Оценка эффективности социальных мероприятий

    Основополагающим моментом формирования стратегии социально-экономического развития ре­гиона является разработка долгосрочных целей и задач развития, и дальнейшая их увязка с кратко- и среднесрочной деятельностью, путем утвержде­ния курсов действий и распределения ресурсов.

    По состоянию на сегодняшний день проблема оценки уровня развития региональных социально-экономических систем, как в теории, так и на прак­тике является относительно новой. Такую оценку необходимо производить исходя из того, что для нормального функционирования региона должно обеспечиваться взаимоувязанное и непротиворечи­вое развитие социальной и экономической подси­стем.

    С учетом этого факта в качестве методики оценки уровня развития социально-экономического комплекса (СЭК) предлагаем систему индикаторов, состоящую из четырех блоков, которые характери­зуют:

    - экономические отношения;

    - социальную ситуацию;

    - демографическое положение;

    - девиантное поведение.

    Система оценки представлена в таблице 1.

    Выделение данных блоков связано с тем, что, они в определенной степени описывают динами­ку взаимодействия социальных и экономических процессов. В частности, экономический и социаль­ный блоки отражают уровень и качество жизни граждан. Составляющие демографического блока количественно иллюстрируют ситуацию в обла­сти воспроизводства человеческого капитала. И, наконец, при помощи показателей девиантного поведения можно судить об эффективности рабо­ты общественных демократических институтов и о степени адаптации населения к рыночным от­ношениям как таковым.

    Состав индикаторов не претендует на полноту и комплексность, однако в целом предложенная методика позволяет отслеживать текущие из­менения в социально-экономической ситуации, корректировать плановые решения и принимать оперативные меры по реализации стратегии социально-экономического развития региона. Кроме того, в зависимости от целей и задач прово­димого исследования она может быть расширена и дополнена/

    На этапе составления прогноза социально- экономического развития региона возмож­но использование всего спектра экономико- математических моделей и IT технологий. При этом особое внимание следует уделить вопросам привлечения инвестиций, развития социальной инфраструктуры и созданию благоприятной де­ловой среды.

    Основная цель развития СЭК заключена в его миссии. На современном этапе миссией СЭК можно считатьосуществлениесоциально-экономической стабилизации общества, предполагающее общую стабилизацию экономики, которая, не возможна без реализации на практике социальной состав­ляющей реформирования. Общая направленность развития региона может характеризоваться как ряд последовательных мер по построению рацио­нальных структур управления, разработке страте­гических планов и программ, оптимальному рас­пределению финансовых ресурсов, определению инновационных точек роста как основы устой­чивого развития эконо­мики и стабильности со­циальных процессов.

    Планирование в со­циальной сфере не воз­можно простым методом копирования подходов, которые используются при оценке экономи­ческих мероприятий. Практические шаги, предпринимаемые в со­циальной сфере, должны опираться на стратегию равновзвешенного подхо­да к оценке альтернативных программ развития.

    Методики для оценки социальных программ в нашей стране по разным причинам еще не вы­работаны. Чаще всего на практике используются различные подходы в зависимости от того, что в данной социальной программе считается прио­ритетным с различных точек зрения: времени, средств, имеющейся информации и конечной цели.

    Таблица 1. Система оценки уровня развития СЭК

    Блоки

    Показатели

    Экономические отношения

    Индекс физического объема промышленного производства,

    Доля импортных продуктов питания;

    Доля в экспорте продукции обрабатывающей

    промышленности;

    Доля в экспорте высокотехнологичной продукции; Доля в ВВП государственные ассигнований на науку.

    Социальная ситуация

    Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедные граждан,

    Доля населения, с доходами ниже прожиточного минимума; Уровень безработицы (с учетом скрытой безработицы)

    Демографическое положение

    "Условный коэффициент депопуляции (отношение числа умер шик к числу родившихся); Суммарный коэффициент рождаемости. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении; Коэффициент Старения населения.

    Девиантное поведение

    "Уровень преступности;

    Уровень потребления алкоголя в расчете надушу населения,

    Число суицидов на 100 тыс. населения;

    Уровень распространенности психической патологии.

    Под социальным мероприятием мы будем подразумевать конкретную деятельность той или иной организации с целью изменить в желатель­ном направлении социальное положение обще­ственной группы или категории людей, которое будет выражаться в создании правовых, техниче­ских, экономических, организационных условий реализации заданной однажды цели. Тогда весь комплекс социальных мероприятий, объединен­ный общими целями, будем называть социальной программой. Любое мероприятие в таком случае - это промежуточный мост или звено цепи, соеди­няющее затрачиваемые средства и получение ко­нечного экономического результата.

    Изобразим анализируемый нами процесс схе­матически:

    А - приложенные средства;

    В - социальное мероприятие по программе;

    C - реализованное социальное мероприятие;

    D - эффекты, полученные в социальной сфере;

    E - экономические факторы.

    Таким образом, социальное мероприятие по программе В есть результат приложения необхо­димых ресурсов А и осуществляется на практике в виде C. По мере проведения социального меропри­ятия мы получаем эффекты D, которые не всегда представляют собой конечную цель социального мероприятия, чаще это лишь промежуточные эф­фекты, которые являются лишь средством до­стижения других целей, они будут выражаться в таких показателях группы как:

    - общественный вес,

    - структура,

    - поведение

    - позиции данной целевой группы.

    Только совокупность социальных мероприя­тий ведет к получению необходимого экономиче­ского эффекта. Социальные эффекты D после мно­гократного опосредования трансформируются в экономические эффекты Е. Здесь замыкается вся цепь, которая нередко принимает форму «петли». Предложенная нами схема, хотя и упрощает дей­ствительность, может служить в качестве полезно­го интерпретационного инструмента. Отношение между разными элементами данной цепи, или же в общем виде, соотношение между «входами» и «выходами» с эмпирической точки зрения и есть эффективность социального мероприятия. При оценке эффективности конкретного социального мероприятия «выходы» необходимо соотносить с потребностями, целями общественного развития. В таком случае эффективность предстанет как соотношение не только между «входом» и «выхо­дом», но и между «входом» и балансом «выходов».

    Социальные последствия социальных меропри­ятий C-D считаются тем эффективнее, чем больше полезных следствий им вызвано, но сконструиро­вать количественные показатели эффективности в большинстве случаев нельзя. Анализ основан на знании фактических результатов внедрения социального мероприятия, при этом сравнивают­ся программная форма В с его реальной формой С. При этом, если действительность расходится с программой, эффективность предстает как на­правляющее воздействие программы на факти­ческую деятельность организации. Она окажется тем выше, чем полнее совпадают программная и фактическая социальные деятельности.

    Значимость инвестиционного проекта опреде­ляется влиянием результатов его реализации на хотя бы один из (внутренних или внешних) рын­ков: финансовых, товаров и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку. Для того, чтобы рассматривать эффективность социальной политики, нельзя пренебрегать уче­том расходов, экономической пользы, убытков. Подобные упрощения неприемлемы, потому что для органов управления важна именно та оцен­ка, в которой соединяются социальные аспекты с экономическими. Представим три эмпирически измеримых понятия эффективности, учитываю­щие экономическую точку зрения.

    1.  Социальная эффективность экономических средств, израсходованных на реализацию соци­альных мероприятий (эффективность типа А-С/D). При оценке эффективности выявляется с какими расходами связано то или иное социальное меро­приятие или достижение желаемого результата. Эффективность приложенных средств тем выше, чем крупнее масштабы социальной программы или меньше социально негативных последствий.

    2. Экономическая эффективность реализован­ных социальных мероприятий (эффективность типа G/D-Е). Здесь устанавливается то, какой эко­номический эффект мы получили, реализовав за­думанные цели, или произведя необходимые из­мерения в объекте.

    3. Экономическая эффективность ресурсов, израсходованных на реализацию социальных ме­роприятий (эффективность типа А-Е). В данном случае соизмеряются элементы схемы А и Е, ее исходные и конечные звенья. Социальное меро­приятие в данном случае рассматривается исклю­чительно с экономической точки зрения, как эле­мент процесса экономического воспроизводства.

    Нельзя говорить об эффективности социаль­ных мероприятий обобщенно. Следует иметь в виду многозначность понятия и уточнять спец­ифическое значение, которое наполняет данный тип эффективности. Комплексная оценка социаль­ного мероприятия, проектов, планов и программ должна исходить из комбинации этих специфиче­ских значений, и более того, присоединять к ним качественные критерии. Суть определения такого эффекта состоит в анализе причин, обусловли­вающих положительные изменения, а для этого необходима информация о развитии процесса и его важнейших характеристик за промежуток вре­мени, предшествующий и последующий реализа­ции мероприятия. В таком случае речь идет об установлении каузальный зависимости между социальным мероприятием и зафиксированными измерениями. Под эффектом социального меро­приятия мы понимаем разницу между исходным и конечным состоянием процесса, предполагая, что эффект вызван воздействием данного мероприя­тия. На практике нельзя использовать чистый экс­перимент - единственный прием, который спосо­бен доказать данную каузальную зависимость. Из этого следует, что в нашем распоряжении имеют­ся лишь квазиэкспериментальные или неэкспе­риментальные процедуры, осуществляемые, как правило, «экс пост». Поскольку они не исключают возможности исказить оценку мероприятия со стороны внешних факторов, то подобные методы неравноценны чистому эксперименту.

    Чаще всего конечный эффект внедрения соци­альных мероприятий измеряется простым сравне­нием показателей без какого-либо последующего статистического анализа, например, сравнением показателей социального процесса до и после внедрения программы. Если соответствующий показатель развивается положительно, т.е. его па­раметры после введения программы оказываются более благоприятными, чем до этого времени, и данная тенденция в ходе реализации программы усиливается, то программа считается эффектив­ной. Подобный метод сравнения малоубедителен, ведь учитываются лишь показатели расходования средств на социальное мероприятие, т.е. измеряет­ся процессуальная эффективность программы, но не конечные результаты. Этим путем можно уста­новить лишь фактическое употребление средств, предназначенных планом на удовлетворение со­циальных потребностей, например, расширение штатов учреждений, но нельзя определить, как и в какой мере сказалось данное мероприятие на улучшении здоровья работников или снижении производственного травматизма.

    Итак, мы приходим к необходимости разли­чать типы и формы эффективности социальных мероприятий, а для установления истинного ко­нечного эффекта проводимого социального ме­роприятия необходимо сравнивать его с эконо­мическим эффектом контрольной группы, иначе истолкование результатов внедрения будет про­извольно завышенным. В широком понятии кате­гории экономической и социальной эффективно­сти сливаются, и тогда можно говорить только о социально-экономической, или же общественной эффективности.

    © StrategPlann 2009