Особенности стратегического управления предприятий малого и среднего бизнеса в условиях информационной экономики

    Малый и средний бизнес играет важную роль в развитии как отдельных регионов, так и стран в це­лом. Данный сектор ведет страну к инновационно­му развитию - именно малый и средний бизнес яв­ляются средой формирования и развития большого количества инноваций.

    Достижение предприятиями малого и средне­го бизнеса «критической массы» в национальной экономике может стать одним из факторов само­поддерживающегося роста. Такое направление раз­вития особенно важно для переходных экономик, страдающих от последствий хозяйственного гиган­тизма и слабости горизонтальных производствен­ных связей.

    К основным особенностям управления малого и среднего бизнеса в условиях новой, информационной экономики, где значительную роль играют немате­риальные активы - знания, инфор­мация, инновации, на наш взгляд, можно отнести следующие:

    • Высокая чувствительность к изменениям внешней сре­ды: небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на смену хозяйственной конъ­юнктуры, падение или повышения;
    • Большая гибкость в рыноч­ных условиях: создание глу­бокой специализации и кооперации, при этом быстрое реагирование на запросы по­требителей и осуществление изменений;
    • Повышенная восприимчивость к инноваци­ям: более половины инноваций возникает и начинает применяться именно в этой сфере;
    • Сочетание высоких рисков с высокими по­тенциальными доходами: необходимо по­стоянно отслеживать малейшие изменения во внешней среде, чтобы не потерять нишу и доход;
    • Работа в условиях высокой конкуренции предпринимательской активности;
    • Так, на первой стадии создания, необходимо учитывать высокую неопределенность среды как внутренней, так и внешней, что ведет к акценту внимания в управлении на таких моментах как управление и анализ процессом выбора идеи, направления и стратегии деятельности, формирования страте­гического плана, построения производственной и организационной структуры предприятия, подбора необходимого персонала, закупки оборудования, сы­рья, организации производства продукции (услуг).

    На стадии роста для управления малым и сред­ним бизнесом важным является управление марке­тинговой и инновационной деятельностью, коррек­тировка функциональных стратегий, так как ранее было отмечено, что предприятия малого и среднего бизнеса работают в условиях высокой конкуренции и предпринимательской активности.

    На стадии зрелости предприятие, способное к изменениям, гибко реагирующее на динамику внешней среды может долгие годы успешно функ­ционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства и перехода в стадию упадка. Однако, в силу своей высокой чувствительности к любым ко­лебаниям рынка и ограниченности ресурсов, малый и средний бизнес должен искать новые методы, тех­нологии для отражения атак со стороны внешней среды - конкурентов, поставщиков, меняющегося законодательства и проч. Поэтому управление ма­лым и средним бизнесом на стадии зрелости долж­но быть ориентировано не только на сохранение существующего уровня, но и на его повышение за счет революционного - инновационного развития. Важное значение на данной стадии играет инвести­ционная стратегия, а также стратегия международ­ной деятельности, а развитие компании: анaлиз ситуации и планирование всегда должно быть на предприятии и волновать руководство.

    Несмотря ни на что, даже в странах с развитой рыночной экономикой малые и средние предпри­ятия, которые обладают значительной структу­рой и организационной гибкостью, повышенной восприимчивостью к различным нововведениям и являются важнейшим резервом развития хозяй­ства, сталкиваются с немалыми трудностями как на внутреннем рынке, так и в процессе осуществления международной деятельности.

    В ходе исследования автором были выявлены основные проблемы промышленных предприя­тий малого и среднего бизнеса на существующем этапе развития рыночной экономики в России. Был проведен опрос руководителей предприятий данного сектора в Псковской, Ленинградской и Новгородской областях, в результате которого вы­яснилось, что регионы имеют ряд общих проблем: отсутствие четко построенной системы поддержки и развития малого и среднего бизнеса на уровне региональных властей, противоречия законода­тельных инициатив, высокие требования для по­лучения кредитов со стороны банковского сектора, отсутствие информированности о существующих возможностях, предоставляемых государством для малого и среднего бизнеса, проблемы с развитием инновационных производств из-за отсутствия кана­лов распространения и продвижения, слабые связи внутри промышленного сектора между смежными производствами.

    Для решения проблем, с которыми сталкивают­ся предприятия малого и среднего бизнеса, а также для ограничения воздействия негативных факто­ров необходимо усиливать существующие государ­ственные институты поддержки малого бизнеса за счет совершенствования их организационной структуры, также необходимо создать новые ме­тоды и механизмы стимулирования и поддержки предпринимательской активности на основе анали­за зарубежного и собственного опыта в этой сфере. Данная система должна быть построена на основе инновационного развития предприятия - решение проблемы построения эффективной системы управ­ления инновационным развитием предприятий ма­лого и среднего бизнеса с учетом их особенностей в условиях новой экономики даст возможность не только поддерживать, но и успешно развивать этот сектор.

    Подписанием 5 июля 2010 года совместного заяв­ления Президентов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о вступлении в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного со­юза ознаменован переход ко второму этапу формиро­вания Единой таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сооб­щества.

    Отмена процедуры таможенного оформления и отмена взимания экспортных пошлин во взаимной торговле могут стать поистине прорывом в эконо­мической интеграции стран-членов Таможенного со­юза, особенно в развитии приграничного социально- экономического сотрудничества.

    В течение второго этапа формирования Единой таможенной территории предстоит унифицировать экспортный контроль, торговые режимы по отно­шению к третьим странам, информатизировать про­цессы регулирования внешней торговли, завершить процесс по приведению национального законода­тельства стран в соответствие с законодательством Таможенного союза.

    Безусловно, новизной считается система взима­ния ввозных таможенных пошлин на внешней тамо­женной границе Таможенного союза и последующего пропорционального распределения между бюджета­ми стран-участниц. Причем, окажется ли она эко­номически выгодной либо невыгодной для какой- либо из стран - покажет практика. Первые выводы о справедливости установленных нормативов распре­деления сумм ввозных таможенных пошлин можно сделать уже по завершении третьего квартала 2010 года.

    Кроме этого, следует отметить новый механизм ад­министрирования косвенных налогов при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе. Применение новых принципов взимания косвенных налогов мо­жет негативно сказаться на величине поступлений НДС в бюджет от субъектов бизнеса, ввозящих товары с территории государств-членов таможенного союза. Процедура администрирования НДС, действовавшая до 1 июля 2010 года, исключала возможность пере­сечения груза через таможенную границу Российской Федерации без внесения суммы налога на депозит в таможенных органах и дальнейшего его отнесения в доход государства в размере, заявленном в грузовой таможенной декларации. Иными словами, таможен­ный орган не пропускал товар на территорию России, если по нему не был предоплачен НДС. С 1 июля 2010 года налогоплательщик может провезти на террито­рию России товар, произведенный либо выпущенный для свободного обращения на территории Республики Казахстан, без таможенного оформления и предвари­тельной уплаты косвенных налогов. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, налогоплательщик должен задекларировать в налоговом органе по ме­сту постановки на налоговый учет факт ввоза и упла­тить причитающуюся сумму косвенных налогов. При этом факторами, принуждающими импортера декларировать факт ввоза в целях уплаты косвенных налогов, можно назвать следующие.

    Первый - экспортер товара не сможет подтвер­дить применение нулевой ставки по НДС, если налог не уплачен импортером. Добросовестность импорте­ра будет обеспечиваться информированием экспорте­ром налоговых органов по месту своего нахождения, которые, в свою очередь, в рамках информационного обмена между налоговыми органами будут переда­вать информацию об экспортно-импортной операции в налоговые органы по месту нахождения импор­тера. Также при пересечении границы Республики Казахстан с 1 июля 2010 г. по 1 июля 2011 г. таможен­ными органами в режиме on-line будут передаваться в налоговые органы документы контроля за доставкой с указанием сведений об импортере, экспортере, то­варе и пр. Вторым фактором является необходи­мость документального подтверждения расходов им­портера в целях ведения бухгалтерского и налогового учета. Наличие этих факторов, безусловно, ограничи­вает налогоплательщиков в уходе от уплаты косвен­ных налогов, но совсем не исключает этого. Назовем несколько ситуаций, нивелирующих влияние указан­ных принуждающих факторов. Следует сделать ого­ворку, что мы не рассматриваем ситуации с торговлей подакцизными товарами.

    © StrategPlann 2009