, придерживающиеся таких взглядов, считают себя свободными в принятии решений относительно допустимого уровня качества продукции или услуг и по собственному усмотрению обозначают этот уровень термином "приемлемое или достаточное качество". Принятие любого из этих крайних взглядов может создать определенные проблемы для менеджмента, но настоящая проблема возникает в тех случаях, когда менеджеры, работающие в одной команде, придерживаются различных точек зрения на проблемы качества. В этом случае можно с уверенностью сказать, что качество никогда не сыграет своей оптимизирующей роли в достижении деловых целей компании.

    Самые дорогостоящие последствия для производителя продукции - это дефекты, выявленные потребителями. Если производитель или сервисная организация имеет программу качества, обеспечивающую предотвращение дефектов и непрерывное совершенствование, то издержки, обусловленные дефектами, в большинстве случаев обходятся компании, конечно, значительно дешевле. Когда существующая у производителя продукции или поставщика услуг программа качества изначально ориентирована на предупреждение дефектов и непрерывное повышение качества, количество выявляемых дефектов и издержки, с ними связанные, можно минимизировать. Очевидно, что наиболее предпочтителен именно такой подход к решению проблемы потерь от дефектов.

    Гэнити Тагути (Genichi Taguchi) в свое время разработал собственную систему, сочетающую инженерные и статистические методы, нацеленную на быстрое повышение экономических показателей компании и качества продукции путем оптимизации конструкции изделий и процессов их изготовления. Эта методология, включающая и общую философию, и набор практических инструментов управления качеством, получила название "Методы Тагути".

    1. Управление затратами, связанными с качеством
    2. Затраты, связанные с качеством, в военных контрактах
    3. Стандарты ИСО серии 9000
    4. Документы ИСО
    5. Эволюция стандартов ИСО, затрагивающих экономические аспекты менеджмента качества
    6. Сбор и учет данных о затратах, связанных с качеством
    7. Направления дальнейшего развития в области экономики качества
    8. Экономика качества в автомобилестроении. Стандарт QS-9000
    9. Категории затрат, связанных с качеством
    10. Элементы затрат, связанных с качеством
    11. Выбор базы для определения затрат, связанных с качеством
    12. Анализ трендов и процесс совершенствования
    13. Внедрение программы управления затратами, связанными с качеством
    14. Презентация программы управления затратами руководству
    15. Пилотная программа управления затратами
    16. Обучение управлению затратами, связанными с качеством
    17. Внутренняя методика учета затрат, связанных с качеством
    18. Анализ данных о затратах, связанных с качеством
    19. Учет затрат, основанный на действиях (ABC)
    20. Бухгалтерия и затраты на качество
    21. Введение в метод ABC
    22. Применение метода ABC для выявления и анализа затрат на качество
    23. Повышение качества и затраты, связанные с качеством
    24. Затраты, связанные с качеством, и стратегическое планирование бизнеса
    25. Скрытые затраты, связанные с качеством покупных изделий и материалов
    26. Использование данных о затратах, связанных с качеством, для управления поставщиками
    27. Система рейтинговой оценки поставщиков с учетом затрат, связанных с качеством их продукции
    28. Анализ прибыли на капитал, израсходованный на снижение затрат, связанных с качеством покупных изделий и материалов
    29. Влияние качества на доходы от продаж
    30. Рекомендации по начальному исследованию затрат, связанных с качеством
    31. Отчетность о затратах, связанных с качеством
    32. Оценка затрат, связанных с качеством. Выводы
    33. Затраты, связанные с качеством программного обеспечения
    34. Что такое качество программного обеспечения?
    35. Почему в настоящее время столь важны экономические аспекты качества программного обеспечения?
    36. Потенциальные выгоды от применения данных о затратах, связанных с качеством программного обеспечения
    37. Основные составляющие работ по измерению и применению величин затрат, связанных с качеством программного обеспечения
    38. Анализ текущего состояния и динамики затрат, связанных с качеством программного обеспечения
    39. Представление данных о затратах, связанных с качеством программного обеспечения, руководству компании
    40. Управления затратами, связанными с качеством. Выводы
    41. Философия управления затратами, связанными с качеством
    42. Совершенствование планирования
    43. Поиск проблемных областей
    44. Анализ трендов
    45. Решение проблем качества рабочими группами
    46. Решение проблем качества командами
    47. Взаимодействие с поставщиками с целью сокращения затрат, связанных с качеством покупных изделий
    48. Программы управления затратами и уровень удовлетворенности потребителей
    49. Разработка программного обеспечения и экономика
    © StrategPlann 2009