Стратегия и тактика маркетинговой деятельности

    Стратегия маркетинга, строго говоря, не повторяет стратегию предприятия, хотя и подчинена ей. Стратегическая цель предприятия состоит в получении максимальной прибыли от производственно-хозяйственной деятельности. Стратегическая цель маркетинга – максимально содействовать этому через согласование интересов производителя и потребителя.

    При формировании стратегии маркетинга независимо от используемой концепции первостепенное значение придают поведению потребителя. Потребитель является главным объектом маркетинговой стратегии.

    Тактика маркетинговой деятельности нацелена на действия с товаром или услугами, именно они являются главными ее объектами.

    Стратегия предусматривает способы достижения целей долгосрочных, тактика предполагает поиск и реализацию возможностей развития путем выработки и осуществления краткосрочных (обычно называемых оперативными) решений.

    Формирование стратегии маркетинга на предприятии происходит с учетом запросов потребителей, имеющихся производственных ресурсов и сложившейся конъюнктуры на рынке соответствующих товаров. Оно исходит из насыщенности рынка товарами определенного жизненного цикла и возможностей предприятий обновлять их производство.

    Теория делит рынки и реализуемые на них товары на имеющиеся и новые, рекомендуемые ею стратегии учитывают комбинации этих элементов.

    Сохранение или расширение доли предприятия на существующем рынке для имеющихся товаров (в некоторых источниках последние называют «дойными коровами», «собаками») возможно путем снижения цен, улучшения упаковки, иногда намеренного ухудшения качества. Часто при этом концентрируют усилия на сокращении затрат.

    Для таких же товаров, но предлагаемых на новых рынках, характерно повышение доходов за счет увеличения сбыта.

    Успех приносит стратегия, основанная на разработке и производстве новых товаров, особенно с уникальными свойствами для покупателей. Такие товары относят к продуктам перспективным (их иногда называют товарами-«звездами»), способными быть высокоприбыльными на имеющихся рынках. Такая стратегия требует минимума затрат на осуществление и наименее рискованна.

    Стратегия диверсификации предусматривает разработку новых продуктов и освоение новых рынков одновременно. Продукцию отличают высокие потребительские качества, а рынки – низкая чувствительность к цене. Наиболее дорогая и рискованная стратегия целесообразна для предприятий с хорошо зарекомендовавшей себя торговой маркой, интенсивно работающих над повышением своего имиджа и обладающих значительными ресурсами. Эта стратегия весьма эффективна в конкурентной борьбе.

    Другие стратегии маркетинга – рыночного позиционирования, рыночных возможностей, оптимизации прибыли по производственной программе – имеют в основном те же элементы и сферы использования, что и рассмотренные выше.

    Особое место в перечне маркетинговых стратегий занимает стратегия маркетинг-микс, которую в различных изданиях называют стратегией интегрированной функции маркетинга или оптимальной маркетинговой смесью. Основной смысл состоит в пропорциональном распределении усилий по маркетинговой деятельности между отдельными ее составляющими для эффективного воздействия на соответствующий рынок в заданное время. Вызвана эта стратегия к жизни тем обстоятельством, что неправильное соотношение отдельных элементов маркетинга затрудняет реализацию товаров и услуг, с которыми предприятие выступает на рынке. Не отвечающие требованиям рынка уровень цен, упаковка, маркировка и иное затрудняют использование рыночных возможностей. Стратегия маркетинг-микс включает не только элементы непосредственно маркетинга (состояние спроса, ассортимент и качество товара, цены, сервисные услуги, рекламу, систему доставки и стимулирование сбыта), но и производственные элементы (уровень заработной платы работников, квалификацию последних, состояние материально-технического обеспечения производства, издержки и прибыли, отношения со смежниками и т. п.). Она предполагает расчет стоимости всего набора затрат по производству товара и выводу его на уровень, позволяющий получать запланированную прибыль.

    © StrategPlann 2009