Основополагающим моментом формирования стратегии социально-экономического развития региона является разработка долгосрочных целей и задач развития, и дальнейшая их увязка с кратко- и среднесрочной деятельностью, путем утверждения курсов действий и распределения ресурсов.
По состоянию на сегодняшний день проблема оценки уровня развития региональных социально-экономических систем, как в теории, так и на практике является относительно новой. Такую оценку необходимо производить исходя из того, что для нормального функционирования региона должно обеспечиваться взаимоувязанное и непротиворечивое развитие социальной и экономической подсистем.
С учетом этого факта в качестве методики оценки уровня развития социально-экономического комплекса (СЭК) предлагаем систему индикаторов, состоящую из четырех блоков, которые характеризуют:
- экономические отношения;
- социальную ситуацию;
- демографическое положение;
- девиантное поведение.
Система оценки представлена в таблице 1.
Выделение данных блоков связано с тем, что, они в определенной степени описывают динамику взаимодействия социальных и экономических процессов. В частности, экономический и социальный блоки отражают уровень и качество жизни граждан. Составляющие демографического блока количественно иллюстрируют ситуацию в области воспроизводства человеческого капитала. И, наконец, при помощи показателей девиантного поведения можно судить об эффективности работы общественных демократических институтов и о степени адаптации населения к рыночным отношениям как таковым.
Состав индикаторов не претендует на полноту и комплексность, однако в целом предложенная методика позволяет отслеживать текущие изменения в социально-экономической ситуации, корректировать плановые решения и принимать оперативные меры по реализации стратегии социально-экономического развития региона. Кроме того, в зависимости от целей и задач проводимого исследования она может быть расширена и дополнена/
На этапе составления прогноза социально- экономического развития региона возможно использование всего спектра экономико- математических моделей и IT технологий. При этом особое внимание следует уделить вопросам привлечения инвестиций, развития социальной инфраструктуры и созданию благоприятной деловой среды.
Основная цель развития СЭК заключена в его миссии. На современном этапе миссией СЭК можно считатьосуществлениесоциально-экономической стабилизации общества, предполагающее общую стабилизацию экономики, которая, не возможна без реализации на практике социальной составляющей реформирования. Общая направленность развития региона может характеризоваться как ряд последовательных мер по построению рациональных структур управления, разработке стратегических планов и программ, оптимальному распределению финансовых ресурсов, определению инновационных точек роста как основы устойчивого развития экономики и стабильности социальных процессов.
Планирование в социальной сфере не возможно простым методом копирования подходов, которые используются при оценке экономических мероприятий. Практические шаги, предпринимаемые в социальной сфере, должны опираться на стратегию равновзвешенного подхода к оценке альтернативных программ развития.
Методики для оценки социальных программ в нашей стране по разным причинам еще не выработаны. Чаще всего на практике используются различные подходы в зависимости от того, что в данной социальной программе считается приоритетным с различных точек зрения: времени, средств, имеющейся информации и конечной цели.
Таблица 1. Система оценки уровня развития СЭК
Блоки |
Показатели |
Экономические отношения |
Индекс физического объема промышленного производства, Доля импортных продуктов питания; Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности; Доля в экспорте высокотехнологичной продукции; Доля в ВВП государственные ассигнований на науку. |
Социальная ситуация |
Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедные граждан, Доля населения, с доходами ниже прожиточного минимума; Уровень безработицы (с учетом скрытой безработицы) |
Демографическое положение |
"Условный коэффициент депопуляции (отношение числа умер шик к числу родившихся); Суммарный коэффициент рождаемости. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении; Коэффициент Старения населения. |
Девиантное поведение |
"Уровень преступности; Уровень потребления алкоголя в расчете надушу населения, Число суицидов на 100 тыс. населения; Уровень распространенности психической патологии. |
Под социальным мероприятием мы будем подразумевать конкретную деятельность той или иной организации с целью изменить в желательном направлении социальное положение общественной группы или категории людей, которое будет выражаться в создании правовых, технических, экономических, организационных условий реализации заданной однажды цели. Тогда весь комплекс социальных мероприятий, объединенный общими целями, будем называть социальной программой. Любое мероприятие в таком случае - это промежуточный мост или звено цепи, соединяющее затрачиваемые средства и получение конечного экономического результата.
Изобразим анализируемый нами процесс схематически:
А - приложенные средства;
В - социальное мероприятие по программе;
C - реализованное социальное мероприятие;
D - эффекты, полученные в социальной сфере;
E - экономические факторы.
Таким образом, социальное мероприятие по программе В есть результат приложения необходимых ресурсов А и осуществляется на практике в виде C. По мере проведения социального мероприятия мы получаем эффекты D, которые не всегда представляют собой конечную цель социального мероприятия, чаще это лишь промежуточные эффекты, которые являются лишь средством достижения других целей, они будут выражаться в таких показателях группы как:
- общественный вес,
- структура,
- поведение
- позиции данной целевой группы.
Только совокупность социальных мероприятий ведет к получению необходимого экономического эффекта. Социальные эффекты D после многократного опосредования трансформируются в экономические эффекты Е. Здесь замыкается вся цепь, которая нередко принимает форму «петли». Предложенная нами схема, хотя и упрощает действительность, может служить в качестве полезного интерпретационного инструмента. Отношение между разными элементами данной цепи, или же в общем виде, соотношение между «входами» и «выходами» с эмпирической точки зрения и есть эффективность социального мероприятия. При оценке эффективности конкретного социального мероприятия «выходы» необходимо соотносить с потребностями, целями общественного развития. В таком случае эффективность предстанет как соотношение не только между «входом» и «выходом», но и между «входом» и балансом «выходов».
Социальные последствия социальных мероприятий C-D считаются тем эффективнее, чем больше полезных следствий им вызвано, но сконструировать количественные показатели эффективности в большинстве случаев нельзя. Анализ основан на знании фактических результатов внедрения социального мероприятия, при этом сравниваются программная форма В с его реальной формой С. При этом, если действительность расходится с программой, эффективность предстает как направляющее воздействие программы на фактическую деятельность организации. Она окажется тем выше, чем полнее совпадают программная и фактическая социальные деятельности.
Значимость инвестиционного проекта определяется влиянием результатов его реализации на хотя бы один из (внутренних или внешних) рынков: финансовых, товаров и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку. Для того, чтобы рассматривать эффективность социальной политики, нельзя пренебрегать учетом расходов, экономической пользы, убытков. Подобные упрощения неприемлемы, потому что для органов управления важна именно та оценка, в которой соединяются социальные аспекты с экономическими. Представим три эмпирически измеримых понятия эффективности, учитывающие экономическую точку зрения.
1. Социальная эффективность экономических средств, израсходованных на реализацию социальных мероприятий (эффективность типа А-С/D). При оценке эффективности выявляется с какими расходами связано то или иное социальное мероприятие или достижение желаемого результата. Эффективность приложенных средств тем выше, чем крупнее масштабы социальной программы или меньше социально негативных последствий.
2. Экономическая эффективность реализованных социальных мероприятий (эффективность типа G/D-Е). Здесь устанавливается то, какой экономический эффект мы получили, реализовав задуманные цели, или произведя необходимые измерения в объекте.
3. Экономическая эффективность ресурсов, израсходованных на реализацию социальных мероприятий (эффективность типа А-Е). В данном случае соизмеряются элементы схемы А и Е, ее исходные и конечные звенья. Социальное мероприятие в данном случае рассматривается исключительно с экономической точки зрения, как элемент процесса экономического воспроизводства.
Нельзя говорить об эффективности социальных мероприятий обобщенно. Следует иметь в виду многозначность понятия и уточнять специфическое значение, которое наполняет данный тип эффективности. Комплексная оценка социального мероприятия, проектов, планов и программ должна исходить из комбинации этих специфических значений, и более того, присоединять к ним качественные критерии. Суть определения такого эффекта состоит в анализе причин, обусловливающих положительные изменения, а для этого необходима информация о развитии процесса и его важнейших характеристик за промежуток времени, предшествующий и последующий реализации мероприятия. В таком случае речь идет об установлении каузальный зависимости между социальным мероприятием и зафиксированными измерениями. Под эффектом социального мероприятия мы понимаем разницу между исходным и конечным состоянием процесса, предполагая, что эффект вызван воздействием данного мероприятия. На практике нельзя использовать чистый эксперимент - единственный прием, который способен доказать данную каузальную зависимость. Из этого следует, что в нашем распоряжении имеются лишь квазиэкспериментальные или неэкспериментальные процедуры, осуществляемые, как правило, «экс пост». Поскольку они не исключают возможности исказить оценку мероприятия со стороны внешних факторов, то подобные методы неравноценны чистому эксперименту.
Чаще всего конечный эффект внедрения социальных мероприятий измеряется простым сравнением показателей без какого-либо последующего статистического анализа, например, сравнением показателей социального процесса до и после внедрения программы. Если соответствующий показатель развивается положительно, т.е. его параметры после введения программы оказываются более благоприятными, чем до этого времени, и данная тенденция в ходе реализации программы усиливается, то программа считается эффективной. Подобный метод сравнения малоубедителен, ведь учитываются лишь показатели расходования средств на социальное мероприятие, т.е. измеряется процессуальная эффективность программы, но не конечные результаты. Этим путем можно установить лишь фактическое употребление средств, предназначенных планом на удовлетворение социальных потребностей, например, расширение штатов учреждений, но нельзя определить, как и в какой мере сказалось данное мероприятие на улучшении здоровья работников или снижении производственного травматизма.
Итак, мы приходим к необходимости различать типы и формы эффективности социальных мероприятий, а для установления истинного конечного эффекта проводимого социального мероприятия необходимо сравнивать его с экономическим эффектом контрольной группы, иначе истолкование результатов внедрения будет произвольно завышенным. В широком понятии категории экономической и социальной эффективности сливаются, и тогда можно говорить только о социально-экономической, или же общественной эффективности.